Великие государства прошлогоИнтересные фактыИсторияИстория древнего мира

Армения и гибель древних цивилизаций.

 Самый древний народ: от какой цивилизации произошли армяне. Кириллица. Армяне — один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. … Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской — потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сын Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Составным элементом гордости армянского народа является факт возраста армянской государственности и истории, который далеко превосходит возраст многих современных наций и государств.

Однако за чувством древнего и особого происхождения таится и одна тяжёлая проблема, проистекающая из факта древности армянской цивилизации. Выживание древних государств — не есть просто дар, а результат огромного испытания. Рим и Парфия прекратили своё существование, однако не ушли в небытие. Напротив, первый лёг в основу становления итальянской нации (вкупе с германскими племенами), а вторая была промежуточным явлением между Ираном Ахеменидов и Ираном Сасанидов.

А вот такие длительные в существовании государства, как Иран или Византия, в последующей истории испытали трансформации своей идентичности. Вместо персов мы имеем совокупное понятие иранцев, а вместо ромеев возвращается понятие «эллина», хоть и изменённое с античных времён. Всё это говорится не к широкой патетике, а к тому, чтобы показать реальное проявление исторического процесса. Армяне в этой среде чудом сохранили свой этноним совершенно неизменённым со времён Великой Армении. Но какой ценой? Концепция вечности не должна давать чувства какого-то бесконечного превосходства и надежды на восстановление «правильного хода вещей». Ведь описанная вечность не имеет качественной характеристики, так что эта вечность может пройти и вообще без армянской государственности. Тем не менее, для сохранившегося издревле народа, напротив, должен стоять вопрос его немедленного и сиюминутного сохранения. В сравнении с грузинами, чья история испытала в разы меньше трагедий и уничтожений, а также в сравнении с греками и иранцами, удачно реализовавшим имперские концепции, что и обеспечило их долгую жизнь, Армения всегда находилась между нескольких миров и под постоянным давлением. Сохраняющим элементом было множество факторов: географический (изолированность ряда армянских регионов), лингвистический (обособленность армянского языка), религиозный (принятие христианства) и некоторые более коллективные факторы, проявившиеся позже, вроде способности налаживать коммуникации с оккупантами.

Однако вечно эти столпы сохранения армянской идентичности держаться не могут. Нынешняя Армения уже не имеет под собой географического преимущества, какое было у 300 тыс. кв. км. А века проживания в исламском османском обществе и атеистическом советском не только повлияло на отодвинутый на задний план характер религиозного начала, но и на культурные и духовные установки. Навык же дипломатии, в последующем, стал лишь навыком к ассимиляции. Таким образом, Армения с 90-х годов находится в абсолютном вакууме идеологии, подобие которой лишь смутно приправлялось фактом победы в Карабахской войне и общим историческим прошлым, которое активно манипулировалось властями, как и сама победа в Арцахе. И здесь и стоит большая угроза для Армении. Художественная литература привыкла считать, что Египет или Шумер были могущественными центрами силы. Современные же исследования показывают, что древние государства были крайне рыхлыми и с трудом центру удавалось удерживать связи с частями своего «государства». Тем не менее, неудивительно, что те самые центры цивилизации и культуры в конечном счёте были уничтожены. Показателен пример Шумера, который был позже окончательно удержан под контроль семитских племён аккадцев, откуда позже и сформируется Ассирия. К тому времени, шумеры уже растворились в семитской среде. Безусловно, ничего удивительного в этом не было. Достаточно сравнить портреты царей семитов и шумеров. Первые, особенно ассирийские, изображали его с мечом и в позе воина, готового уничтожить врага. Шумеры же любили изображать своего правителя с ведерком глины или клинописью, ассоциируя его с мудрствованием и строительством. Совершенно неудивительно, что цивилизация, мумифицирующая кошек наравне с людьми, и цивилизация, где ведро глины становится атрибутом правителя, не только не смогли построить централизованного государства (если шумеры вообще пытались), но и закончили свою историю простым растворением и будто бы испарением под новыми волнами захватчиков. Всё это должно быть уроком и для армянского народа. Ведь древность тут совершенно никак не повлияла на конечный печальный итог. Напомню, что между строительством знаменитых пирамид и правлением Клеопатры прошло больше времени, чем между ней и нашим временем. Тем не менее, к тому времени Египет уже оказался в полном своём закате и окончательно его остатки погибли с арабским вторжением. Армяне должны осознать, что они и сейчас сами занимают ту самую роль самодовольной древней цивилизации, которой её же самодовольность никоим образом не поможет в сохранении нации.

Артур Акопян ИАПС Антитопор

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button