Фальсификация истории и культуры других народов еще в советские времена легла в основу азербайджанской историографии, искусствоведения и государственной политики. К тиражированным мифам об албанизме и «Южном Азербайджане» – якобы части некогда единого Азербайджана – прибавился миф о «Западном Азербайджане». Его автор – бывший «выдающийся деятель» Коммунистической партии Советского Союза, первый секретарь ЦК КП АзССР, а затем президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. Это он первый стал вещать с трибун о том, что азербайджанский народ рано или поздно должен освободить эти «исконно азербайджанские земли». Заклинание теперь повторяет вслед за отцом и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев. Вдохновленные этой идей, азербайджанские историки, писатели и прочая публика, по заданию президента и собственной инициативе, на все лады стали развивать лживую теорию о том, как древний азербайджанский народ подарил армянам свои исконные земли. Но давайте разберемся, «откуда есть пошла земля азербайджанская»? Современное название Азербайджана связывается с древним названием страны Атропатена, произошедшим от имени ахеменидского сатрапа Атропата, управлявшего в IV в. до н.э. Малой Мидией – областью, лежащей южнее реки Аракс. Со II в. до н. э. по V в. н. э. эта область была частью Великой Армении. По-армянски она называлась Атрапатаканом. Со времени арабского завоевания название Атропатена трансформировалось в Азербайджан, или Адербайджан, что по-арабски значит «страна огней». На заре создания историографии новообразованного Азербайджана ее основоположник Е. А. Пахомов в своем «Кратком курсе истории Азербайджана», изданном в Баку в 1923 году, подтверждает эту версию, но при этом утверждает: «Думать же, что тут играли какую-нибудь роль сураханские вечные огни, невозможно, так как название Азербайджана никогда не распространялось на земли севернее Аракса. Только в 1917 г. (должно быть, в1918-м. – Б.А.) при распадении закавказского сейма на Грузию, Армению и восточное Закавказье возникло предположение основать государство, объединяющее всех т. наз. «азербайджанских тюрок» как в России, так и в Персии. Этому государству провизорно (т.е. временно. – Б.А.) было дано название Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось и в состав новой азербайджанской республики вошло только восточное Закавказье, но название пришлось оставить за отсутствием лучшего, так как исторические имена Ширвана, Аррана и пр. указывают лишь на отдельные части республики». И это не гипотеза Пахомова: он, как и издатели его книги, современник этого события и знал Баку до 1918 года, когда этот город никто не связывал с Азербайджаном – северной провинцией Персии…
Фальсификация истории и культуры других народов еще в советские времена легла в основу азербайджанской историографии, искусствоведения и государственной политики. К тиражированным мифам об албанизме и «Южном Азербайджане» – якобы части некогда единого Азербайджана – прибавился миф о «Западном Азербайджане». Его автор – бывший «выдающийся деятель» Коммунистической партии Советского Союза, первый секретарь ЦК КП АзССР, а затем президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. Это он первый стал вещать с трибун о том, что азербайджанский народ рано или поздно должен освободить эти «исконно азербайджанские земли». Заклинание теперь повторяет вслед за отцом и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Вдохновленные этой идей, азербайджанские историки, писатели и прочая публика, по заданию президента и собственной инициативе, на все лады стали развивать лживую теорию о том, как древний азербайджанский народ подарил армянам свои исконные земли.
Но давайте разберемся, «откуда есть пошла земля азербайджанская»? Современное название Азербайджана связывается с древним названием страны Атропатена, произошедшим от имени ахеменидского сатрапа Атропата, управлявшего в IV в. до н.э. Малой Мидией – областью, лежащей южнее реки Аракс. Со II в. до н. э. по V в. н. э. эта область была частью Великой Армении. По-армянски она называлась Атрапатаканом.
Со времени арабского завоевания название Атропатена трансформировалось в Азербайджан, или Адербайджан, что по-арабски значит «страна огней».
На заре создания историографии новообразованного Азербайджана ее основоположник Е. А. Пахомов в своем «Кратком курсе истории Азербайджана», изданном в Баку в 1923 году, подтверждает эту версию, но при этом утверждает: «Думать же, что тут играли какую-нибудь роль сураханские вечные огни, невозможно, так как название Азербайджана никогда не распространялось на земли севернее Аракса. Только в 1917 г. (должно быть, в1918-м. – Б.А.) при распадении закавказского сейма на Грузию, Армению и восточное Закавказье возникло предположение основать государство, объединяющее всех т. наз. «азербайджанских тюрок» как в России, так и в Персии. Этому государству провизорно (т.е. временно. – Б.А.) было дано название Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось и в состав новой азербайджанской республики вошло только восточное Закавказье, но название пришлось оставить за отсутствием лучшего, так как исторические имена Ширвана, Аррана и пр. указывают лишь на отдельные части республики».
И это не гипотеза Пахомова: он, как и издатели его книги, современник этого события и знал Баку до 1918 года, когда этот город никто не связывал с Азербайджаном – северной провинцией Персии.
Образование трех независимых закавказских республик произошло в мае 1918 года. И если при этом Грузия и Армения восстановили свою некогда утраченную государственность, то Азербайджан был искусственно создан для «всех т. наз. азербайджанских тюрок». Заметим, что Закавказский сейм включал три фракции: армянскую, грузинскую и мусульманскую, представлявшую политическую элиту будущей Азербайджанской Республики.
Название Азербайджан применительно к новообразованной республике впервые было введено в оборот членами мусульманской фракции Закавказского сейма 27 мая 1918 года по наущению Турции. Так какие свои исконные территории мог «подарить» Азербайджан Армении, если сам до провозглашения независимости не имел даже названия? Но мусаватистское правительство этого искусственного государства заявило претензии на обширные территории Закавказья, включающие в себя почти всю Армению, значительные части Грузии и Дагестана. На Парижской конференции 1919 г. эти притязания были отвергнуты, и новорожденное государство было признано отдельными странами в пределах, описанных в «Очерках русской смуты. Октябрь 1918 – январь 1919» генералом А. И. Деникиным, побывавшим во время Гражданской войны в Азербайджане: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимающая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе… Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные племена, враждовавшие друг с другом и доныне еще сохранившие черты кочевого быта».
Таким образом, в 1918 году на значительной части территории восточного Закавказья, никогда не называвшейся Азербайджаном, появилась новообразованная республика Азербайджан. Исконно армянские территории Зангезура, Нагорного Карабаха (Арцаха) и Нахиджевана были признаны спорными. В 1921 г., вопреки законности, исторической справедливости и здравому смыслу, две последние были включены большевистскими лидерами в состав уже советского Азербайджана. Нахиджеван был отторгнут от Армении по Московскому и Карскому договорам 1921 г., а Нагорный Карабах – по волюнтаристскому решению Кавбюро, под давлением Сталина.
Однако сегодня ничем не обоснованные территориальные претензии лидеров мусаватистского Азербайджана легли в основу мифа о «Западном Азербайджане». Тот факт, что территории севернее Аракса никак не связывались с современным понятием Азербайджан, подтверждается многочисленными историческими источниками. Упоминания о такой отдельной стране в пределах восточного Закавказья, как и о народе с названием азербайджанцы, нет ни в античных, ни в средневековых источниках.
Выдающийся азербайджанский (по современной терминологии) просветитель XIX в. А.-К. Бакиханов в своих исторических и географических трудах пишет об Азербайджане исключительно как об одной из частей Персии, никогда не связывая его с другими ее частями: Бакинским, Карабахским, Нахиджеванским, Ширванским и др. ханствами, позже отошедшими к России. К тому же он четко обозначает, что «границы области Ширван составляют: с востока – Каспийское море; с юго-запада – река Кура, отделяющая ее от Армении и Мугана…». Характерно, что в переизданном в 1991 г. в издательстве «Элм» («Наука») под редакцией З. Буниятова этом труде упоминание об Армении изъято.
В энциклопедиях конца ХIХ – начала XX веков Азербайджан описывается как персидская провинция, северной границей которой является река Аракс. Так, например, «Энциклопедический словарь», изданный Брокгаузом и Ефроном в С.-Петербурге в 1890 году, в статье «Азербайджан» так описывает его границу: «…самая северо-западная провинция Персии граничит на западе с турецким Курдистаном и турецкой Арменией, на севере с русской Арменией (южное Закавказье), от которой отделена Араксом…». Т.е. Аракс не разделял Азербайджан на т.н. Северный и Южный, а составлял границу между северо-западной провинцией Персии и русской Арменией.
В курсе лекций крупнейшего востоковеда академика В. В. Бартольда «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», изданном в Баку в 1925 году по стенографическим записям, автор неоднократно повторяет, что «…название кавказский Азербайджан вошло в употребление только после революции…». А на вопрос одного студента – уроженца Баку: «Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном или это есть Ширван?» (как видим, для жителей новоявленного Азербайджана это название еще в 20-х годах было непривычным) академик отвечает так: «Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию нынешней Азербайджанской республики. Ширван – это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили. И если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяют сейчас Азербайджанскую республику, то, скорее всего, можно было бы употребить название Арран. Но термин Азербайджан избран потому, что, когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, т. к. по составу населения они имеют очень большое сходство…». Однако этот искусственный топоним не был связан с этнонимом «титульной» нации».
Не существовало и определенного этнонима для обозначения «азербайджанских татар». Их называли иногда кавказскими турками или тюрками, иногда кавказскими татарами или азербайджанскими тюрками и даже мугалами. Поскольку татарами в России называли много народов тюркской группы, в конце ХIХ в. предлагалось официально присвоить т.н. кавказским татарам этноним азербайджанцы, но тогда это не прижилось.
На это указывает «Новый Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона: «Адербайджанцы, общее название тюрков в Закавказье, которых местами называют так же «татарами», «мугалами» и др. Свое название адербайджанцы получили от северной провинции Персии – Азербейджана». Интересно, что в этом же томе в статье «Азербайджан» сказано, что «…население Азербайджана (2 милл.) состоит из курдов, …армян (до 50 тыс.) …и тюркских народностей (татары и др.)…». Как видим, тюркское население персидской провинции Азербайджан нигде не называлось азербайджанцами.
В Закавказье же самоназванием азербайджанских татар часто служит конфессиональное название – мусульмане, которое еще в начале ХХ века широко применялось и в быту, и в литературе, и в официальных документах. От этого конфессионального «этнонима» образовывалось иногда даже название их языка – мусульманский. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованное в газете «Бакинский рабочий» 28 мая 1917 года объявление, извещающее о том, что «…прочтет лекцию, на мусульманском языке, М. Азизбеков». Театральные афиши начала ХХ века также сообщают о спектаклях, идущих в бакинских театрах, на мусульманском языке.
АТРОПАТЕНА (Мидия Атропатена), область и государство на севере Мидии. Располагалась в осн. на территории совр. Иранского Азербайджана. Входила в состав Ахеменидов государства. После завоеваний Александра Македонского (330 до н. э.) представитель местной знати Атропат (некоторые исследователи полагают, что слово «атропат» означало титул правителя) был назначен сатрапом Мидии.