Ирландия и Армения: язык, история, повествование – Журнал индоевропейских исследований
Рецензируемый сборник научных статей является 61-м томом авторитетной в академических кругах серии «Журнал индоевропейских исследований», основанной в 1973 году. Редакторы тома – Максим Фомин (Ирландия), Алвард Дживанян (Армения) и Шемус МакМахуна (Ирландия).
В сборнике представлены научные статьи, исследующие историографические, лингвистические, культурологические, антропологические, мифологические и другие аспекты культуры двух небольших стран, Ирландии и Армении, расположенных на западной и восточной периферии индоевропейского ареала.
Первое исследование, являющееся основным докладом, принадлежит профессору Шемусу МакМахуна, бывшему директору Института ирландских и кельтских исследований Ольстерского университета.
В его многоаспектной статье «Творческие свидетельства из Ирландии и Армении: параллели в историографии, отшельнической традиции, мифах и легендах» исследуются очевидные параллели, существующие в армянской и ирландской традициях в этих сферах.
Творческие свидетельства очевидцев становятся своего рода канвой для раскрытия основной темы исследования и формирования подходов к ее изучению.
Параллели между ирландскими и армянскими традициями в исследуемых областях автор объясняет тем, что повествователи и очевидцы действовали в рамках единой парадигмы и творили на основе единых или же подобных источников.
Происхождение и источники некоторых мифов и легенд, существующих в обеих культурах, иногда трудно определить точно, но автор предполагает, что некоторые из них, несомненно, исходят из единого индоевропейского наследия.
Как и откуда они распространились, установить еще труднее, и этот вопрос должен стать объектом рассмотрения наряду с языковым материалом.
Первая глава сборника, «Индоевропейская протяженность», содержит три статьи и охватывает лингвистический материал. Профессор Карл Хорст Шмидт (Боннский университет) в своей статье «Армянский и кельтский (языки): о новых классификациях ранних индоевропейских диалектов» в первую очередь рассматривает место армянского языка в индоевропейской семье языков, затем переходит к очерчиванию языковых черт, которыми и доказываются ранние контакты протокельтских языков с восточными индоевропейскими языками.
Статья Александра Фалилеева (Университет Аберистуита, Уэльс) и Петра Кочарова (Институт лингвистических исследований,
Санкт-Петербург) «Кельтский, армянский и восточные индоевропейские языки: комментарии к новой гипотезе» обсуждает статью К. Х. Шмидта, упомянутую выше. Авторы пытаются проследить возможные связи между протокельтским, протоармянским и другими восточными индоевропейскими языками.
Исследуются как морфологические, так и лексические изоглоссы в сравнении с данными восточных индоевропейских, тохарского, германских, балтийских и греческого языков. В заключение они делают вывод, что кельто- армянские соответствия менее важны, чем соответствия между армянским, греческим и индо-иранскими языками.
Максим Фомин (Ольстерский университет) представлен интересной статьей «Армения в Ирландии: индоевропейское родство, средневековые легенды, и псевдоисторические сообщения», где рассматривается, как армянский языковой материал использовался ранними кельтскими учеными в работах о переустройстве индоевропейских языков. Статья завершается представлением любопытных исследований XVIII века, в которых ирландские знатоки древностей пытались найти корни гэлов в Армении.
Последняя, четвертая глава сборника, «Повествование, историческая поэтика и фольклор», содержит две статьи. Статья Саргиса Арутюняна (Институт археологии и этнографии НАН РА) «О некоторых ритуальных и мифологических чертах армянского эпоса «Сасунские удальцы» посвящена глубинному изучению некоторых аспектов армянского народого эпоса «Сасунские удальцы».
По мнению автора, в эпосе аллегорически представлены события, происшедшие в Месопотамии и Южной Армении в далеком прошлом, и герои эпоса действительно являются предками армян. В статье
также рассматриваются различные стилистические признаки эпоса, которые восходят к ритуалу почитания усопших предков у армян.Далее Саргис Арутюнян обращается к дохристианским ритуальным традициям и верованиям и утверждает, что они соответствуют армянской христианской этической и религиозной системе.
Автор: Гоар Меликян
Хачкар в Ирландии на скале Кашел
Согласно утверждённой теории, армяне были первыми жителями острова Ирландия, на что указывает сходство армянской и кельтской культур, наличие в Ирландии армянских хачкаров (крест-камней), а также тот факт, что ирландская церковь в своих псалмах просит у Бога благоденствия и для Армении.
Сегодня всего 15 семей живут в Ирландии, однако история этой страны имеет тесные связи с армянской. Арийцы, по исследованию Донована Салливана представлены армянами, мидийцами и иллирийцами, народы, которые участвовали в этногенезе ирландцев.
В ту очень древнюю эпоху семиты и арийцы обитали вместе в горах Армении, а находясь вблизи они, конечно, могли иметь прямые связи с кельтами или гомерами, многочисленные племена которых жили тогда на северном побережье Черного моря.
Эти гомеры, издавна известные ханаанским племенам юга, еще лучше были известны ассирийцам.
В конце XIII в. между двумя народами имели место и конфликты и союзы. Кельты не оставили потомкам памятников своего триумфа и забыли их, но их более аккуратные соперники из Азии сохранили следы подвигов, которые они приписывали себе.
Подполковник Роулинсон в клинописных надписях часто встречал название «гумирийцы» (Gumiris), в частности, в Бисутуне. Значит, именно в пределах Армянского Нагорья встречаются первые упоминания о народе, которому предстояло распространиться в Европе.
Сегодня многие ученые выдвигают версии о схожести армянских и кельтских крестов, а также о появлении первых хачкаров на территории Ирландии. Пытаясь объяснить происхождение крестов, учёные выдвинули гипотезу, что прообразы высоких ирландских крестов следует искать в христианских странах.
Следы ведут в Армению, в 2005 году на раскопках погребённого города Тигранакерта были найдены пять аналогов «высоких ирландских крестов», так что вопрос, откуда в Ирландии появились высокие кресты — получил неожиданный поворот и сегодня ряд таких ученых как Патрик Воулш и Девид Росс основали в Дублинском университете кафедру изучения Армении.
Другая очевидная схожесть: на этническом (мертвом) ирландском языке «гардмир» — означает красный, Девид Росс сегодня занимается также изучением древних кельтских языков и находит поразительные сходства с армянским:
« Сегодня мы имеем возможность изучать многие районы Армянского Нагорья , где зародилась индоевропейская семья и откуда пошло переселение , в частности сегодня уже генетически доказано близкое родство ирландцев с армянами и баварцами, к сожалению многие исследования начались относительно недавно, однако мы уверены, что скоро сможем составить полную картину».
По оценкам Оксфордского генетика Оппенгеймера, сегодня у ирландцев всего 12% ирландских генов, и в заключение, приводит результаты недавно проведенного генетического исследования в различных областях Армении, который показал, что у жителей армянских областей Сюника и Арцаха наличие характерного генетического кода, который идентичен общему коду ирландцев.
Общины сегодня в Ирландии нет, однако на улице Сэн-Патрика был открыта небольшая армянская школа, где обучаются 12 детей, там же воздвигнут хачкар. Как уже было ранее сказано, при Дублинском университете открыта кафедра изучения Армении, издаются публикации.
Отсутствие сильных связей между Ирландией и Арменией, не позволяют сегодня реализовать многие потенциальные проекты, в частности в науке. Однако первые шаги ученые из Дублина уже сделали.
Источник: David Ross -«Irish Aryan Origins», Jacob Gazarian — «A journey from Armenia to Ireland» от: Александр Бакулин