Для изучения вопросов исторической географии Восточного Средиземноморья и сопредельных регионов наряду со сведениями античных историков и географов (Страбон, Плиний Старший, Птолемей) важное значение имеют сведения “Древнеармянской географии” (“Ашхарацуйц”-а).
Данный первоисточник называет на указанной территории помимо мелких стран два больших государства: Сирию (по порядку перечисления – 23-е азиатское государство), Иудею – (по порядку перечисления – 24-е азиатское государство). Границы Сирии, очерченные “Ашхарацуйц”-ем, в основном совпадают с территорией современной Сирии.
Поэтому ашхарацуйцовскую Сирию не следует отождествлять с Селевкидским государством. На основе герменевтического анализа текстов “Ашхарацуйц”-а становятся очевидными принцип административно-территориального деления названных государств, их географическое расположение и природные ресурсы.
Восточное Средиземноморье наравне с другими регионами азиатского материка (Месопотамия и др. части Среднего Востока, Дальний Восток, Аравийский полуостров, Малая Азия) по праву можно считать колыбелью развития человечества. С самых ранних времен здесь происходило активное передвижение племен, поэтому государства на данной территории быстро возникали и так же мгновенно исчезали с исторической арены.
Среди определившихся культур древнего Средиземноморья самой известной считается культура Иерихона. Уже в конце IV тысячелетия на территории Восточного Средиземноморья появились первые государственные образования: Библ, Эбла, Алалах и др. Однако наряду с перманентным возникновением государств продолжались беспрерывные хаотичные передвижения различных племен и племенных образований.
Этому явлению есть простое объяснение: поскольку рассматриваемый регион располагался в буквальном смысле на перекрестке путей с востока на запад и с юга на север, постольку такое географическое положение успешно способствовало возникновению и скорому исчезновению различных государств или государственных образований.
Таким образом, главным фактом политической ситуации Средиземноморья можно считать отсутствие устойчивости и стабильности.
На политической карте древнего Восточного Средиземноморья отмечены и карликовые государства: Негев, Моав, Эдом, Аммон, Гилеад, Убу, Амка, Ездралеон, Амурру, Мукиш, Ямхад, Нухашше, Аотета. Наряду с ними большую роль играли такие страны как Сирия, Финикия и Царство Израиля – Иудеи. Более скромный след в истории оставило Набатейское царство.
В разные исторические периоды Восточное Средиземноморье находилось под господством Египта, хеттов, Новоассирийской и Нововавилонской, а также Ахеменидской держав. Далее эта территория входила в состав империи Александра Македонского, после смерти которого Средиземноморье вошло в пределы Селевкидского государства (323 — 63 гг. до н.э.), а на закате античности – Римского государства (как Республики, так и Империи)91.
Способствовать прояснению многих вопросов, связанных с политической картой исследуемого периода восточно-средиземноморского побережья, могут упоминания “Ашхарацуйц”-а (авторство этого первоисточника приписывается Мовсесу Хоренаци, однако в настоящее время доказано, что в VII в. данное произведение было дополнено и переработано Ананием Ширакаци) 92.
Если вопрос исследовать в узком ракурсе, то из всех государств этого региона армянский первоисточник упоминает только Иудею и Сирию (западная часть последней занимала территорию северной части восточно-средиземноморского побережья).
Сирию “Ашхарацуйц” упоминает в фонетическом варианте Асорик (данный топоним не следует отождествлять с географическим названием Асорестан, соответствующим Ассирии). Как было отмечено выше, своим географическим положением рассматриваемая страна приблизительно совпадает с территорией современной Сирии.
Упоминания о Сирии и Иудее в “Ашхарацуйц-е” находятся в главе “Азия”, которую армянский первоисточник считает третьим континентом после Европы и Африки (Либии). Первой азиатской страной в “Ашхарацуйц”-е названа Вифиния. В списке азиатских стран Сирия занимает 23-е место, а Иудея – 24-е. Последним в “Ашхарацуйц”-е назван Китай (38-й по счету). О Сирии “Ашхарацуйц” свидетельствует: “23-й страной всеобщей Азии является Сирия, и находится восточнее одноименного моря. Начинается (граница – добавлено нами – А.А.) от города
Сис (в тексте Сисон – А.А.) и Киликийских ворот и распространяется до устья Трасиса, который называется также Корсеас, а на юге распространяется до горы Ипп (в тексте – Ипос — А.А.). Сирия граничит с Иудеей, отчасти также со скалистой Аравией”93.
На первый взгляд, очерченные “Ашхарацуйц”-ем границы если не полностью, то в основном совпадают с территорией, которой располагает современная Сирия. Поэтому ашхарацуйцовскую Сирию в территориальном аспекте не следует отождествлять с Селевкидским царством, которое, как было отмечено выше, возникло после смерти Александра Македонского, в годы противостояния и междоусобицы диадохов и эпигонов. Это отчетливо видно и из того факта, что “Ашхарацуйц” выделяет как самостоятельные страны Месопотамию (26-я страна Азии в “Ашхарацуйц”-е), Вавилонию (27-ая страна), Персию (29-ая страна), которые входили в состав Селевкидского государства.
Вышесказанное подтверждается и дальнейшими упоминаниями “Ашхарацуйц”-а, поскольку этот первоисточник говорит о девяти административно-территориальных единицах на территории Сирии (однако реально перечисляет одиннадцать административно-территориальных единиц), находившихся на самом востоке Передней Азии, в восточно-средиземноморском побережье (термины “Передняя Азии”, “Средний Восток“ и т.д. – современные, “Ашхарацуйц” оперирует иной терминологией):
Грельд с центром Самосата (на арм. Шамушат);
Кюрестике с центром Иерополь (Герополь);
Ликигити (Халькидика) с центром Калакиса (Никария);
Территория столицы Антиохии (в армянских первоисточниках чаще именуется Старшая (Аваг) Антиохия) с соседними территориями;
Апамея (на арм. Апамис) с одноименным центром;
Епифания;
Емаца (Хомс).Здесь перечисление прерывается, однако чуть ниже упоминается, что, говоря об административно-территориальных единицах Сирии, не следует забывать Касистису (в состав последней входил остров Арадос). На территории губернии Келесирия (Κοίλης Συρίας) отмечен город Дамаск. Десятой областью “Ашхарацуйц” считает Бадану, на территории которой упомянут город Пальмира; одиннадцатой названа область возле Евфрата —
Барбаритис.Таким образом, в “Ашхарацуйц”-е выявляются определенные недочеты: реально говоря о девяти областях, фактически упоминаются 11 топонимов (для сравнения данных см.: Strabo, XVI, II, 1-46 (здесь изложены вопросы исторической географии Сирии, Финикии и Иудеи); Plin., V, 17, 1- 10; Ptol., V, 15, § 1-27 (карты Сирии и Ливана), V, 16, § 1-10 (карта Палестины и Иудеи.) 94.
Нам кажется, что в данном случае все объясняется просто: Евфрат на месте своей излучины, около северной Месопотамии и ниже данной области, до начала разворота в направлении строго юго-восток, находится ближе к территории Восточного Средиземноморья, однако, как было отмечено выше, “Ашхарацуйц” Сирией считает только прибрежную часть данной местности, то есть почти ту же территорию, которую занимает современное Сирийское государство.
Кроме столиц сирийских областей “Ашхарацуйц” упоминает и другие сирийские города (Берия (Хазез), Селевкия, Хомс (точнее hомс) и др.)95.
Попробуем сопоставить исследуемые данные со сведениями других первоисточников. Так, Мовсес Хоренаци в “Истории Армении” перечисляет города Сирии, не отмеченные “Ашхарацуйц”-ем: Антиохию, Сидон, а также Маместию, находившуюся в Киликии, то есть на стыке Малой Азии и Восточного Средиземноморья (см.: M. Choren. passim.)96. Такая осведомленность древнеармянского историографа нас ни в коей мере не удивляет, поскольку Хоренаци хорошо знал данный регион, откуда проходила дорога из Армении в Египет, где автор получил классическое образование.
Таким образом, вышесказанное позволяет заключить, что скупое перечисление городов в главном труде армянского историографа связано лишь с одним фактом: Хоренаци упоминает только те места, где происходили какие-либо знаменательные события, связанные с историей армянского народа, о которых он не мог не свидетельствовать при изложении “Истории Армении”.
В “Ашхарацуйц”-е же упоминаются все остальные города. Кроме того, первый учитель Мовсеса Хоренаци, создатель армянской письменности Месроп Маштоц (360 – 440 гг.) во время работы над созданием армянского алфавита разъезжал по разным городам Сирии, советуясь с видными учеными.
В частности, как упоминает другой ученик Маштоца, современник Мовсеса Хоренаци, Корюн (V в.), “…после создания армянского алфавита в городе Эдессе Маштоц пошел в город Самосат — Σαμόσατα – координаты — 71о30΄, 37о55΄ или οαоΛ΄, λζo Λγιβ΄ (на р. Евфрат – А.А.) и встретился с Ропаносом, который помог отшлифовать армянские письмена (см.: Corun. Vita Mashtoz. 7, 8)”. Эдесса — это тот же Шамушат, упоминаемый в “Ашхарацуйц”-е (данный город известен также как Урха (Урhа).
В повествовании Хоренаци встречается много упоминаний о городе Антиохия. Все эти сведения относятся к н.э., то есть к постселевкидской эпохе, и имеют, на наш взгляд, ценное значение.
В своем первом упоминании Хоренаци отмечает, что царь Ирод I Великий (37 – 4 гг. до н.э.) договорился армянским царем Аршамом о совместном приведении в порядок сирийских городов (в том числе, и Антиохии), площади которых превратились в свалку (см.: M. Choren. II, 25)97.
Это свидетельство подсказывает, что городская жизнь в данном регионе в этот период (конец I в. до н.э.) пошла на спад. Из остальных сведений древнеармянского историографа становится очевидным, что после официального принятия Римской империей христианства церковные деятели Антиохии играли важнейшую роль в борьбе с разными ересями, особенно с арианством, а также принимали активное участие во вселенских соборах (см.: M. Choren. II, 89, III, 33, 61.).
Скупость сведений Мовсеса Хоренаци в вопросе перечисления городов отнюдь не означает, что он не владел информацией об урбанизационной карте Сирии. Наоборот, автор был отлично осведомлен, что данные города были подробно рассмотрены Клавдием Птолемеем, о чем Хоренаци упоминает как в “Истории Армении”, так и в “Ашхарацуйц”–е (см.: M. Choren. I, 30; Ashcharazuyz. 260 и далее). Что касается “Ашхарацуйц”-а, то здесь наряду с именем Клавдия Птолемея упоминается также имя Паппа Александрийского. Нам кажется, что в данном случае речь идет об одном и том же человеке – Клавдии Птолемее, а искажение фактов произошло в результате неточности переписчиков рукописи Хоренаци.
В творчестве последнего в тени остаются такие авторы, как Страбон и Плиний Старший. Впрочем, это характерная особенность не только трудов Мовсеса Хоренаци, но и других античных историков, избегавших упоминания о великом греке (Страбоне) и великом римлянине (Плинии Старшем). Трудно дать однозначный и окончательный ответ на вопрос о причине “изоляции” последних, однако можно констатировать, что “Ашхарацуйц” во многих частях своего изложения методикой постановки вопросов очень близок к манере изложения проблем в сочинении Плиния Старшего (Plin., V, 17, 1 и сл.).
Как было отмечено выше, вопрос урбанизации данного ареала подробно исследован Птолемеем. На территории современного Ливана, от южной Сирии до города Пальмиры и до Исского залива и Киликийских ворот упоминается 80 городов. Наконец, на Палестинской земле и Иудее – 45 (см.: Ptol., V, 15, § 1-27, V, 16, § 1-10; Plin., V, 17, 8 и далее)98.
Мы можем перейти к рассмотрению Иудеи, которую, как уже было указано, “Ашхарацуйц” считает 24-й страной в пределах Азии. В описании этого региона авторы “Ашхарацуйц”-а остаются верными своей концепции изложения. В “Истории Армении” Мовсеса Хоренаци есть факты, дополняющие сведения о Палестине.
Во-первых, автор четко очерчивает границы Иудеи, не забывая упомянуть и о Финикии, которая находилась севернее первой, и Мовсес Хоренаци в “Истории Армении”, как было отмечено, упоминает о финикийском городе Сидоне (M. Choren. II, 23)99. В южном направлении древнеармянский историограф доводит свое повествование до скалистой Аравии, а на западе – до Египта.
На севере этот регион граничил с Сирией. Первое упоминание “Ашхарацуйц”-а не проливает свет на вопрос о местонахождении провинции Галилея (Galilaea). Более того, данный топоним несколько искажен: вместо Галилеакан (Галилейский) написано Газацакан (Ashcharazuyz. 299)100.
Что касается второго упоминания, то оно, на наш взгляд, соответствует реальной действительности. Здесь “Ашхарацуйц” перечисляет основные области Иудеи в направлении север-юг и совершенно справедливо на крайнем севере располагает Галилею (см.: Ashcharazuyz. 299). Далее упоминается Самария, ниже — Идумия (арм. Идумиес), что представляется чуть искаженным вариантом Иудеи, которая стала самостоятельной после распада объединенного царства древних евреев и под названием “Иудейское царство” просуществовала с 928 по 587 гг. до н.э.
В “Истории Армении” Хоренаци дважды упоминает о последнем царе Иудеи Седекии (которого нередко принято назвать Цидкией) (см.: M. Choren. III, 17, 68). Автор упоминает о Седекии, повествуя об армянском царе Тиране, которого он особо не жаловал.
Более показательным является второе упоминание армянского историографа. В завершающем параграфе “Истории Армении” (“Плач”) Хоренаци рассуждает о причине крушения древнеармянского государства Аршакидов, сравнивая его с Иудеей. В “Ашхарацуйц”-е отсутствует топоним Палестина, хотя данная страна упомянута в “Истории Армении” Хоренаци.
Древнеармянский автор свидетельствует, что персидский (парфянский) царь Аршак Великий назначил своего брата Валаршака (или Вологеза) царем Великой Армении и “столицей ему он назначил Мцбин (Нисибин – А.А.) и включает в пределы его (государства – А.А.) часть западной Сирии, Палестину, Азию, все Средиземье и Теталию, начиная от Понтийского моря до того места, где Кавказ оканчивается у Западного моря, а затем Атрпатакан (Атропатена – А.А.) и прочее, чего достигнут мысль твоя и храбрость, ибо границы храбрецам, говорит он, определяет их меч; сколько отсечет, стольким и владеют (M. Choren. I, 8)”101.
Здесь образы как парфянского, так и армянского царей собирательные, поскольку все перечисленные территории входили в состав армянского государства в разные исторические периоды. Исследователь Г.Х. Саркисян совершенно справедливо замечает, что название Средиземноморье – это переносное название средиземноморского побережья Малой Азии, согласно Хоренаци (см.: M. Choren. С. 223, примеч. 62).
В “Ашхарацуйц”-е правильно отмечен факт, что столицей Иудеи был город Иерусалим. Однако авторы не упоминают подробностей об этом священном городе (см.: M. Choren. I, 23, II, 17, 19-21, 30, 31), что вынуждает нас сравнить эти данные со сведениями “Истории Армении” Мовсеса Хореници.
Среди многих свидетельств разных источников об Иерусалиме в историко-географическом аспекте нас особенно заинтересовало одно упоминание армянского историографа: “Клеопатра, дочь Птолемея Диониса, внучка Клеопатры из Птолемаиды, была очень любима Иродом, почему и тем охотнее поручил Антоний Ирода заботам Сосия (Гай Сосий – приверженец Антония, впоследствии римский консул в 32 г. до н.э. – А.А.).
Последний, доблестно сражаясь, берет Иерусалим и, умертвив Антигона, ставит Ирода царем всей Иудеи и Галилеи (см.: M. Choren. II, 21)“. О Галилее мы уже говорили выше. Можно заключить, что Хоренаци эту область в конце I в. до н.э. считает независимой.
Анализируя факты, мы убеждаемся, что Хоренаци в своих двух главных сочинениях – “Истории Армении” и “Ашхарацуйц”-е (как доказала Г.С. Мурадян, его перу принадлежит также философское сочинение “Книга Хрий”) (см.: M. Choren. Liber Chrei.) особое место уделяет как истории древних иудеев, так и вопросам их географического расположения. Даже составленные списки древних армянских царей автор сравнивает с еврейскими и халдейскими списками (см.: M. Choren. I, 19).Трудно ответить на вопрос, по какой причине Мовсес Хоренаци в своем изложении практически игнорирует финикийцев, которые играли важнейшую роль в этом регионе, упоминая лишь финикийский город Сидон. Возможно, Хоренаци была не по душе их захватническая и колонизаторская политика, поскольку в концепции древнеармянского историографа особое место занимает идея свободного развития всех народов Вселенной.
Армения в то время потеряла государственность, финикийцы же потеряли государственность в конце VI в. до н.э.; их территория была включена в состав Ахеменидской империи (5-е сатрапство), а затем входила в состав других держав. Возможно, есть и другие причины не упоминания финикийцев древнеармянским историографом, которые пока остаются невыясненными.
На территории Восточного Средиземноморья Хоренаци упоминает Тивериадское (Галилейское) и Асфальтовое (Мертвое или Соленое) моря, а также реку Иордан. Нам кажется, что единственным дополнением, сделанным Ананием Ширакаци в этом отрезке “Ашхарацуйц”-а при описании Сирии и Иудеии является то, что: “… Иудея имеет по длине 3 географических градуса, а по ширине 2 (Ashcharazuyz. 200)”103.
Таким образом, основываясь на данных “Армянской географии”, мы попытались представить, как выглядел в рассматриваемый исторический период важнейший регион не только Азии, но и Вселенной. Анализ этой части первоисточника четко выявил авторство Мовсеса Хоренаци, точнее, его перу принадлежит львиная доля изложения 104.
Следует также добавить, что при описании данного региона отсутствует упоминание бога — в центре изложения находится человек. Это подсказывает, что Ширакаци, как представитель раннесредневековой схоластики, дополнивший и обработавший “Ашхарацуйц”, почти не коснулся этой части первоисточника.
Наконец, сведения “Ашхарацуйц”-а дополняют упоминания античных историков и географов об этом важнейшем регионе, который без колебаний можно считать одним из средоточий мировой цивилизации. Именно поэтому в Сирии и Иудее очень часто упоминается в раннесредневековых первоисточниках.
Отрывок из статьи Арутюняна Акопа: Древняя Армения между Восточным средиземноморьем и Ираном (II в. до н.э. – III в.): динамика межгосударственных границ и административно-территориального деления.
Читать также: Армения в период правления последних Оронтидов