Туринская плащаница — загадки и исследования
Туринская плащаница — это очень древнее льняное полотно длиной чуть больше четырех метров, на котором видны отпечатки обнаженного умученного Человека. Происхождение отпечатков учеными не названо, вот уже сто лет никто не может сказать, как эти золотистые следы появились на ткани. Христиане верят, что это нерукотворный образ Спасителя, Которого после Голгофских страданий и смерти обернули в полотно и в котором Он через 3 дня воскрес.
Объект постоянного внимания научной и религиозной публики, плащаница из Турина стала «камнем преткновения и соблазна» для научного и религиозного мира. Но оправданы ли споры?
Туринская плащаница: что это?
Это образ Человека в полный рост спереди и сзади с мельчайшими деталями – ранами от гвоздей и венца, от плеток с разными металлическими наконечниками, припухлостями на лице от сломанной скулы, следами от несения креста и прочими свидетельствами насильственной смерти.
Плащаница открыла, каким жестоким было бичевание Христа, о котором нам известно из Евангелий: ударов плетью с двумя и тремя хвостами с железными наконечниками было от 60 до 120 по всему телу, около 98 следов этих орудий с диаметром от рваных ран 3,7 см. Терновый венец, оказывается, был не венцом, а шапкой, наподобие митры, потоки крови от которой видны по всей площади головы, и кровь эта двух видов – артериальная и венозная. Характер ранений и количество крови, а также потоки крови являются абсолютно анатомичными и соответствуют тем размерам, которые происходят от того или иного орудия.
Ученые выяснили, что на ткани отпечатался Человек, который был приговорен к смерти распятием на кресте, предварительно подвергшись жестокому бичеванию. После Смерти в тело было вонзено копье с правой «открытой» (как было принято называть незащищенную от брони сторону груди у римских воинов) стороны для тренировки удара, который применялся у римлян в бою: сердце в броне можно было проткнуть лишь с правой стороны. Затем было снятие с креста и погребение в Плащанице.
Сердца всех христиан мира без тени сомнения свидетельствуют о нерукотворной Плащанице, которую оставил Господь для верных. Она является для них утешением и напоминанием о подлинности веры, свидетельством всеобщего воскресения всех людей – тем самым, для чего все это имело смысл: ради спасения и вечной жизни с Богом.
Но Туринская плащаница содержит множество загадок: люди подчас сомневаются – а та ли это плащаница, которая обвивала Тело, как мы знаем из всех четырех Евангелий:
« взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе» (Мф 27:59-60)
Загадки туринской плащаницы
Прошло уже больше ста лет с тех пор, как впервые фотограф сделал снимок святыни и во время обработки фотопленки увидел позитивное изображение черт, которые теперь доступны для всех желающих: на негативном кадре впервые проступил нерукотворный Лик Христа. Ученым несколько раз было разрешено брать образцы плащаницы для проведения научных опытов.
Изучая плащаницу уже на современном уровне, воссоздается картина, известная нам из Евангелия: заушение, несение креста и падение под этой ношей – одно колено полностью разбито. Известны случаи, когда через исследование святыни люди осознавали ее подлинность и приходили к вере – в том числе и в научных кругах.
Летом 1997 года святыня чуть не была безвозвратно утрачена: в результате пожара в соборе Турина Плащаницу чудом удалось спасти. Окутана тайной причина пожара, так как официальная версия – замыкание проводки – не укладывается в тот факт, что это произошло накануне международного конгресса, к которой руководство готовилось очень тщательно и все строительные работы контролировались. Версия о поджоге не нашла доказательств.
Результаты исследований Туринской плащаницы
Научные исследования 1978 года ставили перед собой следующие цели:
- выяснить природу изображения;
- определить происхождение пятен крови;
- объяснить механизм возникновения образа.
Результатом исследований стали такие выводы:
- Образ не является следствием нанесения каких-либо красителей на ткань. Это была некая химическая реакция, похожая на обжиг, но до конца природа ее не ясна.
- Пятна на Плащанице действительно кровяные. Оставшаяся на Плащанице в виде отдельных капель, кровь проникает вглубь ткани и отличается от нерукотворного образа, который расположен на верхнем ее слое. Кровь группы АB.
- Цвет пятен крови на плащанице кажется идентичным образу, но исследования выяснили, что пятна имеют другую природу и появились до возникновения на ней образа. В местах, где осталась кровь, образ не полностью проявился.
- На Плащанице были обнаружены элементы пыльцы цветов, которые росли именно в то время и в том месте, где и произошли события, описанные в Евангелии.
- Интенсивность цвета прямо пропорциональна удаленности тела от материи. Утверждение о том, что на плащанице изображен негатив – это лишь часть истины. Это более «умное» изображение, передающее расстояние между телом и материей с помощью величин интенсивности цвета. Это похоже на то, как если бы тело прошло сквозь полотно строго перпендикулярно земле: под прямым углом вверх. В подтверждение этой версии, в некоторых местах можно видеть прозрачные участки: так, виден большой палец, который был подогнут под другие, он просвечивается сквозь них. Как если бы сначала отпечаталась рука, а затем палец, во время прохождения сквозь ткань. Благодаря этим исследованиям удалось восстановить трехмерное изображение Тела в Плащанице.
Результатом исследований стали ответы на первые две цели: получен ответ о природе образа и крови. Но третий вопрос так и остался неразгадан, ведь понятие Воскресения не укладывается в общепризнанные законы физики. Но эти законы постоянно меняются, и расширяется сама дисциплина. Уже известны новые направления физики, которые изучают такие категории, которые еще недавно относились к области иррационального. Будем надеяться, что и эта загадка будет разгадана, и мы получим все доказательства.
Таким образом, мы имеем лишь предположение, что след на плащанице запечатлел момент, когда Господь Себя воскресил, и ожоги от неизвестного огня на ткани – это некое свойство или энергия, которой обладает тело Бога.
Какой возраст Туринской плащаницы?
Радиоуглеродный анализ, которому подверглась Плащаница для определения ее датировки, показал, что она была создана в Средневековье и никак не могла быть Плащаницей Христа.
С момента изобретения радиоуглеродного анализа накопилось уже не так мало свидетельств того, что метод не может претендовать на звание безошибочного. Так, можно вспомнить знаменитую историю с ладьей фараона, по которой радиоуглеродный анализ показал несколько раз разные результаты с большим отрывом друг от друга, или не менее нашумевшая история полотна, в который была закутана египетская мумия: радиоуглеродный анализ показал, что эта ткань была младше самой мумии.
Как бы то ни было, прогресс не стоит на месте и радиоуглеродный метод датировки используется учеными, так как это один из самых точных методов, известных научному миру. Христиане же не ждут новых достижений в деле датирования, так как знают наперед: Плащаница настоящая, это не подделка.
Где сейчас находится Туринская плащаница?
В итальянском городе Турин, в Кафедральном соборе хранится эта святыня, которую на поклонение выносят раз в 25 лет. Посетителям можно поклоняться святыне не более трех минут, чтобы все паломники смогли тоже попасть на поклонение.
Последний раз Плащаницу выносили в 2000 году. В прошлом веке ее выносили на обозрение лишь четырежды.
Такая редкость святыни обусловлена тем, что на полотно разрушительно влияет воздух и свет, и чтоб сохранить святыню как можно дольше, было создано затемненное вакуумное хранилище.
В России, в Московском Сретенском монастыре хранится негатив точной копии Туринской плащаницы, доступной для всех желающих.
Что такое Туринская плащаница – ответит каждый для себя в глубине своего сердца. Кто не может вместить всю немыслимую истину события, свидетельством которого стало это полотно, милосердный Господь дал возможность не верить, скрыв абсолютные доказательства и предоставив свободу выбора – верить или нет. А для тех, для кого образ Плащаницы оказался вместим, – всем своим существом постигают Божественный замысел и промыслительную заботу о всех нас в нашем рациональном 21 веке – ощущения присутствия и близости Бога.
О Туринской плащанице сняли документальный фильм, где рассказывается о загадках и исследованиях этой христианской святыни.