ИсторияИстория АрменииИстория древнего мираПо страницам истории

«Оси»-«Ирон» и о принцессе аланской/вайнахской или Ашхен — царица Великой Армении.

Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» рассказывает: Возвратившись в страну, Трдат шлет князья Смбата, сына Баграта, привести ему девицу Ашхен, дочь Ашхадара, которая ростом ничуть не уступала царю. И велит он записать ее в род Аршакуни, облечь в пурпур и увенчать короной, как подобает царской невесте. История «Армении», книга 2, глава 83 В арабских источниках имя царицы передаётся как Асихена.

Картинки по запросу Ашхен царица Великой Армении

Первая армянская царица, принявшая христианство и сыгравшая значительную роль в обращении в новую религию своего царственного супруга, Тиридата III, правителя Великой Армении, из парфянской династии Аршакидов (Аршакуни), была по происхождению аланской принцессой.

Аланы, напомню, были кочевыми ираноязычными племенами, скифо-сарматского происхождения. Появление в Причерноморье и на Северном Кавказе античные источники фиксируют I веком нашей эры. Потомками алан, ушедшими в горы после страшного разгрома их государства, монголо-татарами в XIII веке, историческая наука считает современных осетин. Также к аланам традиционно возводят своё происхождение тюркоязычные северокавказские народы карачаевцы и балкарцы (у которых даже исторически бытует самоназвание «алан»), а, кроме того, в последнее время заявлять об аланском происхождении своего народа стало модно у ингушей, и, частично, у чеченцев.

В арабоязычных источниках имя царицы передаётся как Асихена.

«Армянский Геродот» Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» рассказывает:

Возвратившись в нашу страну, Трдат шлет аспета Смбата, сына Багарата, привести ему в жены девицу Ашхен, дочь Ашхадара, которая ростом ничуть не уступала царю. И велит он запи­сать ее в род Аршакуни, облечь в пурпур и увенчать короной, как подобает царской невесте.

(История «Армении», книга 2, глава 83)

Царь Трдат III с женой Ашхен и сестрой Хосровадухт». Художник Овнатан Нагаш. Роспись в Эчмиадзинском соборе.
Царь Трдат III с женой Ашхен и сестрой Хосровадухт». Художник Овнатан Нагаш. Роспись в Эчмиадзинском соборе.

Как было сказано выше, cыграла большую роль в решении царя Тиридата провозгласить христианство государственной религией в Армении.

Была крещена вместе со своим мужем, придворными, царской дружиной и народом святым Григорием Просветителем в водах реки Евфрат. Историк Агатангелос, секретарь царя Тиридата III и двоюродный брат Григория Просветителя сообщает:

Когда же закончился срок назначенного поста, блаженный Григор, взяв войско страны, самого царя, его госуда­рыню Ашхен и великую княгиню Хосровидухт и всех вельмож со всем войском к рассвету привел к берегу реки Евфрат и там он всех крестил во имя Отца и Сына и Духа Святого.

Ашхен деятельно помогала мужу и святому Григорию в распространении новой веры по всей Армении.

По сообщению армянского историка Агатангелоса, царица Ашхен вместе с царём Тиридатом и его сестрой, царевной Хосровидухт, принимала участие в погребении святых мучениц Рипсимянок, убитых царём за отказ отречься от христианства ещё в бытность его язычником:

И царь, взяв мотыгу и лопату, вырыл могилы упо­коения святых, каждую по размеру гроба. Также они, царица Аш­хен и сестра царя Хосровидухт, обе, подобно землекопам, наби­рали землю в [подол] одежды и выносили наружу. И таким обра­зом они поочередно, сначала в передней части, вырыли могилу святой Рипсимэ, а позади нее — [могилы] тридцати двух [муче­ниц], на том месте, где была пролита кровь, свидетельство их блаженства, на месте, приготовленном для отдохновения святого и славного престола Христа. Также в часовне на южной стороне города приготовили место для покоя блаженной Гаянэ и двух ее подруг. Сам царь Трдат с сестрой Хосровидухт и царицей Ашхен своими руками вырыли могилы для святых, для каждой на месте ее вечного жилища.

Погребение было совершено в царском городе Вагаршапате, впоследствии ставшем известном как святой Эчмиадзин — резиденция католикосов Армянской Апостольской Церкви.

Над могилой мучениц была возведена церковь в честь св. Рипсимии и её сподвижниц.

Царица Ашхен на картине современной армянской художницы Лилии Карчикян.
Царица Ашхен на картине современной армянской художницы Лилии Карчикян.

По преданию, Ашхен и Хосровидухт провели последние годы жизни в отдаленной Гарнийской крепости, решив удалиться от мирской суеты.

На современных картинах (пример — картину Лилии Карчикян — смотрите выше) царицу Ашхен изображают на фоне знаменитого Гарнийского храма.

Этот бывший языческий храм, построенный в традициях эллинистического искусства, являлся часть царского дворца, где провели последние годы жена и сестра первого христианского царя) и именно поэтому уцелел, в то время как остальные языческие храмы были разрушены после крещения страны.

После смерти Тиридата престол Великой Армении занял сын его и Ашхен — Хосров III Котак. Прозвище «Котак» по армянски означает «Коротышка». В отличие от отца и матери, имевший большой рост, Хосров уродился низкорослым. Добродетелей родителей он также не унаследовал и был правителем так себе.

Память святой царицы Ашхен в Армянской Апостольской Церкви отмечается в четвертую субботу после Пятидесятницы (Дня воспоминания о Сошествии Духа Святого на апостолов).

Статьи по Теме

2 Comments

  1. Спасибо за грамотное объяснение некоторых моментов в Истории нашей Родины. Такие работы должны быть продолжены в еще больших масштабах, чтобы ни у кого не возникла желания подвергать ревизии нашу священную историю.

  2. Ну, зачем же так откровенно перевирать историю?!
    Когда это «карачаевцы и балкарцы пользовались самоназванием » аланы»?!
    Сами карачаевцы ведут свою историю где-то с XVI века, и говорят о своём тюркском происхождении : балкарцы — того же мнения.
    Аланы — это осетины : неужели автор способен перепутать осетин с тюрками?!..
    Полный идиотизм…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top button