Таджики, армяне
Волей судьбы, вот уже второй год, как я живу и работаю в городе Ростове-на-Дону Российской Федерации. Город красивый и зеленый, мне очень напоминает мой родной город Душанбе.
И люди такие же доброжелательные, как у нас, терпимые к приезжим. Я раньше несколько лет жил и в Москве. Ростовчане сильно отличаются от москвичей с их любимой фразой: «Понаехали тут!».
В Ростове-на-Дону дружно проживают люди разных национальностей. Особенно много армян-местных и приезжих.
Я работаю в коллективе, где большинство составляют армяне. Мы дружим, проявляем взаимный интерес к языку, культуре и истории наших народов. Мы обнаруживаем, что очень много схожих слов в армянском и таджикском (фарси) языках.
Например: русское слово «силач» звучит на армянском как «пахлаван», а на таджикском — «пахлавон».
«Враг»-«душман» (арм.)- «душман» (тадж.)
Четыре»- «чорс» (арм.)- «чор» (тадж.)
«Тысяча»- «хазар» (арм.) — «хазор» (тадж.)
«Звонок» — «занг» (арм.) — «занг» (тадж.), и так далее.
Я люблю армянские песни, особенно народные песни в исполнении Гургена Дабагяна. Часто и сам спою его песню «Хайреники джуре» (Вода моих родных мест). Говорят, неплохо у меня получается. А мой друг Ованес отлично поет таджикскую песню «Назира».
Мои друзья признают, что таджикский язык (фарси) — очень красивый и мелодичный язык. Я рассказываю моим друзьям о том, что у нас в Таджикистане проживают много армян, с которыми живем в мире и согласии.
Когда я учился в Таджикском политехническом институте, нашу группу курировала преподавательница кафедры русского языка и литературы Алла Сулеймановна Ганиева. Сама-армянка по национальности, а муж у нее таджик. Свободно владела русским, таджикским и армянским языками. Считала себя дочерью двух народов — армянского и таджикского. Одинаково уважала и любила оба народа.
Я очень любил и помню ее рассказы об истории наших двух народов. Она говорила: «В мире вряд ли можно найти другие два народа со схожими судьбами, как армяне и таджики. И у армян, и у таджиков – древняя многотысячелетняя история. И те, и другие достигли цивилизации и создали мощные централизованные государства еще тогда, когда другие народы жили разрозненными кочевыми племенами. Оба народа внесли достойные вклады в развитии человеческой цивилизации. Таджики и армяне миролюбивые народы, которые неоднократно подвергались нашествиям чужеземцев. Лишившись своих исконных территорий, теперь они живут в преимущественно горных территориях. И те, и другие подвергались геноциду: таджики – со стороны монголов (14-век), армяне — со стороны турок (1915 год).
Оба народа оказались на грани исчезновения. И только благодаря победе Октябрьской Революции, армяне и таджики выжили, нашли возможность создавать свои национальные государства, сохранить язык, культуру и обычаи».
В начале нашей эпохи и армяне и таджики входили в состав древнеперсидской империи.
Я рассказываю им о том, что наши народы имеют давние взаимоотношения. Эти связи отражены, в частности, в распространенной легенде о любви, несчастной любви простого бедного иранского парня по имени Фарход к армянской царице – Ширин. В таджикско-персидской литературе эта история любви стала сюжетом знаменитых поэм поэтов-классиков.
Мои друзья рассказывают, что во времена царя Тиграна Великого, территория Армении простиралась «от моря до моря», т.е. от Каспийского и до Черного и Средиземного.
Таджикское государство Саманидов (9-10 век) также включало в себя нынешние территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Туркмении, Афганистана, восточной части Ирана.
В лице Аллы Сулеймановны я полюбил древний армянский народ, много читал про них. Я читал в переводе на таджикский произведения Ованеса Туманяна, особенно люблю и помню до сих пор рассказ про Гикора. Читал Сильву Капутикян, Серо Хонзодян. Знаю про Месропе Маштоц, создателя армянского алфавита.