В мире интересногоХристианство

По страницам истории : Армянский календарь.

Армянский календарь

Давайте представим жизнь без календаря!  Не получается?

У каждого из нас есть свои ожидания и надежды, связанные с завтрашним днем, следующей неделей,  наступающим месяцем или годом…

Принято считать, что календарь, которым ныне пользуются во всем мире, был создан в Древнем Египте и усовершенствован в Древнем Риме.  В I в. до н. э. по имени римского императора Юлия Цезаря календарь назван юлианским, а затем, в 1582 г., переименован в  григорянский – в честь Папы Римского Григория XIII. Это было обусловлено тем, что император и  Папа сумели исправить ошибки, которые издревле были  в календаре. Вот почему современный календарь называется юлиано-григорянским.

Армяне, также, как и другие народы, пользуются юлиано-григорянским календарем. Но это вовсе не означает, что они всегда руководствовались им. Дело в том, что в древности армяне имели свой собственный календарь, который является ровесником уже упомянутого самого древнего календаря. И неслучайно, что первой  печатной книгой на армянском языке, вышедшей  в Венеции в 1512 году был календарь («парзатумар» арм.).

Не секрет, что Армения (Армянское нагорье) – одна из мировых очагов возникновения человеческой цивилизации. «Оценить заслуги армян в развитии отечественной и  мировой цивилизации невозможно. Эти достижения порой не поддаются  реальному восприятию и сравнимы разве что с областью фантастики», — пишет в книге «Удивительный народ из страны чудес» С.С. Мамулов. В  частности о календаре говорится: «С Арменией связано развитие математических знаний, совершенствование  календарной системы и использование солнечного календаря с твердым годом (египетские, индийские и армянские данные)».

Для древних армян Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия, который совпадал с пробуждением весны. Армяне – солнцепоклонники этот свой первый календарь связывали с Солнцем. Первый месяц года и первый день каждого месяца именовались Арег (Солнце). Впоследствии Новый год стал справляться 11 августа. Согласно преданию, несколько тысячелетий  назад (в 2492 г. до н. э., 11 августа), в восточной части озера Ван, в области Айоц-дзор, прародитель армян Айк победил в битве тирана Бела, властителя Вавилона и обеспечил свободу своего народа.

Согласно этому календарю год имел 12 месяцев – каждый по 30 дней, и дополнительный месяц, состоявший из 5 дней. Ныне печатающиеся в разных частях света некоторые армянские календари параллельно с современным календарем представляют и этот древний национальный календарь.

Каждый месяц этого календаря имел свое наименование – Навасард, Ори, Сайми, Тре, Кахоц, Арац, Меекан, Арег, Аекан, Марери, Маргац, Хротиц, а 13 месяц назывался Авеляц (дополнительный). Специалисты считают, что месяцы армянского календаря носили имена 12 сыновей и дочерей прародителя Айка.

Свои наименования имели и все 30 дней месяца – Арег, Ранд, Арам, Маргар, Айранк, Маздех, Астхик, Михр, Дзопабер, Мурц, Ерезкан, Ани, Пархар, Ванатур, Арамазд, Мани, Асак, Масис, Анаит, Арагац, Гргур, Кордуик, Цмак, Луснак, Црон или Спюр, Нпат, Ваагн, Сеин или Сим, Вараг, Гишеравар.

Первый день дополнительного месяца назывался Луц или Пайлацу, второй день – Ехджеру или Арусяк, третий – Парагнот или Грат, четвертый – Артахуйр или Луснтаг, пятый – Цкравори или Еревак.

Армяне давали название также 24 часам дня.

Дневные  часы именовались Айг, Цайг, Зайрацял (Зорацял), Чарагайтял, Шаравихял, Еркратес, Шантакох, Хракат, Урпайлял, Тахантял, Арагот, Арпох, а ночные часы – Хаварак, Ахджамухдж, Мтацял,  Шахавот, Камавот, Бакаван, Хотапял, Гизак (Гиджак), Лусакн (Лусагайн), Аравот, Лусапайл, Пайлацу.   Каждое из этих наименований отражало блики, характерные для данного часа дня или ночи. В современном армянском языке некоторыми из этих наименований  продолжают отмечаться те или иные часы дня или ночи (айг, ахджамухдж, аравот и др.).

В дальнейшем армяне создали новые календари. В 584 г. они приняли новый календарь, согласно которому первый год начинался 11 июля 552 г. Интересно отметить, что на всех хачкарах, разбросанных по всему Армянскому нагорью, время их создания указано именно по этому календарю.

В 1085 г. армянами был создан еще один календарь, который был назван по имени его автора Ованеса Саркавага.

Предки армян использовали одновременно как древние и новые национальные календари, так и юлиано-григорианский  календарь.

Праздник Навасарда в Армении, наверное, еще не укрепил свои позиции, однако само упоминание этого слова воскрешает в памяти давно ушедшие лица и воспоминания.

 Трудно сказать точно, когда появился армянский календарь. Достоверно известно, что в языческую эпоху он у нас был, но с приходом христианского летоисчисления от него пришлось отказаться.

Трудно сказать точно, когда появился армянский календарь. Достоверно известно, что в языческую эпоху он у нас был, но с приходом христианского летоисчисления от него пришлось отказаться.

Официально установлено, что 11-е августа (по историческому армянскому календарю 1-е Навасарда) начало армянского нового года — Аманора. Но, как говорил наш дорогой, любимый преподаватель Ашот Гарегинович Абрамян — есть много причин предполагать, что Навасард начинался не в августе, а в день весеннего равноденствия, т. е. 21-го марта. Впрочем, он же нам потом сообщил, что праздник этот «воскресил» в 11-м веке Ованнес Имастасер,  к популяризации этой идеи приложил руку и Гевонд Алишан, так что первым Навасарда ошибочно принято считать 11-е августа, «и вообще, коллеги, когда вы начнете сами работать с первоисточниками?». Одним словом, 1-го Навасарда Хайк победил Бэла, и началась эра Хайка.

Дело не в Навасарде и не в августе. Дело в огромной любви к своей профессии, чувстве долга и ответственности за нас, молодых студентов, меньше всего на свете думающих о профессиональной этике и долге перед всем научным миром. Человек удивительной скромности и огромного трудолюбия, Ашот Гарегинович очень напоминал тех монахов-книголюбов, труды которых скрупулезно изучал всю жизнь, водил нас по всем известным и не очень доступным некрополям и монастырям, чтобы показать очень-очень редкие надписи в сфере эпиграфики, и, конечно же, с упоением рассказывал нам о тайнах и чудесах армянского календаря и системы счета. Благодаря ему, нашему дорогому Учителю, мы поняли, что суровая и немногословная История при должном уважении может стать прекрасной и непредсказуемой Шахеразадой и подарить огромное количество рассказов «тысяча и одной ночи».

 фото www. planetaarmenia.ru

Трудно сказать точно, когда появился армянский календарь. Достоверно известно, что в языческую эпоху он у нас был, но с приходом христианского летоисчисления от него пришлось отказаться.  Блистательный математик и астроном 7-го века Анания Ширакаци сохранил для нас не только названия месяцев, но и дней, даже ночных и дневных часов старого календаря. Из его записей мы узнаем, что в нашем календаре было 12 месяцев, по 30 дней в каждом. А лишние 5 дней были собраны в один месяц, он так и назвался — лишний (Авельяц), и пристроен был к концу года. Что в 7-м веке, в христианской Армении 15-й день каждого месяца все еще носил имя бога Арамазда, 1-й день – Арега (Солнца), 19-й день — Анаит и т. д. Упоминаются также дни гор Масис, Арагац, Гргур. Трудно сказать, сохранились ли какие-то ритуалы из прошлого, или имена эти стали лишь календарным обозначением.

В первые годы после принятия христианства в ход пошел иудейский календарь, пока на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году по приказу Константина Великого не был составлен первый единый «христианский» календарь, так называемый «пасхалий» (Речь идет о сводных таблицах всех христианских переходящих праздников на несколько лет, а то и столетий вперед).  В 353 году был составлен пасхалий на 200 лет. Когда же эти 200 лет истекли, в 554 году на Двинском соборе, армянская церковь приняла решение отделиться от христианского римского летоисчисления и вести свой собственный календарь. Первым годом армянской эры провозглашался 552 год. Надо заметить, что к тому времени армяне не пользовались римской системой счета. После изобретения алфавита Месропом Маштоцем, мы, так же как греки и финикийцы, создали свою счетную систему при помощи алфавита. Но об этом речь пойдет отдельно. Так была заложена Исконная или Большая армянская эра.  И для того, чтобы понять в каком году мы живем согласно армянской эре, нужно из 2017-и вычесть 552.  По Большой Армянской эре у нас сейчас 1465 год.

Пасхалий, который был принят на Двинском соборе (в армянской историографии он известен как таблица ШЛБ) закончился в 1004 году. Начались сбои и перекосы в календарных расчетах. За дело взялся великий киликийский ученый Ованнес Имастасер. Он устранил неточности и ошибки, составил новый пасхалий, где и заложил начало армянского года в месяц Навасард. Этот временной отрезок в нашей истории называется Малая Армянская эра. Соответственно, чтобы узнать какой у нас год по Малой Армянской эре, нужно из 2017 вычесть 1004. У нас сейчас 1013 год! Но благодаря Ашоту Гарегиновичу Абраамяну мы узнали еще об одной эре — эре Азарии Джугаеци, которая началась в 1616 году. Чем она примечательна?  Эта эра — продолжение старого календаря, но этот календарь был составлен, вернее нашел применение только в восточных общинах нашей диаспоры – в Персии и Индии. Христианский мир к тому времени почти полностью перешел на Григорианский календарь.

В 1603-1604 гг. Шах Аббас устроил дикую депортацию армянского населения из восточных наших земель к себе в Персию. Эта депортация осталась в нашей истории под именем «Великий сюргун» и привела к опустошению всей Восточной Армении. Результатом этой депортации стала колония Новая Джуга в Персии и добавилась еще одна глава к истории нашей диаспоры. Шах в Исфахане предоставил широкие льготы «переселенцам». Потихоньку наладилась хозяйственная и духовная жизнь. Но жизнь в чужой стране должна быть согласована с хозяйской.

Налаживанием календаря занялся ученый из Новой Джуги Азария Джугаеци. По его календарю, год начинался 21-го марта, как у персов. Были подобраны и новые имена для месяцев, в строгом соответствии с персидскими именами.

 Ашот Гарегинович Абраамян поведал нам, что член конгрегации Мхитаристов, историк Гевонд Алишан вычислил год «исхода» Хайка и его семьи из Вавилона.

Ашот Гарегинович Абраамян поведал нам, что член конгрегации Мхитаристов, историк Гевонд Алишан вычислил год «исхода» Хайка и его семьи из Вавилона.

Его календарь смело можно назвать природно-земледельческим. Год начинается 21-го марта, как у всех древних языческих земледельцев, в том числе, и персов. Если наш старый календарь до сих пор хранит для нас огромное количество загадок, то календарь Азарии просто подсказывает нам, о каком месяце или времени года идет речь. В этом смысле он почти полностью сходится со старославянским народным календарем. Например, конец октября-начало ноября, славянский Листопад (Листогной) у Джугаеци называется Тереватап (Листопад), декабрь – Стужайло, Саруцял (Леденелый), март – Протальник, Дзюнахал. Можно подумать, что это дословный перевод.

Но только кто у кого переводил? Но Азария сохранил «особенность» нашего календаря — тринадцатый, пятидневный месяц, который в списке Анания Ширакаци называется «Авельяц»- лишний. Азария пристроил его к персидскому месяцу Нихран. И если вы хотите узнать какой сейчас год по эре Азарии Джугаеци?  Правильно, нужно из 2017-и вычесть 1616!

И, наконец, о самом главном. Ашот Гарегинович Абраамян поведал нам, что член конгрегации Мхитаристов, историк Гевонд Алишан вычислил год «исхода» Хайка и его семьи из Вавилона.

Это произошло в 2492 году до нашей эры. На этот раз, чтобы узнать какой сейчас год по эре Хайка, вам придется к 2017-и прибавить 2492.

Нуне Мхитарян 

 Новая Джуга (Джульфа) - армянский храм в Иране

Новая Джуга (Джульфа) — армянский храм в Иране

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button