В римском выставочном комплексе Il Vittoriano в мае 2015 года прошла выставка «Армения. Народ ковчега», объединившая ценные свидетельства древней армянской культуры и истории из музеев Ватикана, Флоренции, Рима, Венеции и Еревана.
В семи залах была представлена история армянского народа с самых древних времен, когда, по ветхозаветной легенде, Ноев ковчег причалил к горе Арарат, до событий относительно недавнего прошлого – мультимедийной инсталляции о геноциде армян с подробными картами, фотографиями и аудиозаписями свидетелей трагедии.
В экспозиции собраны христианские памятники архитектуры и искусства из ныне разрушенных армянских монастырей.
Целый зал посвящен истории армянского алфавита: здесь все желающие могут не только рассмотреть затейливые буквы, но и услышать их современное звучание с помощью специальной звуковой установки.
Мы выбрали пять самых интересных предметов, каждый из которых поможет разобраться в особенностях армянского христианства, истории и культуры.
1. Литургический занавес
Этот огромный, три на три с половиной метра, льняной занавес конца XVII века из собрания Ватикана – не что иное, как «завеса алтаря», предмет, известный нам по описаниям ветхозаветных богослужений, по которому можно тут же отличить армянский храм от любого другого.
В армянских церквях, как и в католических, нет иконостаса, сплошной стеной отделяющего алтарь от прихожан. Тем не менее, как и в православных, – алтарь все же бывает полностью скрыт от глаз.
Это возможно благодаря двум занавесам, которые открывают или закрывают в зависимости от богослужения. Занавес, выполняющий роль преграды, – одна из немногочисленных богато украшенных вещей в аскетичных армянских храмах.
На нем чаще всего изображают сцены из Нового Завета (на выставленном в «Витториано» занавесе можно рассмотреть святые места Иерусалима и эпизоды из жизни Христа).
Но иногда попадаются и типично армянские сюжеты, например крещение царя Трдата III Великого, которому древняя Армения обязана славой первого христианского государства в истории.
2. Хачкар
Традиция изготовления каменных крестов в Армении восходит к IX веку – самые древние из дошедших до нас больше похожи на массивные глыбы, которым придали крестообразную форму и для пущей убедительности вырезали на поверхности дополнительные кресты.
Но уже к XII–XIII векам мастерство камнерезов достигло таких вершин, что привело к появлению совершенно особого типа креста – хачкара. На смену грубым камням пришли высокие прямоугольные плиты, покрытые затейливым резным орнаментом.
Хачкар XIII–XIV веков из древнего монастыря Бардзракаш Сурб Григор как раз такой: в центре изображен большой крест, опоясанный более мелкими крестиками и растительным узором из листьев и плодов граната, символизирующий живительную силу церкви и победу Христа над смертью.
Несмотря на очевидную религиозную символику, хачкары часто использовали и во вполне светских целях – как указатели на дорогах и отметки приграничных территорий.
3. Драгоценный крест с реликвиями
Один из самых ценных – и в материальном, и в духовном смысле – экспонатов выставки – реликварий с мощами святого Георгия. Небольшой реликварий сделан из позолоченного серебра, украшен изумрудами, кораллами, сердоликом и парными резными фигурами ангелов.
По форме он повторяет так называемый греческий, то есть равносторонний крест. Сегодня такой можно увидеть на флагах и гербах Швейцарии, Мальты, Греции, а в VII веке этот крест был самым распространенным в планиметрии древних армянских церквей.
4. Скеврское Евангелие
Евангелие XII века было переписано от руки и разукрашено миниатюрами писцом Константином из Скеврского монастыря – главного художественного центра времен Киликийской Армении.
В начале каждого раздела художник изобразил евангелиста и связанный с ним эпизод из жизни Христа. Перед нами – распятие, которым открывается Евангелие от Иоанна: святой изображен справа от креста. Нередко можно услышать мнение, что все творческие силы Киликийской Армении были вложены именно в книжную миниатюру – и этому есть два простых объяснения.
Во-первых, в армянской церковной традиции не слишком жалуют иконы, поэтому художникам оставалось шлифовать свое мастерство на страницах религиозных книг. Во-вторых, установление феодального строя, или «нахарара», привело к появлению многочисленных аристократических семей, с удовольствием финансировавших талантливых авторов.
Так, Скеврское Евангелие было заказано известным общественным и церковным деятелем (а заодно и представителем важного княжеского рода) архиепископом Нерсесом Ламбронским и его братом князем Хетумом.
5. Ведута
Связи армян с Италией исторически сильны – в начале XVIII века венецианцы отдали армянской католической общине целый остров. На нем под предводительством бежавшего в Венецию от турок монаха Мхитара построили просторный монастырь Святого Лазаря.
Пейзаж с его схематическим изображением можно увидеть на выставке – он был сделан в мастерской семейства Дзукки, одной из известных венецианских граверных мастерских XVIII века. На ведуте хорошо видно устройство монастыря.
К тому же гравер сопроводил свою работу легендой на итальянском и армянском языках и указал, где находится церковь, библиотека (в которой, к слову, хранится ведута), трапезная, кельи, помещения для послушников.
В свое время на острове Святого Лазаря подолгу бывал Джордж Гордон Байрон, серьезно изучавший армянский язык и историю.
Фотографии предоставлены пресс-службой Сomunicare Organizzando. imyerevan.com