Французский сопредседатель все еще в Ереване: Париж активизирует усилия?
Высоко ценю постоянную поддержку Франции как страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, заявил вице-спикер Национального Собрания Армении Рубен Рубинян 14 апреля в ходе встречи с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Брайсом Рокфо. Стороны обсудили сложившуюся в регионе после 44-дневной войны ситуацию и обменялись мнениями о процессе нормализации армяно-турецких отношений.
Мсье Рокфо прибыл в Ереван в воскресенье и находится у подножия Арарата уже четвертый день. О чем мсье Рокфо говорит с армянскими чиновниками, есть ли у Парижа новые предложения?
Никол Пашинян уже второй день заявляет в парламенте, что «международное сообщество» требует признать территориальную целостность Азербайджана, снизить планку статуса Арцаха и прочее. Входит ли Париж в «международное сообщество», якобы, требующее признания итогов 44-дневной войны?
Сразу после 44-дневной войны обе палаты Национального собрания Франции приняли резолюции с призывом признать Арцах и вернуться к границам 1994 года. Кроме того, президент Макрон изъявил готовность, в случае обращения Армении, инициировать заседание Совбеза ООН. Были и другие инициативы, но армянская сторона отвечала клятвенной приверженностью «трехсторонним заявлениям».
Но сейчас правительство Армении стало осторожно намекать на то, что Еревану может понадобиться международная поддержка. «Мы хотим использовать при уточнении границ только имеющие де-юре значение факты и доводы, получить признание этой легитимности в международном сообществе и на этой базе достичь согласия по поводу границ», «надеемся, что международное сообщество будет внимательнее к среде безопасности по всей протяженности границ», «мониторинг приграничной ситуации может быть с привлечением международного экспертного потенциала», заявил Пашинян.
Были ли с французским сопредседателем обсуждены эти важные вопросы, в частности, использование для делимитации границ легитимных с международной точки зрения документов, привлечение международных сил к мониторингу безопасности на границе в период делимитации? И может ли Минская группа сыграть в этом роль?
Мандат Минской группы не утерял силу. Это признал и Алиев, который заявил, что де-факто мандата МГ нет, но де-юре он сохраняется. В Армении почему-то идентифицируют мандат МГ с составом сопредседателей, заявляя, что при нынешних противоречиях между сопредседателями работа Минской группы невозможна. Но мандат Минской группы не связан с составом сопредседателей, и Еревану с помощью дружественных стран следует настаивать на задействовании мандата.