Падение Константинополя
29 мая 1453 года под натиском османов пал Константинополь.
По установлению императора Константина Великого в 330 г. древнегреческий город Византий (VII в. до н. э.) был переименован в Новый Рим. а в последствии в Константинополь — став новой столицей империи.
Величественное существование Константинополя в течение одиннадцати столетий дало ему заслуженное право именоваться «Царицей Городов» — Царьградом, Городом с большой буквы (По́ли).
На протяжении своей тысячелетней истории Константинополь был местом пересечения важнейших сухопутных и морских путей, крупным торговым центром, средоточием интеллектуальных течений и колыбелью художественных творений.
Период «предсмертной агонии» Византии, начавшийся в 1204 году в связи с завоеванием её крестоносцами (во время IV крестового похода), совпадает с последним культурным расцветом империи — эпохой Палеологов, последней византийской династии, особо выдающейся в плане духовных достижений и искусства.
В 1451 году султанский престол занял Мехмед II Завоеватель, который, высадившись на европейском берегу Босфора, стал уничтожать греческие деревни, захватывая города, остававшиеся в руках греков, и возведя у устья Босфора крепость, оснащённую мощными пушками, с целью перекрыть выход в Черное море.
С начала 1453 года Мехмед начал готовиться к захвату Константинополя, обосновавшись в Адрианополе (Эдирне), где он сосредоточил войско из 150.000 воинов и флот из 400 кораблей, при этом армия османов была оснащена современной для того времени артиллерией — особенно мощной была противоосадная (крепостная) пушка, отлитая саксонскими мастерами.
Когда, 5 апреля 1453 года, Мехмед II прибыл под стены Константинополя, Город был уже осаждён и с моря, и с суши. 7 апреля султан разбил свой шатер напротив Ворот Святого Романа и объявил о начале осады Города.
В отличие от турок-османов, византийцы располагали 7.000 воинами, из которых 2.000 были наемными — в основном, венецианцы и генуэзцы, в то время, как в городе на тот момент находилось 50.000 жителей, которых нужно было обеспечить едой.
Царьград был окружен со стороны суши рвом и двойными крепостными стенами, которые с 12 апреля подвергались ежедневному артиллерийскому обстрелу.
24 мая султан последний раз предложил «мирное» решение: или император обязуется выплачивать на ежегодной основе 100 тысяч золотых (совершенно нереальная по тем временам сумма), либо все жители покидают Город, забрав с собой движимое имущество. Получив отказ, Мехмед велел своему войску приступить к подготовке к последнему приступу, при этом султан сказал, обращаясь к воинам, что ему ничего не надо, кроме крепостных стен и самого города — всё остальное он отдает им…
В ночь на 29 мая, во втором часу, по всему периметру стен начался штурм. Первыми на приступ пошли башибузуки — нерегулярные части османов. Мехмед не надеялся на их победу, но хотел с их помощью измотать осаждённых. Для предотвращения паники за башибузуками стояли «заградотряды» военной полиции, а за ними — янычары.
На северо-западе Константинополя в дворцовом районе Влахерны, укрепления которого составляли часть городских стен, была хорошо замаскированная потайная дверца, называвшаяся Керкопорта, которая успешно использовалась для вылазок. Но случилось так, что турки нашли её, обнаружив, что она не заперта… Император бросился к Керкопорте, но было уже поздно. Тогда последний византийский император Константин XI Палеолог вернулся к воротам, через которые уносили раненого предводителя генуэзцев — Юстиниана, смелого защитника Города, пытаясь собрать вокруг себя оставшихся воинов. С ним был его двоюродный брат Феофил, верный соратник Иоанн и испанский рыцарь Франциск. Вчетвером они защищали ворота и вместе пали на поле боя…
Город Константина, бывший в течение тысячи лет прославленным очагом духовности и искусств — по словам Виссариона Никейского, «gymnasium optimarum artium» (школой прекрасных искусств) — пал под натиском турок…. Но ещё до полудня держались в башнях критские моряки. Из уважения к их мужеству турки позволили им сесть на корабли и уплыть на родину. На Запад ушла целая эскадра судов, переполненных беженцами…
После падения Константинополя, султан торжественно вошел в Город, обустроившись в императорском дворце Влахерно́н.
На месте Византийской империи была создана Османская империя, столица которой была перенесена из Адрианополя в Константинополь, названный турками Истамбул (от греческих слов «ис тин по́ли» — в город)…
С тех пор прошло много времени, однако, память нации жива… Более того, в народе живут легенды о Мраморном царе, о двери в южной стене храма Святой Софии Константинопольской, о незавершенной литургии... Уже не говоря о погромах греческих поселений, прошедших в начале и в середине ХХ века, яркими свидетелями которых являются заброшенные греческие дома не только в самом Константинополе, но и на побережье Малой Азии, а также на близлежащих островах, многие из которых так до сих пор никем и не заселены…