Вы задавались вопросом, почему алтарь в армянском храме освящается во имя Богоматери и почему на нем устанавливается ее изображение с Богомладенцем? А ведь эта традиция связана с апостолом Варфоломеем, принесшим с собой в Армению лик Богородицы.
Основателю армянской историографии епископу Мовсесу Хоренаци (V в.) приписывается замечательный образец апокрифической литературы – «Сказание о преставлении святой Богородицы и ее образе, написанном евангелистом Иоанном». Согласно тексту апокрифа, в день, когда Богородица «получила призыв преставиться к Сыну своему, евангелист Иоанн, взяв кипарисное дерево, из которого был сделан животворящий крест, изобразил на нем образ Матери Господней, дабы он остался для нас, живущих на земле, воспоминанием…
Затем Иоанн по совещании с прочими апостолами положили между собой просить Мать Господа своего приложить изображение на дереве к божественному своему лицу, благословить его, прося Господа сотворить через него благо земле по преставлении ее; ибо болезнь проказа сильно свирепствовала на земле и в особенности в Иерусалиме…
Тогда преблагословенная Пресвятая Дева, взяв изображенный образ в святые свои руки, возвела богоприимные свои длани к небу» и обратилась с молитвою к Господу, прося помогать людям посредством этого образа. «И когда апостолы сказали «аминь», мгновенно световой свод стал над Пресвятой и свет облачный крестообразно капнул на святой образ. Пресвятая положила тогда святой образ на лицо свое и омочила его обильными слезами, проливаемыми ею перед Господом».
Когда апостолы обратились к Богоматери с просьбой молить Сына о том, чтобы этот образ «исцелял сынов человеческих, уповающих на твое заступничество», Богородица напомнила апостолам, что им самим, ученикам Христа, дана огромная сила и власть «изгонять бесов, исцелять недуги и болезни, попирать невидимого змия и уничтожать идолопоклонство на земле.
О чем захотите вы можете просить Господа вашего и Бога – и дастся вам; ибо если вы на земле получили власть замыкать небо и назначены князьями по всем концам вселенной и если Господь назвал вас Своими друзьями и дивные через вас совершаются знамения, то не может быть ничего невозможного там, куда достигают стопы ваши».
А ведь эта традиция связана с апостолом Варфоломеем, принесшим с собой в Армению лик Богородицы. Основателю армянской историографии епископу Мовсесу Хоренаци (V в.) приписывается замечательный образец апокрифической литературы – «Сказание о преставлении святой Богородицы и ее образе, написанном евангелистом Иоанном». Согласно тексту апокрифа, в день, когда Богородица «получила призыв преставиться к Сыну своему, евангелист Иоанн, взяв кипарисное дерево, из которого был сделан животворящий крест, изобразил на нем образ Матери Господней, дабы он остался для нас, живущих на земле, воспоминанием
Трудно понять, о какой иконе ведет речь автор «Сказания», – ведь авторство первого лика Богоматери давно и прочно закрепилось за евангелистом Лукой, и оспаривать общепринятое предание в данном случае бессмысленно. Живший в VIII веке Константинопольский патриарх Герман считал, что Лука написал эту икону при жизни Богоматери и послал в Рим тому самому «достопочтенному Феофилу», которому он адресовал свое Евангелие и Книгу Деяний Святых апостолов.
Традиционно считается, что Лука после Пятидесятницы написал три иконы с Марией. Первая относится к типу «Умиление», акцентирующему нежность и любовь Матери, которая скорбит о предстоящих страданиях Сына и безмолвно переживает предопределенную драму. Другой лик принадлежит к типу Одигитрии – Путеводительницы. Величественность, даже суровость взгляда Христа, глядящего прямо на зрителя, подчеркивает Его Божество. Исходя из существующих типов богородичных икон, искусствоведение предполагает, что на третьем лике Мария была изображена в молитвенном состоянии и без Богомладенца.
Но почему именно апостолу Иоанну выпало обладать ликом Богородицы?
Как явствует из евангельского текста, Иоанн был единственным из апостолов, присутствовавшим при казни Иисуса. Вспомним евангельский рассказ о том, как поднятый на крест Христос успел поручить Иоанну как любимому ученику заботу о Своей Матери: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Последнее упоминание о Богородице в канонических текстах содержит Книга Деяний Святых апостолов. Лука описывает, как Мария после воскресения своего Сына пребывала в молитве вместе с Его учениками и ученицами до дня Пятидесятницы. Какова дальнейшая судьба Марии, Евангелия не сообщают. Из агиографических сборников можно почерпнуть, что архангел Гавриил явился Марии с вестью о том, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо.
Мария «воспряла духом» и вместе с матерью Иоанна Евангелиста Саломией поднялась помолиться на Елеонскую гору, откуда вознесся в небо ее Сын. В третьем часу дня комнату Марии озарил ослепительный свет, и Христос в окружении сонма ангелов сошел с неба принять душу Матери. Богородица усопла и была погребена в Гефсимании – селении у склона Елеонской горы.
По преданию Армянской Церкви, апостол Варфоломей не успел к погребению Богородицы (предания других церквей называют Фому). «Глубокая его печаль вызвала сочувствие собратьев, которые, желая утешить брата своего, отдали ему образ Матери Господней, изображенный на дереве и одаренный силою чудесною».
Варфоломей не расставался с реликвией. Чудотворный образ был при нем и в Армении. Здесь в местечке Дарбноц Кар (Кузнечный Камень) в Андзевской области апостол построил церковь Пресвятой Богородицы и передал ей на хранение лик Богородицы. Впоследствии к церкви были пристроены кельи, и таким образом здесь возникла женская пустынь Огеванк (монастырь Св. Духа).
После провозглашения христианства государственной религией Армении Григор Просветитель построил здесь церковь Сурб Сион, а его прямой потомок католикос Нерсес I в середине того же IV века основал при обители больницу для нищих. Огеванк получил статус епархиального центра, главы которого титуловались как «предводители лика Богородицы». И это служит лучшим подтверждением того, что история с ликом – исторический факт, а не предание.
Восемь лет апостол Варфоломей излагал жителям армянских городов и селений смысл христианского вероучения и сердца многих обратил к Господу. Последний период его деятельности наши отечественные сказания связывают с поселком Кангуар неподалеку от города Адамакерт (ныне Башкале). Город стоял в верховьях реки Большой Заб и принадлежал провинции Большой Агбак (Албанополис) в Васпураканской области, расположенной между озерами Ван и Урмия.
Зарубежные источники называют это место Albanus Albanudis. В Агбаке Варфоломей встретился с Вогуи – сестрой местного правителя Санатрука. До появления Варфоломея в этих краях Вогуи уже была наслышана о творимых им чудесах и исцелениях. Услышав же проповедь апостола, она уверовала во Христа и приняла крещение.
«Она сбросила с себя мирскую славу и, облекшись в монашескую одежду, следовала за ним всюду как ученица. Царь, узнав о произошедшем, отправил тысячного Теренция. Тот, придя к апостолу и увидав святого мужа, сжалился над ним; апостол же стал проповедовать ему Евангелие царствия, – и Господь открыл его ум для разумения слов его.
Сам Теренций одержим был проказой: святой апостол взял и окрестил его ночью. И вот светлое облако осенило то место, и огненный свет объял освящающую купель. С выходом Теренция из воды спала с него кожа, отвердевшая как древесная кора или виноградный лист, и свет облек его как одежда. При виде свершившихся чудес многие уверовали в Господа», – рассказывается в Житии святого Варфоломея.
Когда об этом донесли Санатруку, он пришел в неописуемый гнев. Не так давно некий христианин Фаддей довел его до казни любимой дочери, а теперь другой христианин добрался и до родной сестры! Санатрук приказал немедленно покончить с «отступниками», чтобы их примеру не смели следовать другие. Чаша терпения двора была переполнена. В 68 г. под давлением князей казнили Теренция, Вогуи и Варфоломея, а вместе с ними еще 2000 христиан. Вогуи и Теренция предали мечу, а Варфоломея ждали страшные пытки, после которых его распяли, а по позднему преданию, с него содрали кожу живьем.
По другой версии, апостола жестоко избивали и, сочтя умершим, потащили за городскую черту и бросили там. Но апостол был жив. Он пролежал в бессознательном состоянии три часа, а вокруг толпились его последователи со всей округи. Наконец он шевельнул рукой, люди бросились к нему, приподняли и посадили на месте. Варфоломей, воздев руки к небу, прошептал:
«Господи Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Да не будет страна эта попрана врагом; но даруй ей благодать Твоей милости, дабы она отвратилась от поклонения суетным идолам и от неведения своего неверия. Меня же прими, Господи! И сохрани сих верующих в Тебя!»
После его слов, рассказывает Житие, «задрожало место и светлая дуга раскинулась над святым; он же, взглянув на небо, отдал душу. И распространилось благоухание. Показалось, что святой апостол Фаддей в образе телесном шел ему навстречу: и оба они обратно пошли туда, откуда шел святой Фаддей. И ужас объял всех, и в тот день уверовали около двух тысяч душ. Все прославляли Бога за все свершившееся».
В IV веке над могилой св. Варфоломея на холме близ Адамакерта была основана обитель его имени, существующая поныне и лишь частично разрушенная землетрясением в 1966 году. Сохранилось предание, будто монастырь основал казнивший его Санатрук, когда исцелился от проказы, отпив воды из ударившего здесь чудотворного источника.
В средние века монастырь служил кафедрой предводителя Агбакской епархии. В притворе монастырской церкви, возведенной в ХIII веке на месте древнейшей базилики, есть надгробие, под которым погребен сам апостол, о чем сообщает эпитафия: «Сие есть место упокоения Варфоломея святого апостола, первого просветителя Армянской страны».
Автор созданной в 197 г. книги «Против иудеев», римский писатель Тертуллиан, повествуя о странах, где христианство успело принять массовый характер, пишет, что оно уже в апостольский период стало распространенной религией среди парфян, лидийцев, фригийцев, каппадокийцев и армян. Наряду со странами, на языке которых прозвучала проповедь в день Св. Троицы, он упоминает Армению.
Факт раннего распространения христианства в нашей стране подтверждает и Августин Блаженный (V в.) в сочинении «Против манихеев». Чтобы христианская религия укоренилась на новой почве, следовало проделать колоссальную работу. Апостолы Фаддей и Варфоломей рукополагали в Армении священников и назначали своих наместников – епископов, которым вверяли управление новосозданными христианскими общинами.
После апостолов новорожденную Армянскую Церковь предстояло возглавить Закарии, с которого начинается так называемый епископский период. Он возглавлял церковь до 72 года. Сохранился относящийся к 649 году манускрипт духовной кафедры, основанной Фаддеем в Артазе, где сообщается, что апостол «рукоположил своего ученика Закарию городским епископом, а сам пошел проповедовать язычникам в других местах страны». Из нее же следует, что Закария принял мученичество «спустя 42 года после вознесения Спасителя».
Вторым после Закарии епископом Армянским был Зементос (72-76), также ученик одного из апостолов – Фаддея или Варфоломея. Подробностями его биографии мы не располагаем, известно лишь, что он умер своей смертью. Третьим стал Атрнерсех (77-92), принявший смерть от руки язычников.
При нем центр Армянской Церкви находился в Сюникском крае. Вслед за ним церковь возглавил выходец из Парфии Мушэ (93-123), который вновь перенес кафедру в Артаз. За ними следуют епископы Шаген (124-150) и Шаварш (151-171), уроженец Агванка (Кавказской Албании). Епископа Гевондиоса (172-190) казнили в васпураканском Шаваршане во времена небывалых гонений на христиан.
Последний, восьмой предстоятель епископского периода, Меружан (240-270) возглавил церковь через пятьдесят лет после гибели Гевондиоса. По датам его правления можно предположить, что духовная кафедра начиная с последнего десятилетия II века и почти до середины следующего пустовала. (Либо до нас не дошли сведения о епископах данного периода.) Такой интервал мог быть связан с волной массового преследования христиан, которая поднялась в Риме и захлестнула страны, входившие в сферу влияния империи.
Евсевий Памфил в «Церковной истории» пишет: во времена правления Меружана епископ Александрии Дионисий в 254 г. отправил послание «о покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан». Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что в Армении, невзирая ни на какие гонения, продолжала действовать основанная апостолами Фаддеем и Варфоломеем церковная организация.
Армен Меружанян