Недалеко от легендарного озера Севан расположено село под названием Норатус. В этом месте находится самое большое во всем мире собрание хачкаров, а также древнейшее армянское кладбище, которое занимает территорию в 7 гектаров. Количество хачкаров Норатуса достигает практически тысячи экземпляров, датируемых XIII- XVII веками. Каждый из них имеет свой неповторимый рисунок, выполненный в виде орнамента либо сцен из жизни. «Хачкар» в переводе с армянского языка означает «крест-камень» и представляет собой мемориальный памятник с изображением сложных резных узоров, виноградных гроздьев, солнечного диска и креста. Самый древний хачкар Норатуса был изготовлен в V столетии.
В Гегаркуникской области, на правом берегу реки Гаварагет, в 5 км к северо-востоку от города Гавара, находится деревня Норатус, которая является одним из старейших поселений в Гегаркуникской области, и где сохранилось множество памятников. Норатус считается лесом хачкаров. В центре деревни находится церковь Сурб Аствацацин (Св. Богоматери), на юго-восточном краю – церковь Святого Григория Просветителя и большое кладбище. Церковь Сурб Аствацацин была построена Гегаркуникским князем Сааком в конце IX века.
Южное кладбище деревни славится своими многочисленными хачкарами. На территории сохранились старинные памятники, обломки обелисков и ранние хачкары. Большинство хачкаров (XIII-XVII вв) в основном сгруппированы и являются частью кладбищ того или иного семейства. По близости Норатусовского кладбища, на территории под названием Шор-Гел, в мавзолеях бронзового и железного вв., были обнаружены групповые захоронения. В мовзалеях Норатуса были найдены бронзовые пояса, стрелы, браслеты, бусины, железный кинжал, глиняная посуда и т.д.
Согласно легенде, во время очередной атаки монголо-татаров, жители одели на сотню хачкаров солдатскую одежду. Увидев эту ужасающую сцену, враг отступает. На территории мавзолея есть небольшая часовня, благодаря которой, согласно другой легенде, сохранилась целая деревня. Монголо-татары договорились с деревенским советом, что сохранят жизнь всем тем, кто поместится в часовне. Поскольку часовня имела потайной выход, всем жителям удалось сбежать. Главный командир монголо-татарской армии, войдя в часовню, был ошеломлен. Он увидел только молящихся старейшин. Старец объяснил разъяренному командиру, что толпа превратилась в голубей и улетела в небо.