Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи Возрождения. Он бесконечно творил, поскольку не хотел жить в мире, где господствуют стереотипы.
До многих его изобретений человечество дозрело только спустя века.
Интересно, что безудержной фантазии Леонардо некоторые ученые приписывают и его воспоминания о поездке в Киликию — в город Калиндру.
Так или иначе, в одном из своих «Армянских писем» Леонардо указывает точное место своего пребывания: «находясь в этой части Эрмении…» А ученые мужи, коли им угодно, могут спорить, бывал да Винчи в Армении или нет…
Ученик опыта
Если бы Леонардо решил инкогнито посетить армянскую землю, он нашел бы миллион и один способ завуалировать сей факт. Кому как не автору Джоконды удавалось сохранить в тайне все, что он считал нужным?
Незаконнорожденное дитя любви, признанное благородным семейством отца, выросло человеком столь же остроумным, сколь и осторожным. С годами осторожность переросла в скрытность: несмотря на тысячи документальных свидетельств, оставшихся после Леонардо, о его личной жизни сегодня мало что известно. Не слишком хорошо знали Леонардо и современники.
Им, к слову, был непонятен его образ жизни: мастер не ел мяса, спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, игнорируя ночь как таковую. Оmo sanza lettere — «неграмотный», как себя называл Леонардо (внебрачным детям не было позволено обучаться в университете), виртуозно зашифровывал свои записи.
Человечество должно было познавать его идеи (например, конструкцию подводной лодки, сопровождаемую конкретными указаниями для водолазов) по мере «созревания».
К тому же писал он только левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении: рукописи да Винчи читают при помощи зеркала. Не является исключением и Codex Atlanticus — «Атлантический кодекс», содержащий «Армянские письма».
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении
Он не доверял чужому мнению и постигал все опытным путем. Leonardo Vinci dissepolo della sperientia («Леонардо Винчи, ученик опыта») — с гордостью подписывался он.
На службе у Вавилонского
«Начиная с последней трети ночи вершины гор освещены солнцем» — так описывает Леонардо Тавр, сравнивая его с кометой. Когда между солнцем и горами оказываются облака, возникает причудливая игра света и тени:
Тавр «распадается то на две, то на три части, удлиняясь либо укорачиваясь». На полпути к вершине «воздух становится обжигающим, здесь никогда не дует ветер. Здесь не может долго прожить ни одно живое существо, кроме хищных птиц, которые обитают в высокогорных расщелинах Тавра и в поисках добычи спускаются ниже облаков.Здесь только скалы, и каждая сияет ослепительной белизной».
Слова Леонардо проиллюстрированы эскизом на пожелтевшем от времени пергаменте. Но автор не ограничивается одним описанием — он оказался в «нижней части Западной Армении» в момент страшного наводнения, произошедшего «по причине образования расщелины в Тавре».
«Десять часов подряд на нас обрушивались бедствия. Вначале мы подверглись нападению и насилию ураганных ветров, потом долину заполонили сильнейшие снежные метели, разрушившие большую часть города. Вдобавок вода затопила его нижнюю часть.
Внезапно начался ливень, и целый поток низвергающихся вод, смешавшись с песком, грязью и камнями, корнями и ветвями вырванных деревьев, увлек их с собой.
Затем последовал грандиозный пожар — не только из-за ветров, но и по вине примерно тридцати тысяч разбойников, которые разорили страну и продолжают ее разрушать» («Армянские письма», Codex Atlanticus). Леонардо предлагает и свое решение проблемы наводнений — «отыскать выход для воды между Таврскими горами».
И тут же просит «Девадара Сирии, наместника святейшего султана Вавилонского», которому адресовано одно из «Армянских писем», не сердиться из-за задержки.
Он обязан был сопровождать султана, инспектировавшего в 1477 году состояние крепостей по всей долине Тигра и Евфрата, но не смог, поскольку был занят исследованием причины разрушительного события и его описанием.
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении
Документально подтверждено его пребывание во Флоренции в 1472, 75, 78 и 81-м годах, в Милане — в 1483 и 87-м. Чем был занят Леонардо в один из промежутков времени, о которых нет сведений, помогли установить «Армянские письма»: работал инженером у египетского султана Каит-бея Вавилонского.
Купол на квадрате
Еще во Флоренции Леонардо да Винчи восхищался мастерством народа, построившего купол на квадрате. «Италии было суждено вторично познакомить Европу с восточноарийским куполом.
Возрождению было суждено признать существенное преимущество плана простого армянского купола и на длительное время дать ему место в европейской архитектуре» — напишет в начале XX века австрийский историк искусства Йозеф Стржиговский.
Одним из первых европейцев, кто использовал эту форму купольных сооружений, был Леонардо: об этом свидетельствуют зарисовки, сделанные им во время «путешествия в Эрмению».
Кстати, Армянского Киликийского царства тогда уже не существовало. В апреле 1375 года под напором египетских мамелюков пала его столица — город Сис, а в 1424 году войска египетского султана полностью овладели Киликией. Но да Винчи упорно продолжает именовать место своего пребывания Эрменией.
С юных лет Леонардо подолгу сиживал во дворе флорентийской базилики Сан-Миниато, над главным алтарем которой сияла золотом надпись San Miniato Rex Ermenie. Там он заслушивался рассказами длиннобородых священников об армянине, принявшем в 250 году в Тоскане мученическую смерть за проповедь христианства.
Кратковременное безумие
Что толкнуло не испытывающего недостатка в заказах dipintore — практикующего художника, члена флорентийского братства Compagnia di San Luca (Общество святого Луки, покровителя живописцев) отправиться в Эрмению?
В апреле 1476г. в ящик для доносов (их делали в форме львиной морды и устанавливали в итальянских церквях) анонимный блюститель нравственности подбросил донесение на семнадцатилетнего ученика ювелира Якопо Сальтарелли. Юноша якобы оказывал интимные услуги «дюжинам мужчин», среди которых был назван и Леонардо да Винчи.
Леонардо, таланты и непонятное поведение которого смущали флорентийцев, был арестован Ночной стражей Флоренции и обвинен в содомии. Во Флорентийской Республике она каралась штрафом, позорным столбом, клеймением, ссылкой, а в некоторых случаях и сожжением на костре.
И хотя в июне того же года он и еще трое обвиняемых были оправданы, эта история сильно повлияла на молодого художника. К тому же громкий скандал отразился на отношении к нему правителя Лоренцо Медичи (Великолепного) — Леонардо, единственный среди всех видных флорентийских художников, лишился покровительства главы республики.
«Гнев есть кратковременное безумие» — вывел из этого да Винчи, у которого появилось страстное желание вырваться из гнетущей атмосферы некогда родного города. Вскоре аж на пяти листах «Атлантического кодекса» появились изображения «машины для открывания темниц изнутри» — одного из первых изобретений Леонардо-механика.
Путь из Флоренции к берегам Малой Азии занимал не больше месяца. До Киликии можно было с комфортом добраться на одном из кораблей, выполнявших регулярные рейсы.
Постоянное сообщение было налажено с тех пор, как Флорентийская Республика завладела Пизой и выкупила пристань в Ливорно. Это облегчило и деятельность армянских купцов, поставляющих в Европу восточные товары: шелк, пряности, драгоценности…
Terra Armena
Леонардо учился живописи в мастерской Андреа Верроккьо — лучшего рисовальщика своего поколения и, возможно, лучшего педагога. Боттега (bottega — «лавка, художественная мастерская») Верроккьо располагалась на виа Гибеллина, а неподалеку, на виа деи Гречи (эта средневековая улочка сохранилась до сих пор) находились мастерские восточных ремесленников — греков и киликийских армян. Свою художественную школу во Флоренции они создали раньше Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319).
В «Трактате о живописи» Леонардо упоминает о Terra Armena. Эта темно-желтая краска больше никем из художников не использовалась. Возможно, краску цвета армянской земли да Винчи привез из Эрмении…
На страницах Codex Atlanticus Леонардо да Винчи отметил, что в дальнейшем собирается отдельной книгой представить «свои впечатления об Эрмении».
Из составленного им синопсиса следует, что он предполагал написать в ней о пророке, предсказывавшем беды и разрушения.
Армяне вначале заключили его в темницу, а затем, убедившись, что все его пророчества сбываются, освободили. Был ли написан этот труд, до сих пор не известно.
Во всяком случае, не исключено, что когда-нибудь, где-нибудь всплывет рукопись с леонардовскими впечатлениями об Армении и описанием путешествия в страну, которой нет. Ведь сам великий мастер был уверен, что «тайну долго не скроешь: мирская молва, что морская волна, — все выплескивает наружу».
вне строк
После смерти Леонардо да Винчи было обнаружено три звена, связывающих великого художника и ученого с Арменией: это план армянской церкви в уникальном стиле Багаран, найденный в его дневнике, “Армянские буквы”, зеркально отображенные в его дневнике “ The Codex Atlanticus”, и портреты трех армянских правителей. Об этом сообщается в статье Мелкона-Армена Ханджяна, сотрудника Aquarian Millennium Armenological Institute в США. Согласно статье, Эти находки служат основанием для предположения ученых о том, что да Винчи путешествовал по Армении.
PanARMENIAN.Net — После смерти Леонардо да Винчи было обнаружено три звена, связывающих великого художника и ученого с Арменией: это план армянской церкви в уникальном стиле Багаран, найденный в его дневнике, “Армянские буквы”, зеркально отображенные в его дневнике “ The Codex Atlanticus”, и портреты трех армянских правителей. Об этом сообщается в статье Мелкона-Армена Ханджяна, сотрудника Aquarian Millennium Armenological Institute в США. Согласно статье, Эти находки служат основанием для предположения ученых о том, что да Винчи путешествовал по Армении.
Церквей в стиле Багаран не было в Киликийской Армении, где предположительно был да Винчи. Она была построена на правом берегу реки Ахурян, в Восточной Армении, в 624-631 гг., и только там художник мог найти и скопировать его план в свою тетрадь. В этом же стиле построены церкви Эчмиадзина. Церкви в этом стиле также в Европе. Их строителями являются армяне. Таким образом, версия о том, что да Винчи посетил лишь Киликийскую Армению не находит своего подтверждения. В его дневнике “The Codex Atlanticus” было обнаружено также 2 страницы, на которых писатель зеркально отобразил армянские буквы и рассказал о своем посещении Таврических гор.
Некоторые историки не соглашаются с тем, что да Винчи путешествовал по Армении. Они считают, что армянские буквы, найденные в дневнике и описание гор является предысторией для создания романа о конце света, который да Винчи собирался написать.
Однако его описание Таврических гор, Эрзрума, рек Тигр и Ефрат, находящихся между Черным и Каспийским морями, с прилагающимися рисунками, позволяет судить o том, что он очень хорошо знал Армению.
Автор этой статьи утверждает, что Леонардо да Винчи не только был хорошо знаком с армянским искусством, но и вдохновился им при создании своей картины “Тайная вечеря”. Армянский библейский манускрипт, созданный еще в 1038 году в Ванской школе, первый и единственный в истории рисунок, изображающий среди учеников Христа женщину – Марию Магдалину, нежно прислонившую голову на плечо Христа.
Возможно, что да Винчи был вдохновлен именно этой миниатюрой, изображая в своей “Тайной вечери” похожую на женскую фигуру одного из учеников Христа.
Еще один древний армянский манускрипт из Арцаха, датированный 13-14 веками, изображает Иисуса, окруженного 11 апостолами (изображены только головы). Отдельно на рисунке изображена Мария Магдалена, однако из рисунка становится ясно, что она дополняет 11 учеников Христа.
Третий манускрипт – “Восхождение” (1287 год, Киликия), приписывается Торосу Рослину и изображает Иисуса, восходящего в рай со своей матерью — Марией. Внизу сцены изображены 13, а не 12 апостолов. Здесь также представлен портрет женщины с заплетенной косой и лентой в волосах. Это Мария Магдалина.
Все три картины были сделаны за несколько веков до создания “Тайной вечери” Леонардо да Винчи и изображали Марию Магдалину как человека очень близкого Христу. Эти рисунки были из Киликии, Вана и Арцаха, то есть из Западной, Центральной и Восточной Армении. Вполне вероятно, что во время своего путешествия по Армении художник мог увидеть и вдохновиться ими.
Таких рисунков, может быть, было много, однако огромное культурное наследие Армении было утеряно в результате многовековых войн и нашествий.