Что меня восхитило особенно? Меня восхитила сила слабости. Эти монастыри, построенные руками монахов, которым удавалось своими молитвами растворить скалы и делать их мягкими.
Исторический музей в Ереване наполнил меня временем и сделал из меня пыль. Я остановился рядом с деревянной телегой с большими колесами. Директор музея мне сказала, что это траурная повозка, и ей 2 тыячи лет. Всему, что я видел, было 2 тысячи лет и больше, минимум 1000 лет до Христа.
Тонино Гуэрра-итальянский поэт, писатель и сценарист, писал сценарии для таких выдающихся кинорежиссёров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Франческо Рози и Тео Ангелопулос.
Армения взволновала и вдохновила великого Тонино настолько, что он посвятил прекрасную поэму нашей стране и нашему народу…
Взаимоотношений великого Гуэрры с Арменией, то они были совершенно неформальные. Недаром в связи с 90-летием глава нашего государства наградил его орденом Чести за значительный вклад в укрепление армяно-итальянских связей, а также за вклад в мировое киноискусство.
…Великий итальянец влюбился в Армению. Армения полюбила его. Иного и быть не могло. “…Армения для всех должна стать путешествием ввысь, по вертикали. Потому что встреча с монастырями — духовная, она наверху… То есть вертикально — это путешествие во времени. Ты движешься по улицам Армении, думая все время, что у тебя за спиной тысячелетия до Рождества Христова… — говорил маэстро Гуэрра. — Когда я впервые увидел Армению, самое большое впечатление произвел на меня памятник Алфавиту… Очень скоро до меня дошел великий призыв, содержащийся в этом знаке: Алфавит — истинный, мощный, клеящий раствор, который скрепляет нацию. Если Алфавит утратит значение… тот народ, которому он принадлежал, та нация перестанет существовать”.
А началась эта взаимная любовь в 1973 году, когда Гуэрра вместе со своей будущей женой москвичкой Лорой Языковой приехал в Тбилиси. “Это так естественно — быть в Тбилиси и быть в доме Параджанова”, — заметил он позже. Между Параджановым и Гуэррой пробежала искра неподдельного взаимного интереса и симпатии. Параджанов назвал нового друга “ аккумулятором идей для всех итальянцев”. Он водил их по самым интересным местам города и свозил даже в Ахпат и Санаин, где некогда снимал “Цвет граната”. “Серджио божественно пел там вместе с Гаянэ Хачатрян”, — вспоминал Тонино. Разумеется, он видел и этот знаковый параджановский фильм. Так началось для него познание Армении.
Через несколько месяцев случилась катастрофа — Параджанова облыжно обвинили, засудили и упекли в тюрьму. Гуэрра был одним из тех кинодеятелей мира, кто, не задумываясь, бросился в борьбу за свободу Параджанова. Спустя время он пишет роман “Теплый дождь”, герой которого — режиссер Агаджанян — был вдохновлен образом маэстро Параджанова. В феврале 82-го Параджанова посадили еще раз, уже в Тбилиси. Гуэрра не мудрствуя сорвался в Грузию. Со “спецзаданием” от президента Франции Миттерана. В Тбилиси его не пустили — как бы чего не вышло. Человек с мировым именем появился весьма некстати, тем более что он хотел вытащить опального режиссера из тюрьмы. И все же помог Параджанову, когда при протокольной встрече с Шеварднадзе заговорил о великом узнике. Через девять месяцев Параджанова выпустили на волю.
Гуэрра навсегда остался верным поклонником его искусства, причем не только фильмов, но и “тотальной художественной фантазии”. “Я всегда чувствую помощь, которая идет от него, когда я пишу стихи, прозу, сценарии. Она всегда исходит от него. Он поэзию делает руками” — вот емкая и точная формула пластического искусства Сергея Параджанова, выведенная итальянцем. Несколько своих работ он подарил Музею своего друга в Ереване.
Он и сам умел поэзию обращать в зримые вещные образы. В 2007 году ереванцы имели удовольствие убедиться в этом, когда в рамках фестиваля “Тонино Гуэрра и его друзья” увидели выставку его живописных коллажей и фонарей-скульптур. Их по эскизам и чертежам Тонино изготовил провинциальный кузнец. Фонари? Да. Светят. Скульптуры? Да. Большие, едва ли не в рост. Ржавый металл, детали неведомых механизмов. Сказочные, но и живые существа. Этакие скульптурные притчи. А может, даже какие-то стихи или афоризм. То же и живопись с наклеенными кусочками ткани или бумаги. У Гуэрры-художника жанровые грани достаточно расплывчаты, иногда незаметны. Мизансцены добрые, забавные, грустные, печальные. И все ненавязчиво, легко, просто, элегантно. Как и все, что он делал. Мебель, рисунки, фонтаны, керамику. И, конечно, его проза, стихи, сценарии. Экономно, со страстью внутри. Все было обусловлено составом личности Тонино. В своем сказочном доме и сказочном саду в Пеннабилли он не знал покоя, фантазия рождала новые строчки, новые пластические образы и в итоге вовлекала зрителя и читателя в свой мир, и делал это мастерски. Избежать его обаяния и поэтической фантазии было невозможно. Ведь плюс ко всему он замечательно умел определить соотношение мира событий и воображения, дня настоящего и бесконечной истории.
Духовную связь Тонино Гуэрры с Арменией в известной степени укрепил фильм Р. и В.Геворкянцев “Осень Волшебника”. Тонино говорит, рассказывает. О Параджанове, об Армении, которую искренне любит. О жизни. Каждое слово — поэтическая строка, образная, емкая, пластическая. Философема. Гуэрра то в своем доме в Пеннабилли, то в своем знаменитом саду. Сад мыслей и чувств. Сад памяти, полный арт-объектов, скульптур, фонтанов — пластических метафор. Один из них посвящен Параджанову. Кстати, именно Тонино придумал серебряные параджановские медали — копии “талеров”, изготовленных “Серджио” в тюрьме. (Их вручают на нашем “Золотом абрикосе” за вклад в искусство кино.)
Удивительно скрещиваются пути-дороги. Знал бы Тонино, что именно в его родном Пеннабилли на единственном предприятии города будут изготовлены те самые домики, которые образовали итальянскую деревню в поверженном Спитаке. Где рядом течет и река Рубикон, та самая.
Литературное творчество Тонино Гуэрры обрело в Ереване сценическую форму. По поэтическому роману “Мед” сделан спектакль в театре Сундукяна. К сожалению, из-за нерасторопности ереванских властей так и не удалось материализовать идею Тонино Гуэрры — фонтан для нашей столицы.
Вот так оказались связаны Армения и ренессансный человек, уроженец провинции Романья.
Известный итальянский драматург Тонино Гуэрра родился 16 марта 1920 года в небольшом провинциальном городке Сантарканджело-ди-Романья. Карьеру в кинематографе Тонино начал в начале 50-х годов, когда написал сценарии к фильмам, вошедшим в золотой фонд классики мирового кино. Среди них наиболее известны: «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт», «Тайна Обервальда», «Идентификация женщины», а также пьесы «Амаркорд», «И корабль плывёт…», «Джинджер и Фред», за что сценарист получил множество международных премий. Помимо этого увлечения Гуэрра любил рисовать, лепить скульптуры и путешествовать. Он побывал во многих странах мира, но после посещения Армении в 2007 году, его жизнь обрела совершенно иной смысл.
Вместе с супругой Лорой они посетили множество музеев и храмов, оставшись под впечатлением от прожитых в «стране солнца» дней.
«В Армении время создает пространство. И тот, кто посещает эту страну, даже если чуть-чуть, обязательно становится армянином» — говорил Гуэрра — «Каждый человек должен хотя бы на день приехать в эту дивную страну, чтобы омыться под облаками ее духовности. Я чувствую, что посещение Армении — начало моего вертикального путешествия, путешествия ввысь».
После поездки в Армению Тонино Гуэрра вернулся в родной город Сантарканджело-ди-Романья. И по словам жены, он изменился.
«Я, конечно, многое повидал в жизни, побывал в разных концах света. Но единственная страна, наполнившая меня восхищением и изменившая — это Армения», — говорил Тонино.
Итальянец так и не смог забыть до конца жизни Армению. Больше всего его восхитила сила монастырей, построенных руками монахов. А прочитанные ими молитвы, по словам итальянца, могли растворить скалы и сделать их мягкими. Гуэрра побывал во многих местах, в частности в Историческом музее Еревана и Доме-музее Сергея Параджанова. Говорят, итальянец обладал волшебным даром превращать в искусство все, к чему прикасался. Вероятно это и соединило его с другим великим волшебником — Сергеем Параджановым.
«Я многому научился у Параджанова, этого великого армянского режиссера. С первого момента знакомства с ним, я понял, что есть люди, облаченные доверием свыше. Доверием на ношение тернового венца. Я преклоняюсь перед ними, и надеюсь, что их свет коснется моего лба», — признавался он.
Сейчас откровение Тонино можно посмотреть в фильме режиссера Рубена Геворкянца «Осень волшебника». Фильм повествует о жизни мастера, которого не стало в 2012 году. По словам режиссера, Тонино был талантливым, общительным и добродушным человеком, у которого было много друзей.
«Мир Тонино — особый. Это не только его картины, скульптуры, поэзия, знаменитые фильмы. Он похож на вселенную, пусть даже маленькую, но вселенную. И в ней сосуществуют очень разные вещи» — говорил Геворкянц.