«Много разных камней в Армении, но здесь не найдёшь камней неграмотных. Расчисть любой из них, и обнаружишь на нём то клинопись, то армянские письмена, то орнамент или барельеф». Геворг Эмин. Армения – одна из древнейших стран мира, имеющая замечательные памятники материальной культуры и дошедшие до нас письменные источники.
Памятники Армении охватывают период от палеолита до наших дней.
Армения богата памятниками архитектуры, представляющими ценный вклад в мировую сокровищницу зодчества. Ассирийские, библейские, армянские византийские, арабские и другие источники, а также археологические раскопки показывают очень высокую степень уровня развития городской и сельской архитектуры Армении (во все временные периоды доантичный, античный и особенно период средневековья).
К памятникам архитектуры можно отнести циклопические крепости, жилища и производства различных типов — Кошун-Даш, Тагаворанист, Элар, Лчашенская крепость (III-II тыс. до н.э.). Или например, исторические памятники комплекса Мецамор (X-IV тыс. л. до н.э.) — обсерватория, плавильни, рудники, гальвано-формы. В Мецаморе, как, впрочем, и в других районах Армении, хорошо сохранились пещерные эцагиры, гномоны, вишапы (III-I тыс. л. до н.э.). А также входит в этот список Шенгавит (III-II тыс. л. до н.э.) и Зод (Сот; II тыс. до н.э.) это тоже рудные производства.
Лчашен
Отдельно, из этого краткого списка, следует выделить архаичную, одну из первых в мире, армянскую обсерваторию «Караундж» («Музыка камней» – арх. грабар). Она состоит из отдельно стоящих мегалитов, в которых высверлены отверстия (для наблюдения за планетами). Обсерватория функционировала более 7 500 тыс. лет назад! Для сравнения – пирамиды в Египте появились только через 3000 тыс. лет после неё. «Стоунхендж» через 3 500 лет после возведения Караунджа. Следует отметить смысловое и звуковое созвучие в названиях, столь далеко удалённых друг от друга, сооружений.
Караундж
Этот перечень, конечно, далеко не полный, т.к. значительная часть древнейших памятников архитектуры была разрушена или стоит на землях, которые ныне принадлежат другим государствам. Но остались источники, сообщающие о них. Например, в Ветхом Завете написано о городе народа гаев (Числа 13:29, 14:40; Царств 15:7; Исход 17) т.е. народа «амалек». О чём писали известные исследователи и историки — Васильев, Б.Мошезон, Зенон Косидовский и др.. (3).
На территории современной Туркмении, недалеко от Ашхабада, находится древнейший город-усыпальница царей династии Аршакидов. Это «выдающийся археологический и архитектурный памятник – городища Старой и Новой Ниссы …». (4) Следует упомянуть о храме «Сурб-Хач» на Ахтамаре и столице Урарту (IX-VI в.в. до н.э.) – городе Тушпа («Тосп»-древ. арм.). Теперь он находится на территории современной Турции, близ о. Ван. Зато есть отдалённые урартские крепости на территории Армении. (4) Это два других знаковых, археологических объекта. Знаменитые цитадели I тыс. до н.э. — Кармир-Блур — Тейшебани и Арин-Берд— «Крепость ариев», (Эрибуни; экспедиция К. Оганесяна). Тейшебаини.
Базальтовые фундаменты крепостных стен Тейшебаини
Ксенофонт («Анабазис») оставил интересные описания о строительстве армянских народных жилищ. (5) Но, к несчастью, до нас дошло мало гражданской архитектуры. По описаниям Апиана и других историков-современников (189 г. до н.э.), в греко-римских традициях был построен г. Тигранакерт (столица царя Тиграна II). (6) Еще в период т.н. «раннего армянского эллинизма», армянские зодчие владели (беспроигрышными в веках) технологиями строительства зданий и сооружений.
Тигранакерт
Например, при строительстве зданий и сооружений, древние армяне использовали свинец (но исключительно в мирных целях!). Они скрепляли им каменные плиты и швы в стенах. Именно таким образом, была построена летняя резиденция царя Артавазда II — языческий храм в крепости Гарни (он посвящён богине здоровья и красоты – Аст(h)ик /по А. Амасиаци/). Эту непреступную цитадель возвели на скалистом, обрывистом доисторическом, твердейшем «останце», высотой около 300 м..
Храм Гарни
Строительным материалом для неё служил природный материал — чисто-тёсанный древнейший базальт. Твердейшие блоки были пригнаны с ювелирной точностью друг к другу. Древние армянские строители высверливали в блоках отверстия, которые потом заливали свинцом! Свинцовые штыри намертво скрепляли базальтовые блоки. Стены имели высоту — 10м., а толщину — 2 м.. Таким образом, крупные строительные блоки были намертво соединены между собой металлом в плитах, поочередно стоящих друг на друге. По приказу армянских царей возводилось много подобных мощных цитаделей («миджнаберд» – древ. арм.), таких как — Артагерс, Бабюрс, Олан и др..
В своё время Страбон (ок.63 г. до н.э.-20 г. н.э.) говорил о весьма продуманной архитектуре и великолепном благоустройстве армянских крепостей и городов. Он особенно отмечал комфорт и красоту столицы царя Арташеса. А Плутарх (ок. 46-127) описал возникновение города Арташата: «…был построен большой и весьма красивый город … назвали его в честь царя … и был провозглашён он столицей Армении».
Уже в эпоху раннего средневековья Армения выступала уже как страна с богатейшими древними культурными и строительными (и фортификационными) традициями. А с IV- по -VII века наступает расцвет монументальной армянской фресковой ктиторной скульптуры, живописи и мозаики. Армянские мастера подарили миру гениальные архитектурные приёмы строительства зданий и сооружений. Поражают воображение уникальные усыпальницы (царей Аршакидов; IV в.), купольные базилики и храмы, – Ереруйская (IVв.), Касахская, Апаранская, Текорская, Двинский Собор, храмы — в Мрене (Vв.), в.), Мастара (VI в.), св. Рипсимэ и Иринд (VII в.) и мн.др..
Совершенно необычным, можно сказать оригинальным и продуманным образом, древние армянские зодчие доносили до людей благодать Святого Евангелия — в камне. По всей Армении вырезались и устанавливались христианские резные иконографические каменные стелы. Их можно увидеть на землях Талина, Ахца, Апарана, Касаха, (IV-VI в.в.) и др.. А благодаря кропотливой и самоотверженной, многолетней работе искусствоведа Л. Дурново, потомки могут любоваться гениальными произведениями древних мастеров (некоторые из них уже утеряны).
Следует добавить, что армяне глубоко и мастерски владели знаниями законов архитектуры. В процессе подготовительных строительных работ скульпторы и архитекторы пользовались несмываемыми чернилами. У мастеров в производственном арсенале был широкий выбор профессионального инструмента. Это были — разнообразные линейки, циркули, буры (для тончайшей резьбы) и молоты, а также, киянки (деревянные молотки), стамески, долота, зубила и пр..
Ким Бакши писал: «Вообще VII столетие было золотым веком средневековой армянской архитектуры. Даже то, что сохранилось, от этого времени, — огромное богатство».