АналитикаАрмянеВ мире интересногоИнтересные фактыЛюди

«Если у тебя фамилия заканчивается на «ян», это еще не значит, что ты армянин. У меня много знакомых, с фамилией на «ян», которые абсолютно не интересуются Арменией…»: Клод Мутафян

Клод Мутафян — доктор истории, профессор математики, главный лектор Университета « Париж 13»​ в Вилетанёз и автор многочисленных книг по истории Армении.

Клод Армен Мутафян родился 27 июля 1942 года во французском городке Кламар. С раннего детства , мальчик проявлял интерес к математике, литературе, античной и средневековой истории, а также к латинскому и греческому. После окончания Высшей школы, стал преподавателем математики в университете д’Орсэ.

Тема его исследования в области математики была посвящена теории Галуа и задачам линейной алгебры. Вот уже более 40 лет своей жизни, Клод отдает себя этой науке, преподавая ее в различных вузах не только во Франции, но и в США, Кубе, Мексике и Армении.

«Я был силен в математике. Тогда считалось, что с хорошим научным дипломом наверняка можно найти работу. Сегодня это не так — можно найти работу и без всякого диплома», — уверяет Мутафян.

Но чем больше он занимался математикой, тем больше его интересовала история. Возможно потому , что история его семьи оставила много тайн, которые ему захотелось раскрыть. Родители Клода, Заре и Айкуи , относятся к числу тех, кому удалось спастись в период геноцида. По словам Мутафяна, армяне пережили невероятные истории, и его родители, будучи родом из Самсуна и Кесарии, не стали исключением:

«Во год геноцида отец был восьмилетним мальчиком. Вся их семья была полностью истреблена, а он выжил только потому, что его сочли мертвым… Когда его нашли в груде трупов, то отправили в сиротский приют, на остров Корфу. Приют находился в здании казармы, поэтому он часто подвергался бомбардировке итальянской авиации (1923). Погибло около сотни сирот.

Избегая проблем с американцами, Муссолини предложил им выбрать сто детей-сирот, чтобы они за государственный счет получили образование в Италии. Мой отец оказался в этой сотне : он учился живописи в Милане».

Отец Клода стал известным художником. Его работы были представлены на выставках в Вене и Сен-сюр-Мэр. По словам Клода, его матери Айкуи, повезло больше чем отцу. Она вместе с семьей оказалась в колонне депортируемых, которых вели в сторону сирийской пустыни Дейр-эз-Зор.

«Колонна проходила мимо Кангала, где жена главы местной администрации как раз собиралась рожать. Не было никого, кто бы мог ей помочь, то есть не было повитухи», — рассказывает профессор, — «У людей в колонне спросили, есть ли среди них повитуха.

Моя бабушка, ясно сознавая, что их ведут на смерть и это единственный шанс спастись, решила рискнуть. Прежде она никогда не принимала роды. Но, к счастью, роды прошли хорошо, и с того момента чиновник оставил ее с детьми в деревне, где она стала повитухой. Вот так они избежали депортации».

Со стороны материнской линии у деда Клода было семеро братьев. Во время геноцида убили всех, кроме двух братьев, один из которых оказался в Полисе (Стамбул) , а другой в Ливане. Оба выживших брата обосновались во Франции, а потом перевезли туда всех родственников, которым удалось спастись.

«Когда я был маленьким, отец работал в мастерской недалеко от метро «Cadet». Возле этой станции все было, как в Армении: офисы армянских газет, штаб-квартиры политических партий, книжный магазин, в общем — маленький армянский Париж», -рассказывает Мутафян, — «Одним из самых ярких воспоминаний моего детства были обеды с отцом в армянском ресторане «Les Diamantaires».

Там говорили только на армянском : если дверь открывалась и кто-то начинал говорить на французском, все оборачивались и задавались вопросом, что он тут потерял. Уже там я заметил географическое разделение внутри ресторана».

В 1977 и 1979 гг. профессор дважды побывал на исторической родине, на земле своих предков. По его признанию, эти поездки заняли прочное место в его сердце и мыслях.

«Они меня поразили», — признается профессор, — «Я влюбился в эти руины, они были свидетелями большого периода армянской истории. В этой истории было все: и турки, и византийцы, и романские народы, то есть франки, с их крестовыми походами, там были и монголы, и арабы… И в центре всего этого — армяне!».

Под впечатлением от увиденных руин и церквей в Ани, Ахтамаре и особенно средневековых замков Киликии, в 1980 году Клод Мутафян начал писать книги. Сегодня, наиболее известные из них : «Столицы Армении», «Последнее королевство Армении», «Исторический атлас Армении», «Армения Леванта: XI-XIV века».

Книги Мутафяна пользуются успехом и продаются, тиражом не менее нескольких тысяч экземпляров. Сегодня, в возрасте 73 лет, он по-прежнему преподает лекции в университетах, работает над выпуском будущих книг и активно поддерживает армянскую общину Франции.

Профессор считает, что нелепо разделять людей на национальности (в данном случае французов и армян). Для него армянин -культура. Себя же, он считает французским гражданином с двумя культурами : армянской и французской . Как говорит Мутафян, каждый представитель армянской национальности, должен интересоваться историей своей родины, культурой, традицией и владеть родным языком.

«Быть армянином — это выбор. Если у тебя фамилия заканчивается на «ян», это еще не значит, что ты армянин. У меня много знакомых, с фамилией на «ян», которые абсолютно не интересуются Арменией, не считают себя армянами, они не армяне! Быть армянином — индивидуальный выбор! А быть французом — не выбор, если это дается при рождении», — утверждает Мутафян.

Источник: Armenia.IM

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button