Царствование Тиграна II стало в истории Армении периодом энергичной внешней экспансии. Великий армянский царь, гениальный политик и стратег сумел превратить свою страну в могущественную державу, которой побаивался даже Рим.
Жребий брошен
Пленник стоял у окна и молча смотрел вдаль. Меж его бровей залегла глубокая морщина.
Но его, наследника армянского престола, тревожил вовсе не статус заложника — Тигран им был уже давно.
Завоевав мидийцев и вавилонян, Парфия частенько вторгалась и в армянские земли. Так и не сумев покорить их, она, тем не менее, получила в лице своего пленника — племянника царя Артавазда I веский козырь политического влияния на Великую Армению. Стоя у окна, Тигран еще и еще раз возвращался мыслями к известию о смерти Артавазда I, полученному от прибывшего из Армении гонца.
Эта весть круто меняла положение Тиграна — из заложника он становился царем Великой Армении. Правда, за его свободу Парфия требовала обширные территории — семьдесять долин на юго-востоке страны — исконно армянские земли.
И теперь Тиграну предстояло принять первое в его жизни важное государственное решение — быть или не быть царем такой высокой ценой. Тигран понимал, что престарелый парфянский царь Митридат II Великий специально назначил такой выкуп, зная, каким опасным соперником может стать новый царь Великой Армении.
Ведь годы, проведенные в плену при парфянском дворе, не прошли даром — Тигран был прекрасно знаком с его внутренней кухней и видел, что в Парфии назревает раскол. Кроме того, он обладал дерзким умом, воинским талантом, мудростью и огромным жизненным опытом.
Эти незаурядные качества вполне могли помешать Митридату, который стремился ослабить Армению и добиться уничтожения армянской государственности.
Однако он не мог позволить физически устранить Тиграна — убийство безоружного пленного, тем более царского рода, противоречило благородным понятиям о чести тех времен и могло негативно сказаться на международной репутации Парфии.
Хитрый Митридат знал, как убить двух зайцев. Выкуп открывал Парфии прямой выход в самое сердце армянского государства — Араратскую долину.
А ведь там располагались столица Армении — Арташат и крупнейшие города страны. Армения не просто лишалась своих земель. Это был сильный удар и по экономике страны — часть выкупа составляло море Капутан (озеро Урмия).
А значит, Армения теряла возможность добывать и экспортировать в страны региона стратегически важный продукт — поваренную соль. К тому же аннексия армянских территорий обязательно должна была дискредитировать Тиграна в глазах собственного народа, в первую очередь знати, без поддержки которой никакая власть не была возможна.
Тигран понимал, что передача земель неизбежно ослабит экономику и обороноспособность его страны. Как понимал и то, что может лишиться доверия своего народа.Пленник стоял у окна и молча смотрел вдаль. Глубокая морщина на его лбу разгладилась — Тигран сделал свой выбор.
Империя
Царь стоял на крепостной стене и осматривал окрестности. Его губы тронула легкая улыбка.
Тигран вспомнил, как, вернувшись на родину, возложил на себя царскую корону. Кстати, именно там, в провинции Агдзник Великой Армении, он позже заложил новую столицу — Тигранакерт.
Империя Тиграна Великого могла позволить себе иметь одновременно три столицы: многочисленные вассальные государства исправно платили налоги и страна процветала. Строительство третьей столицы не было прихотью.
Ни Арташат, основанный Арташесом I в первые годы его правления, ни завоеванная Тиграном столица Селевкидов — Антиохия не подходили на роль политического и культурного центра Армении: они находились на окраинах государства. Тигранакерт же расположился в самом сердце империи.
Тигран считал, что выбрал очень удачное место для столицы — с севера она была надежно защищена крутыми склонами Тавра, а с юга проходила большая царская дорога Ахеменидов, объединяющая крупные торговые центры империи.
Тиграну казалось, что его империя несокрушима, как стены Тигранакерта, — высотой в 50 локтей и такие широкие, что в них устроили лошадиные стойла. В городе кипела жизнь: Тигран велел переселить сюда жителей двенадцати захваченных им эллинских городов и армянскую знать (правда, некоторым пришлось пригрозить конфискацией имущества). А Антиохия с ее полумиллионным населением стала главной резиденцией армянского царя на юге.
Там чеканили знаменитые монеты Тиграна, которые потом расходились по всей армянской империи. За двадцать пять лет Тигран безмерно ее расширил — к концу 70-х годов первого века до н.э. Армянское царство простиралось от Каспийского моря до Средиземного и Красного (до границ Египта).
От Великой Мидии до Горной Киликии и Каппадокии. Верховную власть Тиграна признавали Иудея и Набатея. Империя благоденствовала — это было время не только победоносных войн, но и десятилетий мирной жизни, расцвета экономики страны, культуры и искусств.
А ведь этого ничего не было, когда в 95-м он взошел на царский престол — были только враждебно настроенные соседи — Парфия, с которой у Тиграна были личные счеты, и Рим, стремившийся установить гегемонию над всем Восточным Средиземноморьем.
Первым делом царь Великой Армении присоединил к своему государству Софену (Цопк) — одно из трех исторически сложившихся независимых армянских царств. В этой стране, богатой залежами металлов, жили лучшие армянские ремесленники. Тиграну хватило года, чтобы создать боеспособную армию.
А теперь он имел и развитую «военную промышленность». Чем больше стран входило в империю Тиграна, тем щедрее он платил своим воинам. Они прекрасно владели боевым искусством, но иногда оставались без дел — некоторые страны сами изъявляли желание обрести покровительство Тиграна. Так было с Сирией и Финикией.
В Сирии у царя Великой Армении было много сторонников. После покорения Северной Месопотамии торговая магистраль, связывающая центральную и восточную Азию с Ближним Востоком, оказалась под контролем Тиграна.
Богатые полисы, заинтересованные в безопасности, сохранении привилегий и международной торговле, по своей воле хотели оказаться под его эгидой. Именно под властью Тиграна Сирия «вздохнула свободно и в течение 14 лет пользовалась миром, безопасностью и благоденствием» (Юстин).
Одним из дальновидных политических ходов Тиграна стал и договор с кочевыми арабскими племенами об охране торговых путей вдоль южных границ: они взимали в пользу царской казны таможенные пошлины — основные сборы давала переправа через Евфрат.У Тиграна просил помощи и гордый понтийский царь Митридат VI Евпатор.
Когда разгорелась борьба между Понтом и Римом, он стал искать союза со своим могущественным соседом — Арменией. Только так он мог сдержать экспансию Рима. Тигран принял послов и богатые дары Митридата.
Подписанный договор скрепили женитьбой Тиграна на дочери понтийского царя Клеопатре. Невесте было шестнадцать, тогда как у жениха близился полувековой юбилей. Кстати, когда через 30 лет союз с Понтом стал Тиграну не нужен, он развелся с Клеопатрой.
«Они договорились, чтобы города и земли принадлежали Митридату, люди же и все, что можно было перевезти, — Тиграну» (Юстин). Войска Тиграна совершили три похода на Каппадокию.
Союз с Митридатом был выгоден армянскому царю. Он обезопасил западные рубежи своего государства, где царь Каппадокии Ариобарзан I Римлянофил, создал форпост для римской экспансии в Малой Азии.
Теперь, спустя 8 лет, Тигран мог спокойно разрешить свой конфликт с Парфией. Наконец настало долгожданное время вернуть «долг» — территории, уплаченные за свою свободу. Разгромив парфянскую армию, он отвоевал 70 долин, покорил Адиабену и Мидию-Атропатену. (Кстати, царь Атропатены Митридат был женат на дочери Тиграна.)
Парфянские Аршакиды были обречены — войска Тиграна продолжили наступление и достигли их летней резиденции, столицы Экбатаны. Тигран предал огню царский замок Адрабану, который находился в 10 км от столицы, разрушил в Адиабене районы Ниневию и Арбелы.
Обычно он не допускал разрушений (незачем наносить вред своим владениям), здесь же взыграло чувство мести. Парфяне уступили Тиграну Великому не только Месопотамию вместе с Мигдонией и Осроэной, но и титул «царя царей».
Верховную власть Тиграна признали и государства, бывшие до падения Парфии ее вассалами.Тиграну покорилась и финикийская крепость Птолемаида. Казалось, ничто не угрожало миру и благоденствию Армении.Царь стоял на крепостной стене и осматривал окрестности. Его губы были сжаты — Тиграну донесли, что Лукулл осадил Тигранакерт.Сын против отца
Тигран стоял напротив Помпея и смотрел на своего сына. В его глазах читалась боль.
Перед мысленным взором старого царя сменялись одна за другой картины римского нашествия: сражение под Тигранакертом, отступление армянских войск на север, битва при Арацани…
Когда Тигран покорил Равнинную Киликию и Коммагену, он вплотную подошел к Горной Киликии. Римский Сенат и раньше беспокоило государство, которое вознеслось столь высоко в своем могуществе.
Тигран уже сталкивался с римскими войсками в Каппадокии, новым поводом стал Митридат VI Евпатор — после тяжелого поражения от римлян он бежал в Армению и получил убежище в Тигранакерте.
Тигран отклонил требование Рима выдать беглеца, мотивируя свой отказ тем, что не выдает родственников.Весной 69 года до н.э. римские войска осадили Тигранакерт. Крепостной гарнизон во главе с полководцем Манкаем пять месяцев сдерживал натиск осаждающих — со стен их осыпали градом стрел, льющаяся сверху горящая нефть уничтожала осадные машины римлян.
Воины не просто защищали город — от этой битвы зависел исход войны. Дело в том, что из Тигранакерта не успели вывезти царскую казну — деньги, без которых невозможно было собрать, вооружить и прокормить армию для борьбы с Римом.
К счастью, отряд, отправленный Тиграном, успешно провел дерзкую операцию по вывозу из города казны и гарема Тиграна. Римляне даже не поняли, что произошло: армянские всадники, как ветер, промчались сквозь их ряды, перед ними отворились ворота города и, пропустив их, так же молниеносно закрылись.
А ночью они повторили тот же маневр, но уже прихватив жен царя, его наложниц, малолетних детей и царские сокровища. Но 6 октября 69г. бог войны отвернулся от Тиграна — сражение под Тигранакертом было проиграно. Слишком поспешно было набрано войско Тиграна, слишком хитер был Лукулл.
Он выслал против Тиграна с фронта лишь свою немногочисленную конницу, а сам вместе со всей римской пехотой зашел в тыл противника и напал оттуда. Правда, потом Лукулл велит своим биографам написать, что он с обнаженным мечом шел в рукопашный бой.
Армянские войска не смогли вовремя развернуться на неудобной местности, и фактор внезапности нападения с тыла стал роковым. К счастью, Тиграну с отрядом телохранителей удалось скрыться. Митридат в своем письме к парфянскому царю напишет, что неу-дачу Тиграна римляне «выдают за собственную победу».
Результатом поражения стала утрата Тигранакерта. Наблюдавшие за сражением с крепостных стен греческие наемники, вступив в сговор с римлянами, сдали город. Захватчики беспощадно ограбили его, Лукулл присвоил себе оставшиеся сокровища, его легионерам досталось восемь тысяч талантов.
А Тигран в это время пытался склонить на союз… Парфию. Но парфянский царь Фраат III получил предложение и от римлян: или с ними, или нейтралитет. Он предпочел не вмешиваться в схватку между двумя империями.
Всю зиму Тигран и Митридат провели в спешных приготовлениях. На этот раз армия была организована по римскому образцу — Тигран считал, что крупные отряды войск вредят мобильности. Римская же система манипул была более гибкой и маневренной.
Лукуллу, надеявшемуся, что Тигран или запросит мира, или первым ринется в бой, весной пришлось самому возобновить наступление — народ Рима предпочитал победителей! Лукулла ждал Арташат. Римляне перешли Тавр.
Здесь их встретил первый сюрприз — посевы хлебных злаков были совсем зелеными. Тогда как на юге, когда выступало римское войско, уже наступило время жатвы. Лукулл понял, что с продовольствием могут возникнуть проблемы. И не только с продовольствием — у реки Арацани его встретило армянское войско.
Во время переправы римлян через реку Тигран нанес им тяжелый удар. Легкая конница Тиграна использовала проверенный прием — симуляцию бегства. Римские войска стали преследовать всадников, а те, оборачиваясь, на полном скаку выпускали стрелы.
На другом берегу римлян поджидали основные силы армян. Лукулл был вынужден отступить: слишком велики были потери. Вскоре резко похолодало — в сентябре неожиданно выпал снег, и его войско взбунтовалось.
Под давлением солдат Лукуллу пришлось отойти в Месопотамию.Бросившись преследовать римлян, Тигран дал еще один бой и вернул южные области. Римский Сенат, недовольный действиями Лукулла, передал «чрезвычайную власть» на ведение восточной кампании Помпею.
И именно в это время царь Армении получил удар в спину — его сын Тигран Юный поднял мятеж. В награду за измену он рассчитывал получить от Помпея корону Армении. Тигран был вынужден прервать победоносный поход в Каппадокию.
Сын не смог противостоять отцу, хотя Фраат III предоставил мятежнику свои войска. Потерпев поражение под Арташатом, он бежал в Ктезифон, где женился на дочери Фраата. Но для римлян отец был более приемлемым союзником, чем сын — у Рима назревала война с Парфией.Армия Помпея стояла у стен Арташата.
И Тигран пошел на беспрецедентный политический шаг. Армянский царь, разгромив парфян под Арташатом, на правах «сильного» решил предложить мирный договор Помпею. Он один, без сопровождения отправился в лагерь римлян.
На границе лагеря армянскому царю предложили спешиться и отдать свой меч. Тигран подчинился. А когда вошел в шатер к Помпею, снял с себя царскую диадему. Оценив этот жест, Помпей тут же признал его царем Великой Армении и возложил корону обратно на голову Тиграна.
Юный предатель сидел по левую руку от римского полководца. Он даже не встал, увидев отца, лишь хищным взглядом следил за короной. Между Римом и Арменией был заключен мир с отказом Армении от большинства присоединенных областей, но с сохранением ее самостоятельности и царской власти.
Тигран, видимо, предусмотрел и это, не предусмотрел он только того, что все три его сына от Клеопатры — внуки Митридата — предадут его.Тигран стоял напротив Помпея и смотрел на сына. В его глазах читалось разочарование — наследник предал не только его, но и дело всей его жизни.
Тигран Великий сделал все, чтобы его империя стала могущественной, а армянский народ жил в мире. Став союзником Рима, он избежал гибельной войны на два фронта — с Римом и Парфией, чем сохранил целостность Великой Армении.
Хроника времен Тиграна II (140 — 55гг. до н.э.)
140г. — родился будущий царь Армении Тигран Великий.
112г. — наследник престола отдан армянским царем Артаваздом I заложником в Парфию.
95г. — воцарение Тиграна II.
94г. — присоединение Софены и союз с понтийским царем Митридатом VI Евпатором.
93г. — I поход в Каппадокию. Тигран свергает Ариобарзана I Римлянофила и утверждает на каппадокийском престоле Гордия, чью кандидатуру предложила местная знать.
92г. — II поход в Каппадокию. Римляне во главе с Суллой вторгаются в Каппадокию и наносят поражение войскам Тиграна, пришедшим на помощь Гордию.
Установление дипломатических отношений между Римом и Парфией — Евфрат признан границей между сферами их влияний в регионе. Парфия предлагает Сулле заключить военный союз против Тиграна.
91г. — III поход в Каппадокию. Начало внутреннего раскола в Парфянской империи.
90 — 86гг. — Тигран готовится к войне с Парфией. Установление верховной власти над Иберией и Албанией.
86 — 85гг. — победоносная война с Парфией. Цари Мидии Атропатены, Адиабены, Гордуэны и Осроэны признали верховную власть Тиграна II. Принятие титула «царя царей».
83г. — по призыву эллинистических городов Сирии, Тигран II вступает на престол сирийского царства. Образование армяно-сирийского эллинистического государства (83 — 69гг.).
77г. — провозглашение Тигранакерта столицей Армянской державы.
69г. — война с Римом. Вторжение римских войск во главе с Лукуллом в Армению. Тигранакертское сражение. Распад державы Тиграна Великого.
68г. — поход Лукулла на Арташат. Поражение римских войск при Арацани.
68 — 67гг. — контрнаступление Тиграна II — восстановление власти над Низибисом и Софеной, выход к Евфрату. Высадка войск Помпея в Равнинной Киликии. Восстание Тиграна Юного, внука Митридата VI Евпатора.
66г. — военный союз Рима и Парфии против Тиграна II Великого. Парфянский царь Фраат III вместе с Тиграном Юным вторгается в Армению, осаждает Арташат. Армянское войско разбивает парфян. Мирный договор с Помпеем. Предотвращение войны на два фронта. Конец римско-парфянского союза.
64г. — соглашение Тиграна II с Фраатом III — армяне и парфяне обязались никогда больше не вступать в войну друг против друга.
Осень 55г. — смерть Тиграна II Великого.
По книге Рубена Манасеряна «Тигран Великий. Борьба Армении с Римом и Парфией», Ереван, 1987г.