Сегодняшним героем проекта «Ереван. XX век» является парк «Победа», который мы все называем «Монументом». Причиной этого неофициального названия стал памятник Сталину, установленный в парке в 1950 году. Cо временем «Монументом» стали называть не только парк, но и весь район, который до сих пор считается одним из самых престижных в Ереване. Сегодня трудно поверить, что на берегах озера «Аревик» были настоящие пляжи, где отдыхали сотни ереванцев. Трудно также поверить, что в середине 1990-х на месте гостиницы «Голден Палас» был густой лес…
Мемориальный комплекс с памятником Сталина открылся в парке «Победа» 29 ноября 1950 года. Автором пьедестала стал народный архитектор СССР Рафаел Исраелян.
Из архива В. Исраеляна. Эскиз Р. Исраеляна
Из архива В. Исраеляна.
Автором памятника Сталину высотой в 17 метров был народный художник СССР Сергей Меркуров.
Фото: Photolure.
В те годы ходила легенда о том, что якобы Иосиф Сталин ночью тайно прибыл в Ереван, чтобы осмотреть памятник (который ему понравился), после чего сразу вернулся в Москву. Однако какого-либо фактического доказательства такого визита нет. Кстати, памятник Сталину считался самым большим на территории СССР.
В 1962 году памятник Сталину был демонтирован. На протяжении пяти лет пьедестал пустовал, а в 1967 году на нем был установлен памятник работы Ара Арутюняна «Мать Армения». Через три года в здании комплекса открылся музей, посвященный участию Армении в Великой Отечественной войне. В 1995 году он был переименован в военный музей «Мать Армения» и перешел в ведение министерства обороны Армении.
Парк начали строить в конце 1930-х. Тогда он назывался «Городской парк в Арабкире». После войны его переименовали в парк «Победа». Первой каруселью была раскачивающаяся лодка, которую установили в 1955-56 гг. В 1959 году в парке открылся ресторан «Арагил», который скоро стал одним из символов города. Его автором также был Рафаэл Исраелян.
Эскиз Р. Исраеляна
Из архива В. Исраеляна.
Люди шли в «Арагил», чтобы насладится прекрасным видом на город и полакомиться блюдами, приготовленными шеф-поваром Степой. К сожалению, ресторан уже давно не действует и находится в полуразрушенном состоянии.
Фото: автор неизвестен.
Искусственное озеро «Аревик» начали строить в 1958 году, а в эксплуатацию сдали в 1961-м. Автором озера является заслуженный архитектор Армянской ССР Оганес Акобян.
«Аревик» сделано в форме озера Севан. Максимальная глубина озера — 8,5м.
Вначале озеро было предусмотрено для купания. У озера дежурили спасатели, которые были выпускниками Института физической культуры.
Фото: из архива Ш. Акопян.
Воду регулярно меняли и хлорировали. Однако та же вода использовалась и для орошения, и наличие в ней хлора плохо отражалось на деревьях. Из-за этого с 1969 года использование хлора в воде было запрещено и скоро плавать в озере стало невозможно.
Фото: из архива Ш. Акопян.
В те годы час гребли на лодке стоил 1 рубль. Озеро всегда было заполнено водой, за исключением 1983-1985 гг, когда парк был закрыт на ремонт. В задней части озера были теннисный корт и волейбольная площадка, а рядом — закусочная и кафе.
Фото: из архива Т. Умрикяна.
Сегодня 30 минут гребли на лодке стоят 1000 драмов, на катамаране – 1500. И сегодня здесь работают спасатели, так как бывают случаи, когда в воду падают дети или пассажиры лодок.
Вопросами благоустройства и озеленения парка «Победа» занимается ЗАО «Благоустройство Канакер-Зейтун». Компания ответственна за 33 га территории парка. Другие части парка сданы в аренду, и некоторые из них находятся в заброшенном состоянии.
8 сотрудников компании каждый день убирают вход в парк, могилу Неизвестного солдата и ее окрестности, аллеи. Одной из нерешенных проблем является отсутствие оросительных сетей в некоторых частях парка.
В 2011 году стало известно о программе по модернизации парка «Победа», которую финансировал бизнесмен и благотворитель Рубен Варданян. Мы обратились в Управление информации и связям с общественностью мэрии Еревана за информацией о текущем состоянии и программах развития парка. Нам сообщили, что на территории парка нет земли, переданной в собственность — 24 физических и юридических лиц арендуют различные участки сроком от 5 до 50 лет.
«Разработана концепция и финансовая модель программы «Переустройство и модернизация парка «Победа». Эти работы были профинансированы Рубеном Варданяном и выполнены компанией «Гарри Годдард». Данный бизнес-план представляется мэрией различным инвестиционным организациям и компаниям», — сообщили в мэрии Еревана.
Ваагн Исраелян: стоит задача создать музей отца
В послевоенный период, когда началось благоустройство парка «Победа», был объявлен конкурс на триумфальную арку. Мой отец принял участие и представил несколько вариантов. Однако впоследствии было решено, что там будет памятник Сталину.
Эскиз Р. Исраеляна
Из архива В. Исраеляна.
Ресторан «Арагил» был восхитительным местом с красивым видом на Ереван. В молодости мы часто туда ходили.
В парк я ходил с детства. Мы там часто играли в футбол с моим братом Арегом.
Из личного архива Саргиса Аветисяна.
17 сентября этого года мы отметили 105-летие Рафаела Исраеляна. Сегодня стоит задача создания музея моего отца. Мы обращались в многочисленные ведомства, однако пока никто не откликнулся. Все наследство Р. Исраеляна, его личные вещи хранятся в нашем доме. Создан сайт http://www.rafaelisraelyan.com/, который, однако, пока находится в незавершенном состоянии.
Сын скульптора Ара Арутюняна, доцент ЕГУ Арам Арутюнян : Глаз Сталина хранится под моим присмотром
Монумент Сталина был демонтирован в 1962 году, и руководство Армении решило установить на пьедестале другой памятник, который стал бы собирательным образом армянского народа. Мне было 14 лет, помню, как отец пришел домой и сказал: «Вместо памятника Сталину будет установлен памятник «Мать Армения», это дело поручили мне».
Один из начальных вариантов памятника.
Фото: из архива А. Арутюняна.
Было несколько эскизов памятника. К сожалению, сохранился лишь один. Окончательный вариант был утвержден ЦК КП Армении и Москвой. Отец работал над проектом с 1965-го по 1967 гг.
Для работу отцу предоставили территорию старого завода по левую сторону от входа на кладбище Тохмах. Когда памятник из гипса был готов, его покрыли медным слоем.
Натурщицей была Женя Мурадян, отец познакомился с ней в 1963 году, на открытии памятника Саят-Нове. Но нельзя сказать, что в памятнике воплощена только натурщица — отец часто говорил, что изобразил мою маму.
Фото: из архива А. Арутюняна.
На лбу у памятника размещена «родинка», изготовленная из тонких листов золота. Это золото хранилось у нас дома, в специальной коробке. Мне наказали, чтобы я ее не трогал, но я, конечно же, открыл коробку в первую же ночь. Листы рассыпались, и утром мне пришлось держать ответ перед отцом.
Отец не знал точных размеров памятника Сталину. Он долго искал и нашел фрагменты памятника – ботинок и глаз. Эти находки помогли ему найти необходимый баланс между размерами старого и нового памятников. В дальнейшем отец подарил ботинок кому-то, а глаз до сих пор хранится в его мастерской, под моим присмотром.
Глаз памятника Сталину.
Фото: Медиамакс.
Я попросил отца, чтобы он разрешил мне принять участие в процессе транспортировки памятника в Парк победы. «Караван» грузовиков двигался со скоростью 20 км в час, впереди кортежа ехали машины милиции, были и военные. Кстати, во время демонтажа памятника Сталину никто не погиб, смерть солдата — это всего лишь легенда.
Арам Арутюнян.
Фото: Медиамакс.
Официальной церемонии открытия памятника не было. Я шучу по этому поводу: скорее всего, не нашлось материала соответствующего размера, чтобы накрыть памятник. В те годы многим было нелегко смириться с тем, что Сталина больше нет, и его сменила некая женщина. Но некоторое время спустя народ полюбил «Мать Армению».
Директор агентства Фотолур Мелик Багдасарян: история одной фотографии
Автор этой фотографии мой отец — основатель фотожурналистики в Армении Немрут Багдасарян. До официального открытия памятника отец успел сделать немало его фотографий, которые хранились у него в архиве.
Открытие памятника Сталину.
Фото: Национальный архив Армении.
В день официального открытия памятника в Ереване был туман. Он был такой густым, что отчетливо были видны лишь постамент и нижняя часть памятника. Верхняя часть, лицо Сталина, было окутано туманом. На открытие памятника приехали фотожурналисты из Москвы, но из-за тумана никто из низ не смог сделать качественные фотографии.
В конце концов, выход нашел мой отец. Используя один из кадров, сделанных ранее, он смонтировал его верхнюю часть с фотографией, сделанной в день открытия памятника, на которой виден народ, собравшийся под постаментом. Отец так мастерски проделал эту работу, что никто даже предположить не смог, что фотография смонтирована. На следующий день все газеты СССР напечатали именно эту фотографию.
Архитектор Ашот Алексанян: обсуждения проекта Аллеи геров продолжались даже в Гаграх
В 1985 году по поручению Карена Демирчяна мы вместе с Анаит Навасардян начали работать над реализацией идеи Аллеи героев.
Идея заключалась в том, чтобы аллея вела к Памятнику победе и Могиле неизвестного солдата, автором которой был Рафаел Исраелян.
Могила неизвестного солдата до 1985 года.
Фото: Научно-исследовательский центр культурно-исторического наследия при минкультуры Армении.
Перед нами была также поставлена задача перестроить Могилу неизвестного солдата, добавить мемориалу больше торжественности.
С мэром Еревана Мурадом Мурадяном мы довольно долго обсуждали этот проект. Так совпало, что мы оба отправились на летний отдых в Гагры, так что наши встречи и обсуждения продолжались и там.
Строительные работы продлились почти всю зиму, а церемония открытия Аллеи героев и перестроенной Могилы неизвестного солдата состоялась 9-го мая 1985 года, в день 40-летия Великой победы.
Могила неизвестного солдата в наши дни.
Фото: Медиамакс.
Начальник музея «Мать Армения» минобороны Армении Аваг Арутюнян
У нас представлены экспонаты, касающиеся участия Советской Армении в Великой Отечественной войне. Посетители, в частности, могут ознакомиться с действиями 6 армянских дивизий.
Отдельной экспозицией представлены армянские маршалы (Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Ханферянц) и генералы.
В 1995 году, когда музей перешел в ведение Минобороны, у нас появилась отдельная экспозиция, посвященная Арцахской войне.
Кроме того, у нас также есть фонды, касающиеся армянских генералов царской армии, а также фидаинского движения.
Вход в музей бесплатный для всех, в прошлом году у нас побывали представители 70 стран.
На прилегающей к музею территории выставлены следующие виды вооружений: бронированная машина пехоты, бронемашина-152, танк Т-34, самолет МиГ-15, Катюша БМ-13, зенитный пулемет 76 мм, зенитно-ракетный комплекс С-75.
Президент Союза Архитекторов Мкртич Минасян: Рафаэль Исраелян очень любил бывать в ресторане «Арагил»
В прошлом на месте парка Победы находился пустынный холм. В послевоенный период там началась посадка деревьев. План парка полностью был спроектирован Рафо Исраеляном.
На месте входа в парк была ограда. Исраелян сделал эскизы входа, с помощью которых его сын Арег завершил работу после смерти отца.
Ресторан «Арагил» был построен в 1962-64гг. Для осуществления этого проекта Рафаэль Исраелян очень точно выбрал местность. Его архитектура гармонично сливается с ландшафтом, что является одной из важнейших составляющих армянской архитектуры.
На чертежах этот ресторан носил название «Москва», однако в дальнейшем был переименован в «Арагил». Всех зарубежных гостей было принято водить в «Арагил», откуда открывался великолепный вид на город. «Арагил» имел также открытую аркадную часть, где летом подавали мороженое, коньяк и фрукты. Сам Исраелян очень любил бывать в «Арагиле».
Директор ЗАО «Веселый досуг» Торос Умрикян: «Чертово колесо» находится в идеальном состоянии
Торос Умрикян — сын Акопа Умрикяна, который долгие годы занимал должность директора парка Победы. Участник Великой Отечественной войны Акоп Умрикян был директором сада Коммунаров, находившегося по соседству с театром им. Г.Сундукяна. В 1967-ом г. он был назначен директором Парка «Победа» и занимал эту должность на протяжении 30-и лет.
С 1988-го года мне была доверена работа по организации отдыха и развлечений в парке «Победа». После распада СССР дирекции развлекательных парков прекратили свое существование, и мэрия Еревана передала нашей компании функции по организации отдыха, развлечений и обслуживания аттракционов. В 2008-ом году с целью застройки и развития парка, компании была предоставлена дополнительная площадь. В нашем распоряжении находится территория общей площадью в 7 га, на которой размещены около 70 аттракционов.
Когда я начала работать, в парке действовало всего 7 аттракционов: Чертово колесо, Цепь, Автодром, Качели, Детская цепочка, Орбита и Веселые Горки.
Фото: из архива Т. Умрикяна.
Только в этом году в парке было установлено 17 новых аттракционов. Все они новые и изготовлены в Италии, России, Китае, Англии. Каждый год, после завершения сезона, наши специалисты проверяют исправность каруселей. Каждый аттракцион проходит тщательную проверку, после которой составляется соответствующий акт. Зимой начинаются подготовительные работы. Затем мы обращаемся к экспертам МЧС, которые, в свою очередь, проводят отдельную экспертизу безопасности аттракционов.
Первое «Чертово колесо» было установлено в парке в 1967-ом году. Второе было получено в 1989-ом году. Высота Колеса составляет 30 метров. Оно находится в идеальном техническом состоянии и может прослужить еще лет 20. Недавно мы пригласили главного инженера завода-изготовителя, и он был приятно удивлен, обнаружив, что Колесо находится в отличном состоянии.
Сейчас нам предлагают установить Колесо высотой в 50 метров, но это дорогое удовольствие: стоимость аттракциона составляет 1 млн долларов.
Мое детство и юность прошли в окрестностях Монумента или парка «Победы». Я «монументец» в третьем поколении и, несмотря на то, что сейчас живу не там, по- прежнему считаю, что с точки зрения экологии и развитых инфраструктур этот район является лучшим для проживания в Ереване. Моя школа им. Толстого находилась в «опасной близости» от Парка Победы, и соблазн прогуливать уроки, конечно, был велик.
Говоря «Монумент», многие представляют именно парк «Победа», а для монументца это понятие растягивается до «Райкома» и ул. Кочара. Этот отрезок истинный монументец не променяет ни на какие мирские соблазны. Нераздельной частью моего детства стал лесной участок, которого уже нет и, увы, никогда не будет: в начале 90-х деревья срубили, чтобы топить ими печки-буржуйки. А остатки лесных участков городские власти распродали, и сейчас там стоят роскошные особняки. Именно поэтому, когда начинают говорить о «экологической катастрофе», в моей памяти в первую очередь всплывает лес Монумента, с которым также связана самая необъяснимая легенда моего детства. Когда нам было лет 10-11, более взрослые ребята рассказывали, что однажды 5 студенток ЕГУ затащили в наш лес одного парня и жестоко его изнасиловали. Эту легенду мальчишки передавали из поколения в поколение. Лишь недавно удалось доказать, что эта история — выдумка.
Путь от нашего дома до парка «Победы» и мемориала «50-летия» занимал ровно 7 минут, лесом — 4 минуты. Наши родители часто были уверены, что мы играем в футбол на соседней спортплощаке, а между тем мы искали приключений в парке «Победа» или ели мороженое в летнем кафе, по соседству с мемориалом.
Фото: из архива Т. Умрикяна.
Мы знали каждый угол в парке «Победа». Там, у Вечного Огня, мы стали пионерами, в парке проходили практически все большие собрания, здесь мы дважды в год сдавали нормы ГТО (Готов к труду и Обороне), в этом же парке мы попрощались со школьными друзьями после выпускного вечера. У каждого из нас было любимое место в парке: я больше всего любил озеро, где можно было покататься на лодке.
Фото: из архива Т. Умрикяна.
Много времени мы проводили на танке и самолете, изучая их «с ног до головы». Из каруселей единственным табу долгие годы являлось Чертово колесо. Очередная монументская легенда гласила, что этот аттракцион стал причиной множества несчастный случаев, в том числе — с летальным исходом. Лишь в десятом классе мы решили наконец рискнуть и не пожалели. Если сравнивать с сегодняшними аттракционами, то Чертово колесо является невинной шуткой…
Над проектом работали: Анна Бубушян, Лена Геворкян, Екатерина Погосян, Элеонора Араратян, Анна Зильфугарян, Ара Тадевосян, Мариам Лорецян, Армине Мелконян.
Выражаем благодарность: Торосу Умрикяну, Шогик Акопян, Аматуни Вирабяну и Анаит Галстян (Национальный архив Армении), Геворгу Геворгяну и Сатеник Степанян (Национальный киноцентр), Акопу Симоняну и Асмик Карапетян (Научно-исследовательский центр культурно-исторического наследия при министерстве культуры Армении).
https://www.mediamax.am/ru/news/yerevan-XX-century/5963
Генеральным партнером проекта является компания АрменТел.