Александропольская крепость в Гюмри
В ходе русско-турецких и русско-персидских войн в начале XIX века традиционное восприятие Армении как совершенно особой территории переняли ссыльные декабристы. Совсем неожиданно они открыли для себя землю, которая в силу накопленного исторического наследия заслуживала суверенного и более достойного существования.
Декабрист Евдоким Лачинов писал: «Вы, народы дикие, никогда еще не прославленные гражданственностью, образованием своим, вы можете быть уверены, что придет и ваша череда – блистать на театре мира. Но ты, некогда знаменитая Армения, ты, оставившая нас столько памятников могущества, богатств и искусств своих, доселе изумляющая нас, — что предстоит тебе? Явишься ли ты снова на поприще славы, или грустным сынам твоим определено вечно унылое существование? Важные события должны открыться в нашем столетии, ему, кажется, следует решить вопрос: могут ли возрождаться царства, отжившие свой век?»
Подобные слова рождались в бастионе Гюмри, который после присоединения к Российской империи был переименован в честь супруги Николая I Александры Федоровны. Старый Алесандрополь – настоящая панорама войн XIX века, так много свидетельств о них сохранилось: военные казармы, Казачий пост, Слободка.
Черная крепость – одно из архитектурных напоминаний о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Под холмом обнаружены более древние напластования, и сегодня здесь ведутся археологические раскопки.
По материалам книги «100 тайн Армении» издательства «Медиакрат»
Темная история «Черной крепости»
«Черная крепость» в Гюмри — одно из архитектурных напоминаний о русско-турецкой войне, стала предметом жарких дискуссий. Новый владелец намерен превратить крепость в культурный центр, ценители древности противятся этому.
Арменуи Мхоян, Sputnik.
Черная крепость или как ее называю гюмрийцы «Сев гул» считается одной из главных исторических и архитектурных ценностей Гюмри. Для многих это символ второй столицы Армении, где на каждом углу можно увидеть книги, брошюры, открытки и сувениры именно с изображением крепости.
Крепость была построена в 1834 году. Имела подземные коммуникации, ведущие к территории нынешнего мемориала «Мать-Армения» и Красной крепости. Согласно историческим данным, необходимость в основании крепости возникла после завершения второй русско-персидской войны.
Учитывая угрозу войны с Турцией, русские власти начали уделять особое внимание укреплению Александрополя (ныне Гюмри). Главнокомандующий действующей на Кавказе русской армией Иван Дибич писал в то время: «в случае возможной войны с турками необходимо построить крепость и укрепить ее, как важнейший военный аванпост».
«Черная крепость» изначально была оборонительным сооружением Александрополя, но использовалась в качестве военной тюрьмы.
Лишь в 1877-1878 гг. после русско-турецкой войны крепость в Александрополе стала складом артиллерийских снарядов. Тогда же, помимо основной крепости, были построены отдельные фортификационные сооружения. В результате раскопок на этой территории выяснилось, что это самая древняя населенная часть города.
Первые исследования здесь были проведены во второй половине XIX века — в 1875 году. По утверждению специалистов, вся равнина, начиная от башни до крепости — восхитительный археологический памятник, в основном некрополь.
Черная крепость решением правительства включена в список памятников республиканского значения, из-за этого судьба приватизированного несколько лет назад уникального строения все еще остается предметом дискуссий.
В свое время крепость была передана российской стороной Министерству обороны Армении. В 2005 году строение у Минобороны приобрел бизнесмен Айк Айрапетян, после смерти которого, в 2012 году крепость была перепродана семье Баласанян. Владельцем сейчас выступает сын мэра города — Мисак Баласанян.
Сегодня завершаются работы по восстановлению памятника, однако споры вокруг его приватизации до сих пор не утихают. Черная крепость, считающаяся историко-культурным наследием Гюмри, была и остается историческим памятником, и после восстановления будет служить как строение общественного значения», — говорит главный архитектор города Генрих Гаспарян.
По его словам, реставрационные работы были прерваны после смерти владельца, однако восстановлены новым собственником.
«Проект восстановления осуществлялся в рамках закона, он обсуждался на научно-методическом Совете в Министерстве культуры и получил положительное заключение, в соответствии с этим было дано разрешение на строительство», — говорит Гаспарян, отмечая, что в этом случае нет необходимости в разрешении со стороны правительства.
Он пояснил, что поскольку речь не идет об изменении практического назначения строения, то решения правительства не требуется. Главный архитектор Гюмри заверил, что памятник будет служить местом проведения фестивалей и различных международных конкурсов. Для этого будет создана и зона отдыха.
«Мы спасли памятник, ничего плохого не произошло. Более того, город получит строение, в котором нуждается. А вопрос, нарушен ли архитектурный облик памятника, предстоит обсудить специалистам», — сказал Гаспарян.