Святой Саргис Стратилат ВЕРА «Наша среда online» — День святого Саркиса — национальный праздник, который каждый год отмечается в Республике Армения в конце января — начале февраля. Святой Саркис один из любимых и самых почитаемых святых Армянской Апостольской Церкви. Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго праздник святого полководца Саркиса провозглашён Днём благословения молодых.
Святой полководец Саркис вместе со своим сыном Мартиросом и четырнадцатью воинами погиб во имя христианской веры. Святой Саркис был родом из провинции Гамерек, жил и совершал подвиги во времена правления императора Константина Великого. Под влиянием проповедей полководца Саркиса многие воины принимали крещение. В 363 году, при императоре Юлиане Отступнике, святой Саркис пострадал за Христа. До наших дней дошла красивая легенда, помогающая понять, почему святого Саркиса считают покровителем молодых влюблённых. Итак, вернувшись с победой после очередного сражения, святой Саркис и 39 его солдат и соратников праздновали победу в королевском дворце. После обильного угощения, приняв изрядную долю спиртного, все сорок победителей отправились спать. Король же приказал сорока молодым женщинам убить храбрых воинов. 39 женщин выполнили приказ и убили солдат и соратников Саркиса, но одна женщина, увидев прекрасное лицо спящего Саркиса, безумно полюбила воина. Вместо того, чтобы убить Саркиса, она его поцеловала. Проснувшись и осознав, что произошло, Саркис молниеносно оседлал своего белого коня, вскочил на него, посадив рядом свою возлюбленную, прорвался сквозь городские ворота и покинул город. Вот поэтому влюблённые стали почитать святого Саркиса и видеть в нем своего покровителя и защитника. И святой Саркис всегда помогает и содействует молодым влюблённым, ищущим у него защиты. Праздник покровителя молодых влюблённых святого Саркиса в Армении официально отмечают с 2007 года. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая же невеста или жених им предназначается. Церковь же призывает в эти дни усердно молиться святому Саркису. В связи с этим празднику предшествует пятидневный пост. В день праздника в малом центре столицы Армении, в церкви Сурб Саркис, особенно многолюдно. Здесь, как и во всех армянских храмах, проходит праздничная литургия. Многие молодые, парами или пока еще в одиночку, приходят за благословением. Мученичество cвятого Саргиса Cтратилата, сына его Мартироса и четырнадцати святых воинов, особо почитающихся армянским народом. Храбрый воин Христов и непобедимый исповедник св. Саргис, которого называли также мар Саргис, был греком по происхождению, из приграничной с Великой Арменией области Каппадокии, города Кесарии. Когда во дни царствования Великого Константина и Великого Трдата свет Христовой веры распространился по всему свету и повсюду воссияли храмы Господни, сей св. Саргис своей благочестивой верой стал сиять, подобно светозарной звезде, в стране Каппадокийской, будучи дивным и славным пред всеми. Св. Саргис был мужем, преисполненным благодати, и горел Духом Божиим, и чего бы не просил он, давал ему Бог. Блаженный Саргис был истинным христианином и любил Господа всем своим сердцем. Он был возлюблен Богом и всеми окружавшими его, и все предпринятое им Господь венчал успехом. Св. Саргис был воином, и под его властью находился отряд. Был он мужем мудрым и одаренным, известен всем знатным людям. В войнах против варваров всегда превосходил всех своей храбростью, и слава о его отваге дошла и до самого императора. И когда сей святой муж прославлялся день ото дня, тогда самодержавный Константин пожаловал св. Саргису великие дары и честь стратилатства, т.е. поставил его воеводой всех войск, находившихся в тех областях. Также сотворил его превосходнейшим всех судей и князей той области, и так, что ему должны были подчиняться ближайшие области со своими начальниками, независимо от того, были они христиане или язычники
. Славный муж св. Саргис, достигнув такой славы и власти, не употребил их для приобретения преходящего богатства и суетной славы, а на духовное и Божественное созидание, очищая находящиеся под его властью города и селения от нечестия идолопоклонства, упраздняя жертвоприношения идолам и просвещая всех светом Христовым. Сам лично проповедовал, будучи сведущ в знании Ветхого и Нового Заветов, которым был обучен с детства. И так, кого словом проповеди, кого же примером своего благочестия, будучи наделен великой щедростью, милостивостью и нищелюбием, а кому и угрожая данной ему властью, приводил к Истине от заблуждения, а упорно возлюбивших тьму неверия и ненавидевших свет богопочитания, ссылал в дальние местности, дабы они не являлись соблазном для уверовавших во Христа. До основания разрушал языческие капища, воздвигая на их место храмы Божьи и часовни святым. Умножал число священнослужителей, чем радовал верных и весьма огорчал язычников, как и лукавых духов. И так возрастал во славе в течение многих лет, радуясь славе Божьей и тем самым радуя других. Враг же всякого добра, сатана, злобясь и завидуя блаженному Саргису, пытался посредством разных искушений помешать его благочестивым делам и духовному восхождению. Но злобный сатана не преуспевал ничуть во дни столпа и утверждения веры святого императора Константина Великого и его сыновей, пока не последовал им злой Юлиан Отступник, явивший собой кладезь демонской злобы и возмутивший мир Церкви. Он начал жестокие гонения на христиан, повсюду поощряя гнусное язычество, предавая христиан на мучения и смерть. Видя все это, св. Саргис размышлял сам в себе, что же есть воля Божья, дабы сотворить ее, и молитвенно вопрошал об этом Господа. И вот явился ему Сам Господь наш Иисус Христос и сказал: «Время, о Саргис, удалиться тебе из твоей страны и твоего племени по примеру патриарха Авраама и идти в страну, которую укажу тебе, там уготовлен тебе мученический венец». И пока блаженный размышлял о своем видении, в тот же день достигла до него весть, что Юлиан с большой готовностью пошел войной на восток, желая сразиться с царем персидским, следуя предсказаниям своих языческих лжебогов, вернее, демонов, надеясь превзойти во славе и величии Александра Македонского и, подобно ему, царствовать над всеми царствами земли. Тогда благовидный стратилат Саргис принял это как знамение для себя. И так как невозможно ему было быть сотрудником злочестивому Юлиану или видеть творимые им злодеяния, которые ожидали церквей Господних на походном пути Юлиана, решил св. Саргис податься в приграничную с Каппадокией христианскую страну, т.е. в Армению. И оставив все имение свое: власть, славу, воеводство и всю роскошь повседневной жизни, по слову Господню продал он все имущество свое и раздал нищим и, облегченный, воспринял вместо всего этого Крест Христов и последовал Спасителю своему (Лк. 9, 23). В спутники себе он взял храброго и добронравного сына своего, сироту по матери, который впоследствии за подвиг свой получил имя Мартириос. Перед дорогой они взмолились единодушно об истинном пути, говоря так: «Боже всех и Господь всего сущего, призвавший к бытию всех тварей Твоим милостивым промыслом, который добр и милостив есть к боящимся Тебе и по милости Твоей был с первыми праведниками, избавляя их от всяких искушений, за Твое святое имя гонимые, припадая пред Тобою, молим Тебя, будь сопутником нам на пути, которым намереваемся идти, как сопутствовал святым Твоим, бывшим до нас, пока не доведешь нас до одной из обителей небесного Твоего Отца. Слава Тебе со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь!» Помолившись так, направились они в страну армянскую и пришли ко двору царя Тирана, который был внуком Великого Трдата и который с честью принял их. Юлиан Отступник же, дойдя до Антиохии, предал жестоким мучениям тамошних христиан. Слух о его злодеяниях распространился по всюду, и посему многие, бежав, скрывались в ущельях, недоступных местах и на вершинах гор. Слухи эти также смутили армянского царя Тирана и всю страну армянскую. Тиран не знал, как быть со св. Саргисом, ибо тот был весьма знаменитым мужем, и если бы Юлиан потребовал бы выдать ему св. Саргиса, в случае отказа Тиран навлек бы великую беду на свою страну и народ. Почему и просил блаженного удалиться из пределов его государства, посоветовав идти к персидскому царю Шапуху. Сие же произошло не без промысла, ибо этим св. Саргис был предан в попечение Божье, будучи направлен туда, где должен был венчаться исповедничеством о Христе.
И перешел св. Саргис со своим сыном из Великой Армении в Персию, в Хорасан к царю Шапуху, который в то время находился там. Увидев сего благолепного мужа, царь Шапух весьма обрадовался, особенно когда узнал от других о его храбрости и отваге, и о том, как сказал ему сам св. Саргис, что со стороны Римской империи он был вынужден выйти из-за посягательств нечестивого Юлиана на имения и богатства славных и знатных той страны. И царь Шапух, с великими почестями приняв св. Саргиса, назначил его начальником своего первого полка, а впоследствии, убедившись в его отваге и верности, вручил ему множество полков. И во всех войнах, куда бы ни посылали его, Господь давал ему удачу, посему и был весьма возлюблен царем и знатью. Но блаженный Саргис не себе приписывал удачу, а силе Божьей, и в военной занятости не умаляя своего духовного приношения, всегда возносил молитвы и благодарения Богу, пребывая среди язычников. И дабы не позволить под своим начальством языческие жертвоприношения и обряды, распоряжался, дабы часто закалывали животных и раздавали милостыню бедным и нуждающимся. И кроме своей чистоты св. Саргис приносил и богатые милостыни по обычаю своих предков. Римские границы Персии подвергались нападениям войск Юлиана Отступника, и по этой причине против них царь Шапух послал св. Саргиса, а сына его оставил при себе. Враги, узнав, что против них войском идет храбрый Саргис, сами также собрали войско в великом множестве против малочисленного полка св. Саргиса, желая сразиться с ним. Войско св. Саргиса, видя столь многочисленное вражеское войско, пришло в ужас и говорило ему: «Губишь, Саргис, себя и нас!» Блаженный же, видя колебания их, нашел удобным объявить им Истину, силу веры и суетность и бессилие языческого заблуждения. И добронравный сей муж, утвержденный в вере Господа нашего Иисуса Христа и в любви Господней, отверз свои благодатные уста и сказал им: «Братья и соратники, если всем сердцем уверуете в Творца неба и земли, то ваши сердца никогда не вздрогнут от множества вражеского, но победой моего истинного Бога над смертью, тьмой и страхом прогонит Он эту тьму вражескую. Веруйте же, братья, во имя Господа нашего Иисуса Христа и не ужасайтесь, но веруйте и обратитесь к нашему Господу Богу с мольбой, и Он пошлет Своего Ангела и погонит врагов наших. И говорю вам, что, если будете верить всем вашим сердцем, я буду ходатаем пред Христом, чтобы ни один из вас не пропал. И страх ваш нападет на них, и все убегут от вас. Если же нет, то двойная гибель ожидает вас, телес и души, так как ваши лжебоги не могут помочь вам, не имея сил. Ни светила, которые вы почитаете, ни образы идолов, которых вы чтите, так как имеют они уши, но не слышат, очи имеют, но не видят, уста имеют, но не обоняют, руки имеют, но не осязают, ноги имеют, но не ходят, и нет дыхания в устах их, и сотворившие их и уповающие на них подобны им будут» (Пс. 113, 11-17). Тогда войско спросило его: «Где же сейчас твой Бог, мар Саргис? И почему наши идолы не боги, покажи нам твоего истинного Бога, чтобы видели бы и уверовали». Блаженный ответил: «Бог мой, есть Бог всех видимых и невидимых существ и обитает в свете неприступном!» И начав так, св. Саргис проповедовал им истинную веру во Всесвятую Троицу, единосущную во Едином Божестве исповедуемую, по порядку рассказывая им дивные дела Творца, как Он создал человека по образу благости Своей, как Он печется о тварях Своих, о пророчествах ветхозаветных пороков, о спасительном вочеловечении Бога Слова и Его пришествии в мир, о Его животворном попечительстве (домостроительстве), о чудесах, распятии, погребении, воскресении и Славном Вознесении на Небо. И что Он придет во второй раз тем же телом судить все племена человеческие, каждого по делам своим, воздавая добром за добро, злых же и зловредных предавая вечным мукам. «И сие есть истинное Божество, – говорил святой, – поверив в которого всем сердцем и удалившись от тьмы вашего зловерия, воспримите жизнь вечную для душ и телес ваших, когда придет Христос во славе Своего Божества. И не будете мучимы с неверными в огне неугасимом» (Мф. 13, 40-43). Так говорил блаженный пред войском, и словами проповеди его благодать Божья вошла в них. И все они единодушно воскликнули: «Веруем в Бога Саргиса!» От воплей этих страх напал на вражеское войско, и св. Саргис с войском своим пошел прямо на врага, сокрушая крепость армии вражеской, кого предавал мечу, а кого обращая в бегство. Все войско вражеское разбрелось, оно было как окутанное мраком, и блуждая, воины вражеского войска не находили друг друга, а найдя, рассказывали о каком-то бестелесном воинстве, что слышали голос, предупреждающий не дерзать воевать с рабом Божьим Саргисом, чтобы не пропасть им всем. Святой, видя и слыша все сие, воссылал благодарения всесильному Богу и, собрав своих воинов в лагере, сказал им: «Видели десницу Божью. Велик Господь и велика сила Его. Кто поведает чудеса Его. Придите, братья, возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа, что рабам Своим показал Свою милость и крепость против врагов их». Войско же, утвердившись в истинной вере, восклицало: «Велик Бог христианский, и велика сила Его. Отныне веруем во Всесвятую Троицу во Едином Божестве, которую проповедал нам Саргис». Тогда многие покрестились у священников, сопутствовавших св. Саргису, поклоняясь Богу и радуясь благовестиям святого. Также св. Саргис объяснил им об упразднении жертвоприношений скотины, после того как Истинный Агнец Божий принес Себя в жертву живую и животворящую. Но, впрочем, св. Саргис распорядился закалывать животных для милостыни. А враг всякого добра, сатана, наущая некоторых из воинов св. Саргиса, не уверовавших во Христа и пребывающих по-прежнему в демонском пленении, подстрекнул их донести на святого царю Шапуху. Они, клевеща на блаженного Саргиса, сказали: «Саргис восстал против богов и тебя, и, проповедуя Иисуса Назарея, все войско повлек в свое заблуждение и с любовью примкнул к римским легионам». Услышав это, царь весьма возмутился и стал советоваться со знатью, как поступить, чтобы войско не разделилось бы и чтобы не было шума и междоусобицы. И по совету своих советников написал лукавое послание св. Саргису, хваля его храбрость и верность к царю. Немного же спустя царь Шапух отправил к блаженному Саргису сына его Мартироса, которого держал во дворце у себя. Его сопровождали почетные мужи с царского двора, которые должны были пригласить его во дворец, все сие делая таким образом, чтобы св. Саргис не догадался бы об их намерении и вернулся бы во дворец к царю. К сему присовокупили также и царское письмо, в котором говорилось, что св. Саргис срочно нужен во дворце, дабы посоветоваться с ним о противостоянии римским войскам. И закончили послание обычным «Здрав буди!». Сын же св. Саргиса – Мартирос – был схвачен со своими спутниками отрядом противника и отведен в их стан. Узнав об этом, св. Саргис опечалился, и войско с ним, но блаженный, уповая не на людей а на Единого Бога, пав пред ним на колени, со слезами возносил молитвы Господу, вспоминая сотворенные Господом во все времена чудеса, Ною, Аврааму, Исааку, Иакову и всем патриархам говоря: «Господи, как услышал молитвы их, услышь также и меня, грешного, и как праведного Иакова сподобил увидеть Иосифа, так и мне даруй сына моего, дабы, соблазнившись, не пропал бы он и сей новообращенный народ, который обратился к Тебе проповедью раба Твоего. Но даруй им узреть милость Твою и славу святого имени Твоего». И три дня и три ночи, соблюдая строгий пост, непрестанно молился ко Господу, говоря: «Ни ел я и не пил, вот пред Тобою раб Твой. Где же сын мой? Почему предаешь меня поношению руками врагов моих, пленивших сына моего, и дабы не сказали бы враги Креста: «Вот Саргис веровал Богу, пусть же вернет ему сына». Я же уповаю на Тебя, нет для Тебя ничего невозможного, Господь мой Иисусе Христе, ибо можешь избавить меня от руки врагов моих и вернуть мне сына». И многие приходили посмотреть на св. Саргиса. Он же три дня с великой верой умолял Бога, как сын умоляет отца с любовью и благоговением. И вот на четвертый день в третьем часу из вражеского стана прискакал всадник, приведя с собою отрока и спутников его, и сказал: «Сего отрока захватили семеро из наших воинов, и в тот же день все семеро погибли. Наше войско постиг гнев и казнь, и не прекращалась смута, и многие убивали друг друга. И наш воевода видел видение и сказал своим полководцам: «Гнев сей, нашедший на нас из-за сего отрока, верните его скорее, иначе, если не вернем его своему отцу, все войско пропадет». И вот я привел его сюда и не знаю, чей он сын. Так покажите мне его отца, чтобы вернуть ему сына, и возможно, прекратится гнев Божий с наших войск». Когда войско св. Саргиса услышало это, то исполнилось ликования, восклицая и славя Бога, говоря: «Поистине велик Бог Саргиса и нет иного бога, который сотворил бы такие знамения». Уверовавшие прежде, более утвердились в вере, и новые верующие приложились к ним. По сем святой помолился за врагов, дабы прекратился бы гнев Божий от них. Через три дня с вражеского стана пришел благовестник, сказав: «Поистине велик Бог Саргиса, так как по его (Саргиса) молитвам миновали казни с наших войск». А св. Саргис же праздновал возвращение своего сына живым и здоровым, благодаря Бога за оказанные милости. И слух о сих знамениях распространился по всей стране и дошел до двора царя царей Шапуха. Придворные же и вся знать весьма опечалились, говоря: «Мы надеялись погубить Саргиса, а он по-прежнему жив и всю страну ввел в свое заблуждение, и все уверовали в его чародейство». И когда св. Саргис узнал от своего сына о царском приглашении, духом узрел утаенную злобу царя и его придворных и князей, тогда, призвав к себе все войско, уверовавшее во Христа, сказал: «Братья, вот настал час явить благочестие нашей веры и исповедовать Господа нашего Иисуса Христа предлюдьми, дабы и Он исповедал нас пред Отцом Своим и Ангелами». Войско же единодушно ответило ему: «С тобою мы, о честной отец, в жизни и в смерти!» И сказал святой: «От Господа нашего велено нам не скрывать свет веры нашей, но полагать на подсвечнике и проповедовать на кровлях, не бояться убивающих тело, души же убить не могущих (Мф. 10, 28). Но я непотребный, во всем нарушил заповеди, прежде скрыв свет веры моей пред царем и знатью его, сокрыв его под спудом, убоявшись людей. Ныне же братья, умолите Господа, дабы дал мне смелость проповедовать имя Его пред царем и князьями». Воины же умоляли его не идти к царю и видеть лица тирана, будучи готовыми сопротивляться и ему, вдохновленные знамениями и чудесами сопровождавшими св. Саргиса, говорили они: «И если кто попробует сразиться с нами, победим его именем Господа нашего, в которого уверовали» Св. Саргис же ответил: «Господь не повелевает нам укрепляться телом, но духом, не военной находчивостью, но в скорбях и в тесноте, терпением побеждая наших врагов. И ныне не препятствуйте моему течению предстоящим мне путем жизни, но умоляйте, чтобы Господь удостоил меня умереть за имя Его. И над вами также да будет покровом десница Его, утверждая вас в истинной вере, которую вы приняли с дарами Духа Святого. Если возлюбите Его всем сердцем вашим, то Он будет спасением для вас и со всеми святыми Своими сподобит вас жизни вечной. Итак, оставайтесь здесь и с верностью исполняйте царское дело, как бы служа Господу, а не человекам, я же пойду навстречу зову Господню». Сказав это, святой утвердил их в мысли веры, и со многими слезами, расставшись с ними, св. Саргис со своим сыном и с несколькими воинами пустился в путь и достиг двора царя. Когда Шапух увидел святого, сильно обрадовался и, глядя на своих придворных советников, сказал: «Думаю, несправедливо обвинение о нем, ибо злословцев побудила зависть, а не Истина». И обратившись ко св. Саргису, сказал: «Добро пожаловать, мой верный и мудрый военачальник. Ты получишь от нас великие дары за безупречную веру, оказанную нам. За что наша царственность должна возвеличить тебя и поставить тебя начальником всех войск за твою благоразумную мудрость». И пожаловал царь святому множество даров. Но св. Саргис не завораживался от тех слов и также не отвратился от истины из-за превеликой славы, но премудрым словом ответил ему: «Благодарен я Господу моему, который спас меня от руки врагов моих, которые не посредством нашей мудрости и силы были поражены, но могуществом всесильного Бога. И Ему принадлежат пожалованные вами дары, ибо дал вам мудрость познать Истину». Сказав это, св. Саргис вышел. Царь сказал приближенным: «В Истине вижу совершенным мужа сего». Но злословцы, выйдя вперед, сказали: «Храбрый царь, он имеет учение и ересь Назарянина, из-за которого наших богов не почитает богами, а если не верите, пусть ваша царственность спросит и убедится в истинности наших слов». Когда же царь услышал это, весьма опечалился, так как ни христианства св. Саргиса не желал, ни гибели такого храброго и верного мужа, а размышлял в сердце своем, как убедиться в правдивости сказанного. Спустя некоторое время настал день празднования лжебогов. И от царя изошло повеление собрать все множество народа пред великою печью капища, в которой по персидскому закону возжигали неугасимый огонь и над которой были поставлены изваяния двенадцати идолов. С почтенными воеводами на празднество был также приглашен и св. Саргис с сыном своим. Блаженный, поняв, что настал час брани во им Господа, встал на молитву, говоря: «Господи Боже, Спаситель уповающих на Тебя, обещавший рабам Своим и говоривший, что, когда поставят вас пред судьями, не заботьтесь об ответе, так как Я дам слово и мудрость, которым не смогут противостоять ваши противники (Лк. 12, 11). И ныне дай мне, Господи, слово при отвержении уст моих пред сонмищем поприща сего. Укрепи меня перенести мучения и смерть, грядущую на меня, за имя Твое. Тебе слава во веки, аминь». Таким же образом молился и блаженный юноша Мартирос, во всем согласуясь со своим отцом, и тем же духом вооружившись выйти в торжество мученичества. И когда совершили молитву, они оба пошли на зов царев и встали пред чертогами его вне капища. Увидев их, царь сказал громогласно: «Саргис, почтенный из воевод войск моих, выйди к нам в храм и принеси жертву огню по закону всех нас, воскури ладан пред превеликими богами, как истинно боголюбивый, чтобы злословящие тебя умолкли бы со стыдом, а ты более воссиял бы славою». Св. Саргис ответил: «Я себя самого принесу в жертву истинному Богу и Сыну Его Иисусу Христу, принесшего Себя в Жертву за любовь ко мне. Знаю идолов твоих и не приучен называть идолов богами, но почитаю Творца огня и солнца и поклоняюсь Тому, Кто сотворил небо и землю и всех тварей на земле, кто живой и вечный царь, кому и ты, о царь, если бы был научен мудрости, должен был поклоняться и величать, а не приведшим им к бытию вещественным и бездушным тварям и бездушным образам, созданными людьми». Выслушав это, царь сказал: «Вот и стало явной твое заблуждение, о опьяненный глупостью, что добровольно лишаешь себя того множества благ, которое готовили мы воздать тебе, а ты все это променял на любовь, которую питаешь к некоему Еврею, распятому за Свои грехи». Затем царь произнес много ругательств на Христа и сказал: «Не говори много, а иди и поклонись богам». Блаженный Саргис же, услышав все сие, не вынося более, плюнул в лицо безбожного тирана как укор его беззаконному идолопоклонству и, укрепившись Духом Святым, сказал: «Не боюсь тебя и идолов твоих и не поклонюсь мерзостям твоим, но Святому Богу, которого не могут осквернить уста ругателей». В тотчас Шапух, исполненный гнева, приказал бить блаженного камнями в уста, и, связав блаженного железными цепями, тащили его по улицам города на виду у всех, пока с боков его совсем не сорвалась кожа. Мучители говорили блаженному: «Саргис, действительно ли ты оставил наших богов и чин наш и почитаешь некоего чуждого Бога по имени Иисус Христос? Что же ты сейчас думаешь, мар Саргис?» Святой же ответил: «Покажите мне ваших идолов, чтобы видеть силу их, а я покажу могущество Бога моего». Когда мужи те услышали это, весьма обрадовались и объявили царю, якобы Саргис хочет поклониться богам. Пришли некоторые из старших князей и один военачальник со своим отрядом, взяли св. Саргиса и поставили его и сына его Мартироса пред капищем с двенадцатью идолами и разожгли огонь в пещи капища. В тотчас воскликнул св. Саргис в сердце своем: «Помоги мне, Господи Иисусе Христе, как помог во время брани». И, обратившись к идолопоклонникам, сказал: «Это ли ваши двенадцать лжебогов? Четверо уста змеиные имеют, четверо – образа демонов, четверо же – головы тельцов. Так кому поклоняться или кому молиться?» Князья и жрецы сказали ему: «Саргис, не нечестивствуй, называя некоторых из бессмертных идолов змиями, некоторых же демонами». Св. Саргис сказал им на это: «Истинно говорю вам, так как это дела рук человеческих, подобные мерзостям, изнутри глиняные, а извне медные. Я же вам сказал заранее, покажите мне ваших идолов, если боги живые, а если нет, то я покажу вам могущество моего Живого Бога, который Крестом Своим просветил небо и землю. И ныне я вижу то, что знал заранее, так как это немые образа бесов, бессильные уста змей и бессловесные головы тельцов». А идолопоклонники сказали друг другу: «Горе нам, так как оскорбил богов наших, и те гневаются на нас». Св. Саргис ответил им: «Не слышали ли вы слова Священного Писания, что творящие их и почитающие их подобны им будут». Тогда жрецы сказали: «О муж, ты великой враждой и поношением прогневался на богов наших». А святой сказал им: «Дайте приблизиться вашим богам». Они же, думая, что св. Саргис хочет поклониться им, освободили его, а святой же, из глубины сердца призывая помощь Божью, оградил себя знамением креста и истиной утвердив свое сердце, сложил вдвое цепи оков, ударил ими идолов и сокрушил их, обращая в прах, как от бури. И сказал блаженный: «О несмысленные, вот ваши чтилища сокрушились, и огонь, которому поклоняетесь, в итоге оказался пеплом». Когда жрецы и все множество язычников услышали и увидели это, с яростью двинулись на святого и, схватив, тащили его со стороны в сторону, желая убить. При дерзком нападении беззаконных на св. Саргиса в толпе погиб его сын – блаженный Мартирос. И сослужил св. Мартирос имя исповедника, став совенценосцем предыдущих исповедников Христовых. А св. Саргис был сохранен Господом, так как даже войско, страшась его, тряслось. Ужас и недоумение овладело всем множеством язычников, некоторые даже раздирали свои одежды, а некоторые рвали волосы на голове. И, взяв осколки от разбитых изваяний идолов, понесли их царю. Вельможи же царевы обвиняли воинов, а они, оправдываясь, говорили: «Истину говорим, если бы вы были там, ничего бы не смогли сделать ему». И пока они говорили, блаженный Саргис дошел до них и, придя к ним, встал на судилище, держа в руках цепи. Вельможи же, боясь того и думая, как бы и их не сокрушил, спросили: «Саргис, почему ты сокрушил наших богов?» Святой же, показав свои цепи, ответил: «Сии сокрушили ваших идолов, а те не смогли победить, теперь же стою пред вами, делайте что желаете». И пока толпа желала свалить его, царь запретил им, так как был разгневан на них за смерть сына св. Саргиса, так как без его воли они сделали это. И призвав св. Саргиса, спросил его: «Бесчестием оскорбил ты богов, и я простил тебя, но как ты посмел разбить их?» Святой же отвечал: «Так как из Священного Писания слышал я: соберешь их жезлом железным и сокрушишь их, яко сосуды скудельничьи» (Пс. 2, 9). Царь сказал: «Если не почтишь богов, которые могут тебя погубить, мне остается тебя не только связать цепями, но и предать смерти». Святой же ответил на это царю: «Во всякий час готов я умереть за имя бессмертного Господа моего, который дает мне бессмертие, а твои идолы ничего не могут мне сделать. И как цепями сокрушил я их, так и мог совсем расторгнуть мои узы». Сказав сие, святой преклонил голову и бросил цепи пред судилищем, как бы говоря: «Вот предаю мечу голову мою». Тогда царь подал знак палачам, чтобы те с осторожностью повели святого в темницу, а воины же, боясь, заковали его снова в цепи. Начальник палачей подвергал святого в темнице разнородным пыткам, а блаженный же благодарил Бога, что за имя Его удостоился мучений и уз и за своего сына, что венчался мученической и исповеднической кровью за Христа. Св. Саргиса пугали тем, что царь разослал повеление явиться всем на его смертную казнь. Святой же, услыхав об этом, возрадовался и, молясь Богу, говорил: «Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иаковлев, Боже отец наших, пророков и апостолов, помяни раба Твоего и не презри его, как и теперь не пренебрегаешь мной. Ты есть Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа, сподоби раба Твоего получить от Тебя венец. Господи Иисусе Христе, сопричти меня сонму Твоих святых, которые венчались за любовь Твою. Животворный Дух Святой, введи меня в пристань нескончаемой жизни, где прославляешься во Всесвятой Троице». И пока блаженный так молился ночью в темнице, явился ему искуситель и, встав пред ним, сказал: «Саргис, что сделал я тебе, что сокрушил ты мое покоище? Или почему разорил мой жертвенник? И ныне покайся и успокой сердце царя». Св. Саргис запретил ему, говоря: «Отойди от меня, сатана, со своими пагубоносными сопутниками в вечную гибель и в геенну». Искуситель же сказал: «Ты пренебрег мной, ныне пойду и вниду в сердце тирана и подвигну его есть твою плоть, пить твою кровь и сокрушать кости твои, как сотворил ты со чтилищами моими». Святой же сказал: «Отойди от меня именем Христовым». Сатана же, удалившись, вошел в сердце тирана, и тот немедля приказал палачу мучить блаженного. Палачи стали пытать святого, строгая его тело и таща его, он же с благодарением воспевал псалмы, говоря: «Боже, призри на меня, Господи, поспеши приблизиться ко мне. Боже и Отец Господа нашего Иисуса Христа, дай крепость души моей и терпение телу моему, чтобы я победил лукавого и чтобы козни его обратились бы в прах». И весь тот день мучили св. Саргиса. Когда же ночью на короткое время дали ему покой, посетил его Ангел Господень и сказал: «Крепись, Саргис, так как я с тобою и дал тебе прошенное тобою. И что попросишь, дам». Когда ангел сказал это, сердце святого укрепилось и тело его стало подобно железу, и, пренебрегая всеми мучениями он с благодарением прославлял Бога. И вновь явился ему искуситель и стал напоминать блаженному о своей мнимой силе, говоря: «Имею власть умягчит сердце тирана, чтобы тело твое избежало бы мучений. О скудоумный, пожри мне и поклонись, иначе увидишь могущество моей силы. Вспомни, что сделал я с отцом твоим Адамом, как извел его из рая сладости и славы. Знаешь также, что сделал я с Иовом. Я подвиг избить пророков. Это я был, что предал апостолов и мучеников жестокой смерти. Я вошел в сердце иудеев и ввел их в ярость, чтобы измучили и убили бы на древе Рожденного от Девы». Св. Саргис же ответил: «Довольно тебе, сатана, не докучай мне. Знаю, что злоба твоя обратилась на главу твою, а святые увенчались и наследовали Царство. Знаю, что погубил иудеев, но знаю также и то, что Рожденный от Девы прежде веков был у Отца, сокрушил главу твою и спас из ада Адама. О лукавый, глухой, слепой и безумный, как ты не понял, кто есть Христос и что не мог ты Сына Божьего вознести на крест, если бы Он Сам не хотел этого. Ибо Он есть Вседержитель, Господь славы с Отцом и Святым Духом: три ипостаси и едино Божество». Лукавый же новыми уговорами пытался отвратить святого от его решимости пострадать за Христа. Но св. Саргис решительно сказал: «Отойди от меня именем Христа, ты, бессильный, бесчестный и наглый, отойди и не дерзай подходить ко мне, противник добра и отец лжи. Твои советы не жизнь подают, а обрекают на вечную гибель, и исполняющие сказанное тобою наследуют с тобою погибель». По сем лукавый, устыженный и гонимый, отошел от святого. Когда же стал рассветать пятый день со дня мучений св. Саргиса, он стал молиться, говоря: «Господи мой Иисусе Христе, помощник беспомощных и близкий боящихся Тебя, приди и помоги мне, Господь мой и Спаситель мой, укрепляющий немощных, притесняемых покой, воевода в бранях, крепость против бурь ураганных, кормитель нуждающихся, приди, спаси меня, Господь мой Иисусе Христе. Христе Спасителе, совет мой Христе, услышь меня». И вот Господь Иисус Христос явился внезапно святому с небесным воинством, и вся темница исполнилась света, превосходящего солнечный, и с рук и ног святого ниспали оковы. И послышался глас из света, глаголющий: «Мужайся, мой добрый и верный раб Саргис, пусть не дрогнет сердце твое от убивающих лишь смертное тело твое, ибо от здешней скорби и бренной юдоли сей перейдешь в нескончаемую радость светозарных чертогов Господа твоего». От сего светозарного видения сошлось вокруг темницы множество народа, видя блаженного освобожденным от уз и стоящим на молитве. И исполненные удивления, воздавали славу истинному Богу, которого проповедовал св. Саргис. И поспешив к царю, рассказали ему о виденных ими чудесах. Когда по приказу царя привели блаженного, царь сказал ему: «О враг самого себя, какую пользу принесло тебе противление нашим повелениям, ибо получил ты бесчестие, мучение и смерть твоего сына, и если будешь упрямиться далее, жестокою смертью умрешь. Если же откажешься от своих безумных мыслей и образумишься, помянув нашу первую любовь, то наша сладость не только простит тебя и не вменит тебе в грех твои преступные ошибки, но еще и удостоит величайшей славы и чести. Так повинуйся же теперь нашим приказаниям и после иди к Назарянину». Так говорил царь, ибо не желал смерти св. Саргиса, и также по той причине, что до него дошел слух о приближении войск Юлиана Отступника. Блаженный Саргис же ответил: «Не ощутил ты стыд и позор ваших лжебогов, потому ты, подобно им, мрачен и несветел. Как, видя их раздробленных и превращенных в прах, не понял немощь их? Похвала же моя и надежда Христос. И как сына моего принял благоверно, так и с той же верой примет и меня, ибо Ему благодарение и славу воссылаю, что принял чадо мое и не дал обмануться твоим заблуждением. И ныне откровенно говорю, что заблуждение твое не омрачает меня, но да будет тебе известно и сие, что, если оставишь меня живым, смерть твоя от рук моих будет, ибо не прощаю тебе скверноречия твоих скверных уст, обращенных к моему истинному Богу». Когда же царь услышал это, исполнился ярости и приказал снять с него воинскую мантию, говоря: «Саргис, который не понял, что есть честь, узнает, что есть бесчестие, и по вине своей умрет». И приказал вывести святого за город и убить. Палачи же со всей силой волокли его на место казни. Св. Саргиса сопровождало также весьма великое множество христиан и язычников. Среди них была также толпа жрецов, таившая злобу на святого за сокрушение их кумиров, которые по дороге избивали святого и ногтями своими выцарапывали тело его, а блаженный же, пренебрегая мучениями, часто молился Господу: «Отче наш, иже еси на Небесех…» Это была молитва блаженного Саргиса на всем мученическом пути его, вспоминая дивную силу десницы Божьей, которая всех праведных и почитающих истинного Бога избавила от всяких искушений и опасностей, от врагов видимых и невидимых, которая укрепила апостолов и исповедников свидетельствовать истиной, которую призывал св. Саргис в помощь себе, говоря: «Не удаляйся от раба Твоего, Господи мой Иисусе Христе, Вседержитель, Святой, Сладчайший, Благий, который близок к боящимся Тебя и который открывается ищущим Тебя». Придя на место, называемое Салк, они остановились, так как на этом месте должно было привести в исполнение приказание царя. Там святой, воздев руки, взмолился, говоря громким голосом: «Господи Боже предвечный, что сподобил меня умереть за имя Твое святое, услышь мольбы раба Твоего и прими меня к тем, которые возлюбили День пришествия твоего и стали спутниками Креста Твоего и смертных мучений Твоих. И то, что прельщением лукавого от детства и доныне, волей или неволей, ведением или неведением согрешил пред Тобою, омой и очисти по милости Твоей чрез пролитие крови моей. Даруй также верующим Твоим, кто помянет имя мое, прощение грехов; избавление душ и телес от всяких опасностей; бесов изгнание; больным исцеление; победы в войнах; избавление от уз и темниц; освобождение от рабства; усмирение от мятежа; покой от тесноты или скорби; предводительское сохранение на пути; спокойствие от морских волнений; во время засухи дождей сладкотечение для изобильного плодородия; града и тумана быстрое прекращение; саранчи и насекомых изгнание, которые посылаются за гнев Твой, дабы покарать людей за их грехи. Кто со священными дарами и милостыней совершит память нашу, прими как благовоние и тысячекратными благами вознагради здесь и за гробом. И душу мою прими в обителях праведных в вечное упокоение. Тебе слава ныне и присно. Аминь!» По окончании же молитвы вдруг с неба сошел к св. Саргису Ангел Господень, держа в руках светозарный венец и говоря: «Мужайся, храбрый мученик Христов, не убойся убивающих тело, ибо пред тобою отверзлись врата Небесного Царства и что просил ты у Бога, то дал тебе Бог, именем твоим исполнятся от Господа прошения всех верующих, от Господа». И толпа, видя Ангела Божия и светозарный венец, воскликнула: «Велик Бог христиан! Кроме Него нет иного бога». А святой, обратясь в сторону рядов уверовавших воинов, сказал: «И послушайте теперь меня, верующие во Христа, кто присутствует при моей смерти, да не будет, чтобы, видя смерть моей смертной плоти, скорбел бы безнадежно, но надежда моя бесконечна, ибо о Христе, чрез которого при его втором пришествии вновь получу это же тело бессмертным и нетленным. И сегодня я ликую и радуюсь, ибо Господь исполнил желание моего детства – быть сопричастным Его мучениям и венцу исповедников. И как укрепил меня Господь мой в войнах против телесных врагов, так и сегодня укрепит против врага душ и его соратников. И теперь, исполнив течение поприща моей жизни и веру мою твердо сохранив, с радостью иду ко Христу. Мир Божий да будет с вами. Аминь!» И сказав сие, св. Саргис опустился на камни лицом к востоку, осенив себя знамением креста, и, склонив голову свою пред мечом, сказал: «Господи Иисусе Христе, прими душу мою» (Деян. 7, 59). И палач ударом меча отсек честную главу блаженного Саргиса. И в тот же миг небесный свет озарил и облек светом тело св. Саргиса. И из света же того вырвалось пламя и сожгло некоторых из язычников, остальные же, видя все это, бежали. И глас был слышен с неба, говоривший: «Достойно совершил подвиг свой, о блаженный Саргис, ныне приди и наследуй со всеми святыми вечный покой». А присутствующие из уверовавших воинов, взяв честное тело св. Саргиса, обвили в ризу чистую. И весть об этом дошла до царя, и он послал палачей, которые, избив из них четырнадцать мужей, родом персов, убили, а затем бросили тела их к диким зверям, но звери по промыслу Божию не приблизились к ним. Затем они думали сжечь тела святых огнем, ибо многие из персов по причине этих чудес уверовали во Христа. И пока они пребывали в этих раздумьях, до них дошли слухи о пришествии туда войск Юлиана, и, позабыв о своем злом намерении, они с поспешностью удалились к царю. И в тот же день некоторые из верующих, придя ночью, унесли честные тела св. Саргиса и четырнадцати воинов и, с осторожностью спрятав их, погребли вместе с честным телом св. Мартироса. Мученичество св. Саргиса сына его св. Мартироса и четырнадцати воинов произошло в 363 году во славу Всесвятой Троицы, которой подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков, аминь!…