«Армянский монастырь на Иссык-Куле» — Рубен АТОЯН
Атоян Рубен — картограф, художник, кандидат технических наук. Родился в 1954 году в Кировакане, Армянская ССР (ныне г. Ванадзор). В 1976 году окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Автор свыше 20 научных статей и 60 оригинальных художественно -картографических произведений. Круг интересов — картография, география; история и архитектура Армении.
В конце XIV столетия на острове Мальорка в западном Средиземноморье, недалеко от берегов Испании существовала мануфактура каталонских евреев Крескусов по изготовлению точных географических карт и атласов. В 1375 году Авраамом Крескусом, придворным мастером «картографии и буссолей» была создана знаменитая Каталонская карта мира. По одной версии этот капитальный труд, не имевший в своё время аналогов, предназначался для короля Петра Арагонского и был подарен им в 1381 году французскому монарху Карлу V. По другой версии карту специально заказал для тринадцатилетнего Карла арагонский инфант дон Хуан. Так или иначе, Каталонская карта мира навсегда осталась в Париже — на сегодняшний день она хранится в Национальной библиотеке.
Изначально карта состояла из шести листов пергамента, закрепленных на деревянных панелях — листы размером 65х50 см. давали общий размер карты 65х300см. Позже они были разрезаны пополам и собраны в атлас из 12 страниц. Четыре заняты космографическими и навигационными данными, поясняющими полную концепцию мироздания. Сюда же включены данные о календарях, солнце, луне, планетах, знаках зодиака, приливах и отливах. Оставшиеся восемь страниц — карта земного мира.
Атлас содержал новейшую по тем временам информацию об Азии и Китае и впоследствии был назван «наиболее полной картиной географических знаний» до эпохи Великих географических открытий. На Иссык-Куле, согласно Каталонскому атласу, проживали христиане. На берегу озера (предположительно северном, так как ориентировка карты еще вызывает споры) изображено здание с двумя башнями, увенчанное крестом, с пояснительной надписью на каталонском диалекте испанского языка: «Lo loch quis assella Yssicol. Еn aquest loch es I monesstir de frares ermonians, ot Segons ques diu, es lo cors de sent Mathi apostul e evangelista». — «Место, которое называется Иссиколь. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». Здание с крестом соединялось прямой линией с Иерусалимом.
Чтобы оценить значение этих строк, нужно знать, что картография в Средневековье начала свое возрождение из совершенно примитивного состояния. Труды древнегреческих и древнеримских астрономов, географов и картографов были преданы забвению. Христианство полностью отвергало шарообразность Земли, формы и размеры которой в третьем веке до н.э были определены Эратосфеном. С течением времени возникла нужда в картах церковных владений, и первые такие изображения мы находим в произведениях богословов. Названные монастырскими картами, они представляли собой схемы мироздания, но никак не реалистические изображения Земли. В центре таких схем размещался город Иерусалим, а все содержание строилось согласно текстам Священного писания. Такие карты существовали вплоть до XIII века, например, известная карта из немецкого монастыря Эбсторф: Христос с распростертыми руками, объемлющий весь мир.
Путешествия европейцев на Восток, их рассказы о далеких странах и народах дали толчок прогрессу в развитиигеографической науки. За точку отсчета были взяты лучшие достижения древности, а именно — знаменитая карта Клавдия Птолемея, созданная ещё во II веке нашей эры. Эта карта мира была самой популярной вплоть до XV века. Последующие создавались на её основе, дополнялись новыми сведениями, полученными от путешественников и миссионеров. Наносимые на карты «с чужих слов» дополнительные данные могли быть неточными, порой чересчур преувеличенными — тут содержание Каталонской карты мира не является исключением.
Тем не менее, современные специалисты дают карте высокую оценку этому произведению. Например, Мэри Ларсгаард (Mary Lunette Larsgaard) из Калифорнийского университета называет Каталонскую карту 1375 года «замечательной картой средних веков… первой картой, показывающей относительно точные очертания Цейлона и полуострова Индостан, западное побережье Африки к югу от мыса Бохадор, а также приблизительно правильную береговую линию Аравийского полуострова. Для карт восточной и юго-восточной Азии использовались описания Марко Поло и последующих миссионеров. По сравнению с предшественниками авторы сделали важный шаг вперед, оставив незаполненными те площади на карте, о которых они ничего не знали».
При создании новых произведений современная картография использует различные материалы: ранее изданные карты, инструментальную съемку, аэрофотоснимки. Крескусами в XIV веке впервые был применен системный подход к используемым картографическим материалам. Первоисточники Каталонской карты условно делятся на 3 группы: 1) типичные средневековые карты полушарий, в том числе и Птолемеевская карта мира; 2) карты-портоланы (карты для навигации с указанием линий азимутов) Черного и Средиземного морей, побережья Западной Европы; 3) письменные отчеты о путешествиях по Азии. Вот почему так точно в атласе показаны контуры Черного моря и очень схематично Каспийского, не имевшего карт-портоланов. Расположенное в «глубине» азиатского континента, с расселенными на его берегах воинствующими кочевыми племенами, Каспийское море на карте имеет овальную форму, отличную от реальной. Так же трудно распознаются по очертаниями Аральское море, Балхаш, Иссык- Куль. Тем не менее, множество городов и природных объектов легко идентифицируются. Христианские города отмечены крестами, нехристианские — башнями со сферическими куполами. Названия удобных морские портов по традиции карт-портоланов написаны красным цветом, остальные населенные пункты на побережье — черным.
Из каких письменных источников кроме книги Марко Поло создатели карты могли черпать информацию о далекой Азии? Будучи евреями, Крескусы могли пользоваться записками еврейских раввинов-путешественников конца XII века Вениамина Тудельского и Петахии Регенсбургского. Однако для заказчика карты безусловно важны были христианские святыни, поэтому Крескусы наверняка имели возможность прямо или косвенно черпать информацию из документов католической церкви — например, из отчетов монахов, отправлявшихся на Восток с дипломатическими миссиями, главным образом от папского престола. В XIII веке это были доминиканцы Симон Сан-Квентин, Андре Лонжюмо, францисканцы Иоанн Плано Карпини, Бенедикт Поляк, Вильям Рубрук. В первой половине XIV века посольство в Китай возглавил Иоанн Мариньоли, в качестве миссионеров по Востоку путешествовали монахи Иоанн Монте-Корвино и Одорих Порденоне.
Однако в перечисленных источниках мы не находим ни слова об армянском монастыре на далеком Иссык-Куле. Каким образом в Европу могли попасть эти сведения? У автора есть две гипотезы.
В начале XIV века папа Иоанн XXII учредил католическую миссию на территории Восточной Армении и Ирана. Булла папы от 1318 года о разделе сфер миссионерской деятельности францисканцев и доминиканцев предусматривала создание архиепископата с центром в городе Султание и епархиями, охватывающими также земли Восточной Армении. В новый католический монастырь в Мараге направились доминиканские монахи-ученые Варфоломей Болонский, Петр Арагонский и Джон Англус де Суинфорд (Иоанн Английский). При деятельном участии Ованнеса Крнеци в 1320 году в монастыре Апракунис была учреждена армяно-католическая конгрегация братьев унии (униторов) на правах ветви доминиканцев. Неподалеку, также в районе Нахичевана, был основан теологический университет в Крна, куда переехали из Северного Ирана упомянутые доминиканские монахи. Здесь они создавали собственные богословские труды и вместе с униторами переводили на армянский язык работы видных католических богословов, главным образом Фомы Аквинского. Можно предположить, что сведения о существовании армянского монастыря на Иссык-Куле были получены братьями-униторами через своих соотечественников — армянских купцов, доставлявших товары по Великому Шелковому пути, и переданы через доминиканцев на Запад.
Информация о монастыре и мощах апостола могла попасть на Запад и раньше. В 1254 году в ставке великого хана монголов побывал Хетум, царь Киликийской Армении, которому был оказан теплый прием. Путь царя и его свиты пролегал в том числе и через Среднюю Азию. Современник этого события историк Киракос Гандзакеци повествует об остановке царя на обратном пути в Восточной Армении, его рассказах об увиденном и услышанном во время путешествия. Вернувшись в Киликию, царь и члены посольства, конечно же, продолжали делиться впечатлениями. В том числе, возможно, и об армянском монастыре с мощами Св.Матфея. Связи Киликии с Западом уже тогда были достаточно прочными. В начале XIV века, после временного принятия унии с католицизмом они укрепились еще больше. Информация могла попасть в Европу через папских легатов, членов рыцарских орденов, которым армянские цари предоставляли ленные владения в Киликии или итальянских купцов, торговавших в киликийских портах.
Комментарии ученых по поводу иссык-кульского монастыря диаметрально противоположны. Например, Н.Аристов предполагал, что «составители карты поместили загадочный монастырь на основании таких же баснословных легенд и сказаний, какими руководствовались, изображая на карте (не очень далеко от монастыря) страну Гога и Магога, царь которых «придет во время Антихриста». Действительно, на Каталонской карте, как и на других картах Средневековья, изображены ветхозаветные сюжеты и легендарные персонажи: Вавилонская башня, трое волхвов, воинственные амазонки и царица Савская. Подобные рисунки служили целям занимательности, ибо в те времена занимательность и научность окончательно еще не разделились. Однако занимательные сюжеты должны были быть общеизвестными, традиционным. На Каталонской карте они изображены колоритными фигурами и даже целыми сценами, четко отличаясь от населенных пунктов или других достоверно известных объектов, отмеченных достаточно условными и однотипными знаками.
Существовали и другие точки зрения. В статье 1890 г. Д.Хвольсон называет монастырь на карте армянским монастырем Св.Матфея и помещает его на южном берегу озера. Однако надпись на каталонском диалекте ничего не говорит о названии монастыря, она указывает на мощи Апостола.
В трактовке С.Слуцкого здесь могла быть только церковь — «по трудности образования монастырей в чужих их религии крае». Но ведь паства требуется как раз для церкви, монастырю она не нужна.
В наше время перевод надписи на карте часто искажается не только журналистами, но даже исследователями. Хозяевами монастыря оказываются «армяне-несториане», «несторианские христиане», просто «несториане» и даже «православные армяне». Вероятно, эти ошибки восходят к книге П.Семенова Тян-Шанского. Повествуя о своем путешествии на Тянь-Шань в 1856-57 гг., он впервые в новое время упомянул о Каталонской карте, копию которой видел в Венеции. Монастырь на побережье Иссык-Куля он назвал «монастырем несторианских христиан». Ученый не нашел его следов, но высказал предположение, что монастырь вполне мог быть построен в Курментинской бухте и позже ушел под воду из-за поднятия уровня воды в озере. В своей книге П.Семенов Тян-Шанский высказал предположение, что несториане-христиане, бежавшие от преследований вглубь Азии, в XII веке основали свой монастырь на берегу Иссык-Куля. Тем не менее, востоковеды В.Бартольд и Н.Марр, другие археологи и историки, профессионально исследовавшие надписи среднеазиатских христианских захоронений, в своих трудах правильно называли монастырь армянским.
В чем же причина ошибки? Храмы обычно называют не по национальному, а по вероисповедному признаку (например, православными, а не русскими). Вероятно, П.Семенов Тян-Шанский, слабо разбиравшийся в особенностях вероучения армян, решил назвать монастырь не по национальной, а по конфессиональной принадлежности. Так как в Центральной Азии было широко распространено именно несторианское вероисповедание, известный путешественник причислил монастырь к несторианским.
Береговая линия Иссык-Куля постоянно менялась. По разным источникам и свидетельствам можно определить наиболее сильные колебания уровня: на рубеже XV- XVI веков уровень поднимался, в конце XIX века озеро мелело, с начала XX века до 50-х годов — снова повышение уровня. На старой фотографии 1888г., запечатлевшей захоронение Н.Пржевальского, видно, что вода подходит почти к самому холму, на котором находится мемориал. Сейчас в этом месте озеро отступило на два километра. Карты Центральной Азии созданные после Каталонской, например, карта Тартарии 1635г. в атласе Блау, к сожалению, не дают уже сведений о монастыре, который, как полагают ученые, к этому времени канул в водную пучину.
Христианство издавна распространялось в Центральной Азии, Китае, Монголии, Индии. Традиция приписывала первоначальную его проповедь трем апостолам: Матфею, Варфоломею и Фоме. В Европе все обширные территории Востока достаточно долго назывались Индией: считалось, что в «верхней Индии» проповедовал Св. Варфоломей, в «нижней Индии» — Св.Фома, а в «центральной Индии» — Св.Матфей.
Апостол и евангелист Святой Матфей — одна из самых загадочных фигур христианства. Церковная традиция гласит, что после мученической смерти последователи укрыли тело святого от поругания. Представители католической церкви склонны считать, что мощи Апостола были найдены при раскопках одного из лангобардских замков и в настоящее время хранятся в Салерно, в кафедральном соборе Сан-Маттео. Однако существует предание о мученической смерти апостола в Сирии, откуда его мощи были перенесены еще дальше на Восток. Возможно, останки Матфея находятся в разных местах — в древности случалось, что мощи святых разделялись, и части их оказывались очень далеко друг от друга.
Начиная с V века, миссионерскую роль на Востоке взяли на себя несториане, выходцы из Междуречья и Восточной Сирии. Последователи константинопольского патриарха Нестория считали Христа человеком, который по наитию Св.Духа стал Мессией. На Эфесском соборе в 431 году несторианство было осуждено, как ересь, и с тех пор стало подвергаться гонениям в Византийской империи. Спасаясь от преследований, многие последователи этого учения оказывались на территориях, подвластных персидским шахам, но и здесь их положение было непрочным. Приверженцы Нестория стремились оказаться подальше от соперничающих империй, одинаково нетерпимых к инакомыслию. Именно несториане стали в массовом порядке обращать в христианство местных жителей на землях к востоку от Персии.
Если говорить конкретно о Центральной Азии, ее народы в целом составляли два взаимодействующих мира, которые иногда вступали в противоборство друг с другом: иранский, оседло-земледельческий и тюркский, кочевой. Противостояние Ирана и Турана нашло отражение в знаменитой поэме Фирдоуси «Шах-наме». С древнейших времен этот регион мира был «местом встреч» многих религий: буддизма, зороастризма, манихейства, христианства, иудаизма. Здесь действовали и различные культы — Сиявуша, Диониса, Митры, культ предков, династийных правителей, шаманизм и т.д. С VIII века сюда проник ислам, которому суждено было в конечном итоге возобладать. Упрочение религиозного многообразия стало возможным не в последнюю очередь благодаря Великому Шелковому пути из Китая в Переднюю Азию и дальше в Европу.
Христианство никогда не доминировало в здешнем регионе, однако уже в IV веке местные христианские общины были довольно многочисленными, и город Мерв (современный город Мары в Туркменистане) получил статус митрополии. Недалеко от этого города находился крупнейший христианский монастырь Мар-Саргис. Постепенно на роль важнейшего христианского центра выдвинулся Самарканд.
Признавая особую роль несторианства, важно подчеркнуть, что оно было не единственным христианским исповеданием в Центральной Азии. В своем труде «Золотая дорога до Самарканда» современный исследователь Вилфред Блант ( Wilfred Blunt) пишет об этом древнем городе: «Христианская община состояла здесь, как и в большинстве центральноазиатских стран, из сирийских якобитов, сирийских мелкитов и армян из Армянской Апостольской церкви. С V века здесь был важный центр несторианства, и с VIII по XV века город имел своего митрополита».Сведения про несториан и якобитов мы находим у Рубрука и Марко Поло. В «Книге» знаменитого венецианца дано описание страны Мосул (север современного Ирака): «На юго-востоке Великая Армения граничит с Мосулом… Мосул — большое царство, живут тут многие народы, и вот какие: есть здесь арабы-мусульмане и еще другой народ исповедует христианскую веру, но не так, как повелевает Римская Церковь, а во многом отступает. Называют этих людей несторианами и якобитами. Есть у них патриарх… Патриарх этот назначает архиепископов, епископов, аббатов и других прелатов. Он же рассылает во все страны Индии, Катая (Китая), в Бодак (Багдад) совершенно так же, как это делает римский апостол».
Армяне впервые появились в Центральной Азии в составе парфянской, а затем и персидской армий. В конце VI века шах назначил Смбата Багратуни командовать войском, направленным в страну кушанов. Затем армянский полководец стал наместником завоеванной области. Армянские купцы издавна перевозили товары по Великому Шелковому пути. На городище старого Термеза археологами обнаружен храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры VII-VIII вв., хотя пока еще трудно делать окончательные выводы о его принадлежности.
Частые упоминания современниками армян в этом обширном регионе начинаются с начала монгольских завоеваний в XIII веке, когда за короткий срок значительная часть Азии оказалась под единой властью. Как известно, монголы были язычниками и с одинаковым уважением относились ко всем религиям, освободив мусульманское, христианское и буддийское духовенство от податей и повинностей. Христиане пользовались особым расположением монгольских ханов, на сей счет есть многочисленные свидетельства.
О большой христианской общине на Востоке мы узнаем из письма главнокомандующего киликийской армией Смбата Спарапета кипрскому королю Генри Лузиньяну. В 1247г. Смбат проезжал Сантекванту (Самарканд), когда ехал в Каракорум во главе дипломатической миссии Киликийского армянского государства для переговоров с Гуюк-ханом. В своем письме он пишет: «… Я сам заходил в их церкви и видел там изображение Иисуса Христа и трех царей, принесших ему золото, мирру и фимиам. Этими царями народности были обращены в новую веру, и благодаря им хан и его ближние совсем недавно стали христианами настолько, что перед своим двором они имеют церкви и колокола, в которые они звонят, ударяя в них деревянными палками, и, идя к хану, их повелителю, они обязаны раньше зайти в церковь поклониться Иисусу Христу, прежде чем приветствовать императора. Мы встретили также много христиан, рассеянных по всему востоку, и множество древних церквей, высоких и красиво построенных, которые татары разрушили, так что христиане оттуда приходили к хану, оказавшему им большую честь; он возвратил им свободу и защитил их от тяжелых страданий, не позволяя никому обижать их делом или словом».
Сообщения о крещении великих ханов повторяются у самых разных средневековых авторов — об этом свидетельствуют и Марко Поло, и католические монахи-дипломаты. Член киликийской царской династии Хетум (Гайтон) в своей книге «Цвет историй Востока», написанной на старофранцузском языке в городе Пуатье, сообщает о крещении хана Мунке (Мангу) армянским епископом во время пребывания в ханской ставки своего тезки и дяди, царя Хетума I.
1. Тору-Айгыр (Сикуль)
2. Замок Тимура
3. Барсхан
4. Дархан
5. Курменты
6. Сарыбулун
7. Тюп
8. Чигу
9. Кой СарыДаже если сомневаться в точности этих известий, невозможно отрицать многочисленные случаи крещения и исполнения обрядов среди монгольской знати, в том числе в ханской семье. Нельзя, правда, забывать о веротерпимости монгол, которые могли одновременно исполнять обряды разных религий — в ставке хана кроме языческих мест поклонения были буддийские храмы, две мечети и церковь.
При описании двора сына Бату Сартака близ Итиля (Волги) францисканец Вильям Рубрук упоминает армянских священников, которые знали по-турецки и по-арабски, и священников-несториан, «которые ударяют в доску (в древности использовалась у восточных христиан вместо колокола — прим. авт.) и поют свою службу». При дворе Мангу-хана «толмачами были армяне из Великой Армении», был и «великий секретарь, христианин из несториан, по совету которого делается почти все».
Христианские церкви Рубрук встречал как по дороге, так в ставке великого хана: «Я увидел дом, над которым был крестик. Тогда, сильно обрадовавшись и предполагая, что там находится что-нибудь христианское, я вошел с уверенностью и нашел алтарь, убранный поистине красиво. Именно по золотой материи были вышиты или настланы изображения Спасителя, святой Девы, Иоанна Крестителя и двух ангелов, причем очертания тела и одежд были расшиты жемчугом. Здесь же находился большой серебряный крест с драгоценными камнями по углам и в середине и много других церковных украшений, а также перед алтарем горела лампада с маслом, имевшая восемь светилен. Там сидел один армянский монах, черноватый, худощавый, одетый в очень жесткую власяничную тунику, спускавшуюся до середины ног; сверху на нем был черный шелковый плащ, подбитый мехом, а под власяницей он имел железный пояс… Монах этот, по его словам, сказал Мангу-хану, что если тот пожелает стать христианином, то весь мир придет в повиновение ему, и что ему будут повиноваться франки и великий папа».
Рубрук пишет о посещениях церкви великим ханом, его старшей женой и детьми, об излечении ханской жены священниками. Подробно говорит о драгоценном кресте, привезенном «одним армянином» из Иерусалима — «Крест был серебряный, весил около четырех марок и имел четыре жемчужины по углам и одну посередине; изображения Спасителя на нем не было, так как армяне и несториане стыдятся показывать Христа пригвожденным к кресту. Этот крест они поднесли Мангу-хану…». Рубрук также сообщает, что несториане и армяне в ставке хана действовали сообща, ходили в одну и ту же церковь, правда, посты соблюдали по-разному. Вероятно, именно эта близость армян и несториан при численном преобладании последних, уже тогда приводила к ошибкам и путанице в отчетах людей, прибывших в Центральную Азию с дипломатической или миссионерской целью.
При Чингисхане и его преемниках Угедее и Мункэ Монгольская империя достигла неслыханных размеров, распростершись от Китая до Западной Европы. В XIII веке Центральная Азия и Дальний Восток впервые в истории открылись для европейских путешественников. Европейцы оценили выгоды торговли с монголами, а также стремились использовать мощь монгольской армии против своих мусульманских противников на Ближнем Востоке. Начиная с 1245 года немало посланников, миссионеров и купцов прошло через ранее неведомое сердце Азиатского континента. Дж.К.Райт в книге «Географические представления в эпоху крестовых походов» так комментирует создавшийся временный просвет в исследовании Центральной Азии: «Немногим более чем за столетие занавес Дальнего Востока был отдернут, но отдернут лишь для того, чтобы снова задернуться, когда вместе с крушением Монгольской империи и появлением турок-османов все сухопутные дороги остались перекрытыми. Заново открыть Дальний Восток выпало на долю португальских и испанских мореплавателей эпохи великих географических открытий». Добавим, что Центральная Азия была повторно исследована только в XVIII-XIX веках, в связи с завоеваниями Российской империи в этом регионе.
С упадком и распадом Монгольской империи среди правящих кругов стал распространяться ислам, христиан обложили дополнительными налогами. Но больше всего они страдали от анархии и постоянных войн, связанных с ослаблением центральной власти. Христианство в Центральной Азии начинает клониться к закату. Окончательный удар ему нанесло владычество Тимур-ленга, знаменитого своей жестокостью и религиозным фанатизмом.
Вещественными доказательствами существования христианских общин возле Иссык-Куля служат многочисленные археологические раскопки. На побережье озера, возле христианской церкви и кладбища на городище Ак-Бешим, на городищах Бурана и Краснореченска были найдены могильные камни «кайраки» с эпитафиями, бронзовые и нефритовые нательные кресты, терракотовые плакетки и керамические сосуды с христианской символикой — например, покрытая синей глазурью ваза с изображением двенадцати апостолов. Самым ранним архитектурным памятником христианства на территории Кыргызстана считается небольшая церковь VII-VIII вв., раскопанная Л.Кызласовым в средневековом Суябе — столице тюркских каганов в Чуйской долине. Уникален Таш-Рабатский монастырь, построенный на рубеже X-XI в. Его функции со временем менялись, позже здание использовалось как караван-сарай на одном из ответвлений Великого Шелкового пути.
В 80-х годах XIX века Н.Пантусовым, чиновником по особым поручениям при губернаторе Семиреченской области на Пишпекском (совр. Бишкек) клабище были обнаружены более шестисот могильных камней с христианской символикой. Профессор Д.Хвольсон и академик В.Радлов определили надписи на камнях, как эпитафии христиан несторианского толка. Существование близ Иссык-Куля армянской общины, косвенно подтвердила двуязычная армяно-сирийская надгробная надпись на камне, найденном Пантусовым на том же кладбище в 1892 году и в следующем году высланном в Санкт-Петербург по поручению Императорской Археологической комиссии. Специальную статью посвятил этой надписи знаменитый ученый Н.Я.Марр. Армянскую надпись он читает в следующей последовательности (см. рисунок): а) в четырех углах креста; б) у основания креста; в) вокруг креста. В переводе с армянского она гласит: «Христос Иисус, Господь Бог. Владыка Иован (Иоанн) армянский епископ летоисчисления армянского 772 написана эта память». Вертикальная сирийская надпись на том же камне переводится так: «Это есть могила Иоанна, епископа армянского». Марр делает вывод: «То обстоятельство, что на Пишпекском кладбище, как оказывается, был погребен армянский епископ Иоанн и память о нем увековечена армянской надписью, датированной от 772 армянской эры (= 1323 по Р.Х.), дает основание предполагать, что в памятнике мы имеем указание на более или менее значительную колонию армянскую, а не на единичную личность, заброшенную судьбой в такую даль от Родины… В двух надписях XII и XIII веков встречаем имя (на сирийском языке — примеч. автора), в котором можно признать армянскую форму имени Павла — Погос, как это уже указал С.Слуцкий. Подобные армянские формы можно бы указать в надгробных надписях, изданных профессором Д.Хвольсоном».
Новейшие исследования показывают, что слишком широкое применение термина «несторианский» ко всему христианскому в Центральной Азии было не совсем оправданным. Кресты на могильных камнях, называемые «несторианскими», мало отличаются от простейших крестов Армении и армянских зарубежных колоний, в частности, резных крестов из кафедрального армянского собора 1363 года во Львове. Подводя итог своему тщательному и непредвзятому анализу в «Заметках о христианстве в Чуйской долине в Средние века», В.А. Кольченко пишет: «Проведенный анализ наличных археологических источников и данных письменной традиции приводит к выводу о необходимости более тщательно и сдержанно, без штампов, подходить к вопросу о средневековом христианстве в Средней Азии и в Чуйской долине в частности. Безусловно, христианство существовало на этой территории с раннего средневековья вплоть до XIV века, причем в большей степени, возможно — подавляющей, несторианского толка. Но были здесь яковиты и армяне, т.е. монофизиты, а также мелькиты и маркиониты».
Где же искать армянский монастырь — вероятное место нахождения важнейшей общехристианской реликвии? Некоторые пытались найти ответ в старинном местном предании о сокровищах: «…В 1218 г. Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном, с которым находился второй сын хана Чагатай. Монахи христианского монастыря в Суябе, что вблизи Баласагуна и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Зажатые конницей с двух сторон, слева — горами, справа — озером, христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан. За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ…»До сих пор большинство ученых склоняются к мнению, что монастырь ушел под воду озера Иссык-Куль. Археологам известны более десятка затонувших древних и средневековых поселений, в том числе Кой-Сары, Дархан, Долинка, Кой-Су, Сикуль и Чигу. В прибрежной полосе озера, в разных местах на глубине не более десяти метров археологами найдены строения, датируемые от рубежа новой эры до XV столетия, обнаружены многочисленные предметы старины.
Интерес к подводным памятникам Иссык-Куля возник почти два столетия назад. О развалинах, хорошо видимых под водой, упоминают купец Исаев в своей записке от 1857 года, путешественник и исследователь М. В. Певцов в дневнике «Путешествие в Кашгарию и Кун-Лунь». Изучая бассейн озера, поиски затонувшего монастыря предпринял П.П.Семенов Тян-Шанский. Первая попытка подводных археологических исследований была осуществлена по инициативе Семиреченского военного губернатора Г.А.Колпаковского — в 1871 г. он выслал туркестанскому генерал-губернатору К.П.Кауфману подводные трофеи (медные чаши, серебряные монеты и пр.) и попросил разрешения выписать из Кронштадта водолаза, а из Англии или Франции водолазные скафандры. Из-за недостатка средств дело так и осталось неосуществленной мечтой.
В советские годы озеро Иссык-Куль стало закрытой территорией для иностранцев, а собственных средств на дорогостоящие подводные поиски не было. В середине 60-х годов с большим трудом республиканская Академия наук приобрела акваланги, и археолог Д.Винник вел исследования на северном берегу озера. Были найдены руины больших построек из обожженных кирпичей. Затем, в 80-х годах эстафета перешла к В.М. Плоских и В.П. Мокрынину. Первый из них, ныне академик, вице-президент Национальной Академии наук Кыргызстана посвятил многие годы монастырю с каталонской карты: «У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте».
В ходе методичных подводных исследований археологи с аквалангами обнаружили, помимо названных, остатки еще семи античных и средневековых поселений. В прибрежных водах было найдено множество изделий керамики, каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском «зверином стиле», фундаменты строений. Но ничего похожего на развалины монастыря обнаружить не удалось.
Возможно, искать его надо близ Сикуля, название которого напоминает искаженное Иссык-Куль (вспомним надпись на карте). Тем более, что в предании говорится о горах близ озера, а все остальные древние поселения находятся на равнинной местности.
В 2002 году экспедиция, организованная телекорпорацией «IPV News USA», применила для исследования озера новейшие приборные методы поиска. Американцы якобы определили место на дне, где глубоко под землей находится серебряная рака для хранения мощей. Однако слишком многое в действиях гостей вызывало сомнения в их научной добросовестности. Слишком явно просматривалась погоня за очередной сенсацией.
Гораздо больше доверия вызывает последняя новость — она появилась за несколько дней перед тем, когда статья сдавалась в набор. В средства массовой информации поступило краткое сообщение от руководителя экспедиции Кыргызско-Российского Славянского университета академика Владимира Плоских и начальника экспедиционного разведывательного отряда доцента Александра Камышева об открытии армянского монастыря в Тюпском районе близ деревни Кюрмёнтю и одноименного старинного города. По их словам монастырь оказался подземным. Он находится внутри большого глиняного холма на бывшем острове, превратившемся в полуостров Светлый из-за падения уровня воды в Иссык-Куле — отсюда, с холма открывается удивительно красивый вид на все восточное побережье озера. Узкий лаз, ведущий в подземелье, постепенно расширяется, образуя обширное помещение, от которого в разные стороны ответвляются на двух уровнях около 30 монашеских келий. Местами проходы завалены камнями. Планировка напоминает средневековые пещерные монастыри и монашеские пустыни Армении, есть признаки сходства и с церковью, остатки которой сохранились на городище Ак-Бешим близ Токмака. Древний возраст пещеры, вероятно, удастся уточнить по полностью проржавевшим металлическим стержням, глубоко вбитым в породу на месте одного из арочных проходов.
На месте находки вместе с кыргызстанскими археологами находятся их российские и германские коллеги. Остается ожидать от ученых дальнейших новостей, которые могли быть подтвердить или опровергнуть первое сенсационное сообщение.
Автор выражает благодарность К. Агекяну за существенную помощь в написании статьи, Э. Долбакяну за предоставление редкого материала и «George Glazer Gallery» за предоставленную фотографию фрагмента карты.
Владимир Плоских (доктор исторических наук, профессор, академик и вице-президент НАН Киргизии). По одной из научных гипотез на дне самое большого озера Киргизии Иссык-Куля находится армянский монастырь, где покоится прах святого Матфея – одного из апостолов Иисуса Христа.