ИСХОД АРМЯН ИЗ НАХИДЖЕВАНА
Один из центральных районов Великой Армении – исторической родины армян – Нахиджеван, находящийся на стыке Васпуракана, Сюника и Айрарата, в 1921г. в результате козней турецко-большевистских сил был насильственно отторгнут от Армении и присоединен к Азербайджану. И при весьма благоприятных обстоятельствах, оказавшихся возможными благодаря советскому политическому режиму, в этом крае сбылась вековая турецко-азербайджанская мечта – армяне были изгнаны из более чем 80 населенных пунктов компактного проживания.
Как известно, в 1604-1605гг. после осуществленной шахом Аббасом насильственной депортации, Нахиджеван утратил большую часть армянского населения, но в 1828г. после вхождения Восточной Армении в состав России согласно Туркменчайскому договору, край стал одним из уездов Эриванской губернии и вновь стал заселяться армянами.
Накануне событий 1918г. подавляющее большинство армянского населения Нахиджевана составляли, наряду с прибывшими туда после заключения Туркменчайского договора переселенцами из иранского Хоя и Салмаста, и беженцы, спасшиеся во время Геноцида армян в Турции. Однако большая их часть покинула родные места после 1918-1920гг.
С первых же лет после советизации Азербайджана власти этой новоиспеченной республики установили запрет на возвращение армян к родным очагам.
24 июня 1922г. Председатель Совнаркома Азербайджана Газанфар Мусарбеков заявил правительству Армении, что по решению ЦИК Азербайджана запрещено массовое возвращение армянского населения на территорию республики, в том числе Нахиджевана. Несмотря на многочисленные протесты и просьбы, направленные в Ереван, Баку и Москву, решениями ЦИК Нахичеванской АССР от 26 апреля 1926г. и ЦИК Азербайджана от 29 мая того же года этот вопрос был закрыт с той мотивировкой, что «сельское население Нахичевани не обеспечено достаточным количеством земли для ведения сельского хозяйства» и потому возвращение армянского населения в Нахичеванскую АССР поставит местных крестьян в крайне тяжелое положение, в связи с чем наркому сельского хозяйства Нахичеванской АССР предлагается выделять земельные участки лишь тем лицам, кто вернулся в республику до 1 апреля 1925г.
После изгнания армян Кзнут, Шахкерт, Газанчи, Айлапат, Абракунис и другие крупные населенные пункты начали заселяться азербайджанцами, как местными, так и переселившимися из Армении (Зангезур, Вайоц Дзор) и Азербайджана.
В 1927г. в Нахичевань прибыл Председатель ЦИК СССР Рыков, привезя с собой многочисленные заявления с жалобами от нахиджеванских армян. По его приказу был арестован целый ряд руководителей автономной республики (некоторые из них были расстреляны), и армянам было разрешено вернуться в места их исконного проживания. В середине 1930гг. численность армянского населения стала расти, и приблизилась к 25% от общего количества населения. На территории Нахичевани действовало 30 сельских и 4 городских армянских школы, армянские отделения педагогического и медицинского училищ, армянский театр, и жизнь армянского населения республики стала входить в нормальное русло.
Однако эти перемены не устраивали Азербайджан, и с конца 1930гг., воспользовавшись ужесточением сталинской политики, республиканские власти приступили к осуществлению организованной на государственном уровне программы по вытеснению армян, и противостоять этому на сей раз было уже невозможно. Прежде всего закрылись армянские отделения учебных заведений, армянский театр, вслед за этим целый ряд руководителей автономной республики армянского происхождения был заменен лицами азербайджанской национальности.
Жертвами этих и последовавших за ними новых притеснений стали Азарапет Григорян, заместитель председателя Совета министров Мнацакан Минасян, первый секретарь Шахбузского района Мамикон Овакимян, государственные и партийные деятели Ованес Григорян, Норик Григорян и многие другие.
Власти намеренно препятствовали даже культурным связям с Арменией, запрещали проводить подписку на издаваемые в Армении периодические издания. А впоследствии, особенно с 1960г., райкомы большую часть сельскохозяйственных обязательств налагали именно на села с армянским населением, снимали с работы руководителей, пользовавшихся большим авторитетом среди населения. Например, после увольнения с должности председателей колхозов сел Гюмур и Ариндж начался исход в Армению не только отчаявшегося населения этих деревень, но и из сел Бабунк, Карабаба, Оцуп, Бадамлу, Норс и райцентров Шахапонк и Шахбуз. И через несколько дней после того, как армяне покинули свои насиженные места, азербайджанцы завладели покинутыми ими домами и садами. За этим последовал исход населения из армянских сел Шорот, Парадашт и Гяк Джульфинского района.
А задолго до этого, еще в 1950гг., жертвами первой волны Белой резни стали жители армянских сел Астапат, Ернджак, Ленинабад и большая часть армянского населения городов Нахичевань и Джульфа.
В том, что произошло, была доля вины и властей Советской Армении, оставивших нахиджеванских армян наедине с их трагедией, длившейся не одно десятилетие. Правительство Армении даже не попыталось приложить усилий для оказания поддержки своим соотечественникам, находящихся в самом центре территории Армении, хотя бы в деле обеспечения края кадрами в сфере педагогики, медицины и культуры, организовав прием молодых людей в вузы на внеконкурсной основе с направлением их после окончания учебы на работы по месту жительства.
Более того, завлекая зарубежных армян славословиями в честь «цветущей и гостеприимной родины» и заманчивыми лозунгами, сами больше других разрушали основы исконно армянских Нахиджевана, Арцаха, Утика и Джавахка.
Единственным исключением был, пожалуй Первый секретарь ЦК Компартии Армении Яков Заробян, издавший распоряжение об установлении прямого автобусного сообщения, связавшего Ереван с самым большим в Нахичевани армянским селом Азараберд.
Итак, под воздействием различных факторов государственной политики, численность армян стала сокращаться, составив в 1960г. около 10%, а в 1988г. накануне известных событий всего 1.5%, из которых около 1% проживало только в заселенном армянами селе Азараберд, 0.5% — в исторической области Гохт, армянских селах Цгна, Парака, Бист, Верхний Аза, Дер, Рамис, Танакерт, Алаги, Месропаван, а также в городах Нахичевань, Джульфа, Шагапонк.
Окончательное изгнание армян произошло 22 ноября 1988г. После антиармянского митинга в центре Нахичевани разъяренная толпа разгромила здание райкома, выломав двери и окна, сожгла принадлежавшие Советской армии две артиллерийские установки, затем наводнила весь город, чиня расправу над армянами. В 12 часов, когда было объявлено чрезвычайное положение, оставшиеся последними 122 семьи уже покинули город.
Подобная судьба была уготована и малочисленным армянским поселениям. Обезумевшей толпе смог дать отпор лишь Азнаберд: до прибытия советских миротворческих сил было убито 3 и ранено 7 азербайджанских бандитов. Однако отсутствие организованной помощи из Армении, переход Советской армии на сторону азербайджанцев и страшное стихийное бедствие, постигшее Армению, сломили дух защитников Азнаберда, и они в конце- концов были вынуждены покинуть родные места.
Потеряв за дни исхода 10 человек, нахиджеванские армяне расселились в Вайском, Егегнадзорском, Араратском, Арташатском и Массиском районах и в Ереване.
А сегодня в этом уголке нашей родины, откуда были изгнаны армяне, продолжается ничем не уступающий Белой и Красной резне культурный геноцид – уничтожение армянских памятников, начавшееся еще на заре советской власти.
В этом страшном преступлении, направленном против мировой культуры и человечества азербайджанская интеллигенция по своему обыкновению обвинила Арцахское движение, забыв, что в 1988г., задолго до начала нашего национально-освободительного движения лишь в одном Нахиджеване было уничтожено более 100 памятников культуры. Подобное происходило и в других районах, захваченных азербайджанцами. В самом городе Нахичевань в 1975г. под предлогом строительных работ была сожжена знаменитая церковь Св. Троицы 7 века. В 1971г., сочтя территорию армянского кладбища самым подходящим местом для установки памятника воинам, погибшим во Второй мировой войне, большую его часть сровняли с землей, завалив его затем тоннами строительного мусора, а часть надгробий использовали для возведения стен республиканской больницы.
В октябре 1987г. вновь под предлогом строительства было уничтожено главное кладбище Агулиса, где было 400 надгробий, 100 из которых представляли собой памятники высокой художественной ценности.
В 1986г. из колонн церкви Св. Степаноса в селе Оцуп были выломаны огромные камни, чтобы ускорить разрушение выдающегося памятника армянской архитектуры. Церковь Св. Степаноса в селе Цгна, что находится в Гохте, была превращена в склад ядохимикатов и удобрений, а великолепные храмы Агулиса использовались в качестве хлевов.
Знаменитые хачкары старой Джуги, эти изумительные шедевры армянского искусства ажурной резьбы по камню, систематически разрушались или использовались в качестве строительного камня… А демонстративно выставленные перед входом в так называемый «Нахичеваньский государственный исторический музей» вывезенные с армянского кладбища Джуги надгробия с изображением овна и камень с армянской надписью — еще одно свидетельство антиармянской политики, которую ведет Азербайджан на протяжении десятилетий… Вот всего лишь несколько фактов из множества подобных.
В наши дни невозможно представить жестокую участь, выпавшую на долю молчаливых свидетелей истории, когда всего лишь несколько лет назад сровняли с землей тысячи великолепных кружевных хачкаров с кладбища в Джуге и взрывами уничтожили до основания изумительные храмы Абракуниса, Цгны, Шорота, Агулиса.
И все же руины каменных свидетелей истории армянского Нахиджевана ждут новой зари, что должна взойти над их родной землей.
http://national-idea.am/articles.php?id=87&l=R