Председатель Союза архитекторов Азербайджана Гасымзаде сделал ряд грубых антиармянских заявлений в интервью азербайджанскому интернет-порталу «Trend Life». Он утверждает, что армянами, якобы, разрушен «древний албанский памятник — монастырский комплекс «Худаван» Кельбаджарского района, основанный в VI-VII веках». И, что «вандалы выносят из монастыря древние ценные предметы и экспонаты и вывозят их в Армению… разбирая даже черепичные крыши». Здесь каждое слово – ложь.
О так называемых «албанских» (иначе «прото-азербайджанских») памятниках мы еще отдельно поговорим. Что же касается «монастырского комплекса Худаван», то это ни что иное, как один из шедевров армянского зодчества и особо почитаемый армянским народом монастырь Дадиванк, возникший, по-видимому, в 5 веке над могилой мученика Дади – ученика апостола Фаддея, и разрушенный предками азербайджанцев тюрками-сельджуками в 10 вeке. Кстати, в связи с этим, он впервые и упоминается. В 13 веке, в период наивысшего расцвета армянской культуры, Дадиванк вновь был отстроен армянскими мастерами. Об их авторстве говорит вся его архитектура, которая и по композиции, и по стилистике, и по конструктивным приемам однозначно соответствует пластическому языку современных ей памятников и Центральной, и Западной Армении.
Как действующий монастырь, Дадиванк просуществовал до середины 18 века, когда армянское население было вытеснено из этого региона курдами-мусульманами. С тех пор он медленно разрушался, поскольку даже в период Российской Империи так и не был полноценно возрожден.
Тем не менее, в 19 веке усилиями карабахской епархии и её предводителя митрополита Багдасара Асан-Джалаляна за монастырем были закреплены немалые земли, которые постепенно уменьшались, так как курды-кочевники пытались де-факто «застолбить» монастырские земли.
Несмотря на выигранные армянами суды, российские власти не решались официально возвращать им монастырь и его земли, так как местные курды, захватившие после изгнания армян их земли, угрожали в этом случае устроить мятеж.
Так, в 1896 году в составе монастырских владений оставалось лишь 98,438 десятин (против 196 000 десятилетиями ранее), из которых «бесспорными» были лишь 50 тысяч десятин, а в 1909 году – уже лишь 45.997 десятин. Параллельно увеличению числа кочевников на землях Дадиванка, выплачиваемые монастырю налоги и прибыли из года в год уменьшались.
Лишь в 1917 году управляющему монастырем удалось вырвать из рук кочевников многочисленные пастбища и угодья. Но с установлением советской власти и передачей Нагорного Карабаху новосозданной АзССР, естественно, у монастыря были отобраны все его владения.
В период АзССР о восстановлении Дадиванка вообще не могло быть и речи.
Азербайджанский журналист Искандер Гаджиев, искренне веривший в «албанское» (прото-азербайджанское) происхождение храмов Нагорного Карабаха, в своей статье «Лек-кала — такая близкая и такая недосягаемая крепость», опубликованной в бакинской газете «Вышка» за 16-23 марта 2000 года писал: « Но с этим памятником, уже в наше время, связана и печальная история. Дело в том, что местное мусульманское население, незнакомое с историей своего края, усматривало в нем остатки армянской христианской религии и как могло разрушало монастырь, в котором автор этих строк еще застал фрагменты настенной росписи XII-XIII вв. Возмущенный таким отношением к историческим памятникам, расположенным на территории Кельбаджарского района, я обратился тогда, а дело было в середине 1980-х, к первому секретарю райкома с просьбой пресечь разрушение памятников, к тому же включенных в Список памятников подлежащих охране государством. (На самом деле, тогда азербайджанские власти еще не считали Дадиванк-Худаван «албанско-азербайджанским» объектом, и в Список памятников он еще не был включен – прим. автора статьи ) Но, к своему удивлению, в ответ услышал такое, от чего до сих пор не могу успокоиться. «Какое отношение к нам имеет этот армянский монастырь?»
Более чем показательно!
Возрождение Дадиванка и его реставрация начались только в 1993 г., сразу же после его освобождения армянскими ополченцами в ходе 1-й Карабахской войны.
В настоящее время, по соглашению от 10 ноября 2020 г., Дадиванк, вместе с территорией Кельбаджарского района был передан Азербайджану. Зная, что их ожидает, настоятель и братия монастыря, тем не менее, отказались его покидать. Они просили только вывезти из него в Армению, особо почитаемые армянами, чудотворные хачкары (крест-камни, творения, свойственные исключительно армянскому национальному искусству), и колокола, привезенные в обитель из Армении только в наше время.
Президент России В. В. Путин, лично договорился с Президентом Азербайджана Алиевым, что Дадиванк будет взят под контроль российскими миротворцами. Они же по сей день обеспечивают и проход в монастырь паломников. Так что никаких ценностей, никаких «экспонатов» (а какие вообще могут быть в действующей обители «экспонаты»?!), и уж подавно, никаких святынь из Дадиванка никто никуда не вывозит, и никаких черепичных крыш не разбирает.
А как вообще это представляет себе господин Гасымзаде, — по нему выходит, что монахи разбирают у себя над головой черепичную кровлю, наверное, чтобы солнышко было видно? Несмотря на осадное положение обитель живет, и в ней по-прежнему совершается Божественная Литургия. Так кто же, спрашивается, 200 лет разрушал Дадиванк, и кто все последние годы его восстанавливал? И кто кричит «держи вора!»?
Дадиванк до реставрации
Далее председатель СА Азербайджана заявляет: «…армяне разрушили практически все памятники азербайджанской культуры, арменизировав древние христианские албанские храмы. Например, албанские надписи на храмах уничтожены и заменены на армянские – это очень легко проверить при помощи инфракрасного спектрометра, который определит возраст камня…».
Отреставрированный монастырь Дадиванк
Что касается азербайджанской культуры, то, прежде всего, памятников исламской архитектуры старше 18 века на территории Армении и Нагорного Карабаха просто нет. По сравнению с армянскими христианскими памятниками, большой уникальности они не являют. А в годы между 1-й и 2-й карабахскими войнами, армяне и свои-то святыни с крайним напряжением сил поднимали из руин. И несмотря на это, власти республики Арцах (Нагорный Карабах) изыскали 2 млн. долларов США, и вместе с иранскими специалистами реставрировали пребывавшую до того в печальном состоянии Верхнюю мечеть Гоар Аги в г. Шуши. И это несмотря на то, что на тот момент мусульманского населения в этом городе не было, и посещать мечеть было не кому. Кто-нибудь в Азербайджане, хоть как-то оценил этот жест доброй воли?
Внутренние своды до реставрации
Ну, и вообще, а что такое «азербайджанская культура»? Если смотреть на эту тему азербайджанские источники, то там можно будет найти десятки имен поэтов и ученых средневековья, половину из которых не найти ни в одной другой мировой энциклопедии, а другая их половина окажется созвездием имен великой иранской культуры.
Внутренние своды после реставрации
Ну, в самом деле, ну, если современный азербайджанский язык, как основа литературного творчества, окончательно складывается только к середине 19 в. (см. любую энциклопедию), то о какой азербайджанской средневековой поэзии можно говорить? Да, многие поэты и мыслители Ирана могли быть тюркского происхождения, могли рождаться на территории современного Азербайджана, но писали-то они на фарси.
И причислять того же Низами к азербайджанской культуре, это то же самое, как называть Мориса Равеля не французским, а баскским композитором, Адама Мицкевича не польским, а литовским поэтом, а Исаака Левитана не русским, а израильским художником. Важно не этническое происхождение художника, а его вклад в ту, или иную национальную культуру. Поэтому для Азербайджана, творцами его культуры, конечно являются никак не Низами, а великий Ахундов, блистательный Кара Караев, великолепный Таир Салахов. — Прекрасный старт молодой динамичной национальной культуры, возникшей в 20 веке! Что еще нужно? Созидайте, развивайте, но зачем же присваивать чужое!? Что за болезненный комплекс неполноценности
Шовинизм и арменофобия, поразившие азербайджанское общество в конце 20 веке губительны для культуры!
Опять-таки, господин Гасымзаде, кто громче всех кричит «держи вора!»?
Никита ШАНГИН, почетный архитектор РФ, Профессор МАрхИ. Лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» и Национальной архитектурной премии РФ «Хрустальный Дедал».
» Арменовед»