Жизнь замечательных людей..Чтобы помнили

Жизнь замечательных людей.. Армянский художник-миниатюрист, крупнейший мастер киликийской школы» Торос Рослин.»

ТОРОС РОСЛИН

Армянский художник-миниатюрист, крупнейший мастер киликийской школы времени её расцвета (2‑я половина 13 в.)

Работал в монастыре Ромкла. Сохранилось 7 подписных рукописей Тороса Рослина, исполненных им в 1256—1268 (в том числе так называемое Малатийское евангелие, 1268, Матенадаран, Ереван).
В творчестве Тороса Рослина, знаменующем собой вершину в развитии всей армянской книжной миниатюры, нашли яркое отражение черты нового мышления, во многом отошедшего от средневековых мировоззренческих представлений. Характерные черты произведений Тороса Рослина — чёткость композиционных решений, особая ясность трактовки пространства (достигаемая применением отдельных приёмов прямой перспективы), богатство орнаментики, изысканность колорита (в котором яркие пятна локального цвета гармонично сочетаются со сложными смешанными тонами), благородство и сдержанность образного строя. Наделяя позы своих персонажей жизненностью и динамикой, стремясь дифференцировать их характеры и душевные состояния, Торос Рослин отчасти преодолевал традиционную для средневекового искусства условность в трактовке образа человека.
Почти вся его деятельность связана со скрипторием Ромклы – крепости, а также резиденции католикоса Констандина I Бардзбердци (период правления – 1221–1267), находившейся неподалеку от Эдессы, в пограничной с Киликией части северной Месопотамии. К подписным, бесспорно связанным с рукою Рослина кодексам принадлежат евангелие 1260 и 1262 (оба – в собрании армянского патриаршества – католикосата – в Иерусалиме); Евангелие Зейтуна (1256) и Евангелие Малатии (1267–1268; оба – в Матенадаране, Ереван); Евангелие Себастии (1262, галерея Уолтерс, Балтимор, США). Вне Ромклы, в Сисе, столице тогдашней Киликии, мастером был переписан и украшен Маштоц (Требник) 1266 (в собрании католикосата в Иерусалиме). Помимо этого несколько манускриптов приписываются Рослину или его мастерской на основании стилистических аналогий. Всего же «рослиновский» круг включает около 400 миниатюр.


Торос Рослин — армянский художник-миниатюрист XIII века, крупнейший представитель киликийской школы миниатюры в эпоху ее расцвета.

Творческая деятельность художника проходила в крепости Ромкла («Римский Замок»).На протяжении полутора веков (вплоть до конца XIII в.) эта крепость являясь центром Армянской Апостольской церкви, в которой располагался престол католикоса армян. Ромкла являлся одним из крупнейших центров создания миниатюр и манускриптов.

В творчестве Тороса Рослина, знаменующем собой вершину в развитии всей армянской книжной миниатюры, нашли яркое отражение черты нового мышления, во многом отошедшего от средневековых мировоззренческих представлений.

Характерные черты произведений Тороса Рослина — чёткость композиционных решений, особая ясность трактовки пространства, богатство орнаментики, изысканность колорита, благородство и сдержанность образного строя.

Существует семь манускриптов (шесть четвероевангелий и один требник), относительно которых нет никакого сомнения в том, что их расписал именно Рослин – они подписаны. Два из семи евангелий находятся в Ереване, в Матенадаране. Четыре – в армянской патриархии в Иерусалиме, и одно «Евангелие Себастии» в галерее Уолтерс (Балтимор, США).

Но есть еще пять книг (четвероевангелий), которые приписываются Рослину – «почерк» художника дает основания утверждать, что именно он был их автором. Четыре из этих книг находятся в Матенадаране и пятая – «Евангелие царицы Керан» – в Иерусалиме.  Всего насчитывается около 400 миниатюр автором которых считается Торос Рослин.

 Король Левона и королева Керан. Евангелие 1262 года. Хранится в Армянском патриархате Иерусалима. Работа Тороса Рослина.
В творчестве Тороса Рослина, знаменующем собой вершину в развитии всей армянской книжной миниатюры, нашли яркое отражение черты нового мышления, во многом отошедшего от средневековых мировоззренческих представлений. Характерные черты произведений Тороса Рослина — чёткость композиционных решений, особая ясность трактовки пространства (достигаемая применением отдельных приёмов прямой перспективы), богатство орнаментики, изысканность колорита (в котором яркие пятна локального цвета гармонично сочетаются со сложными смешанными тонами), благородство и сдержанность образного строя. Наделяя позы своих персонажей жизненностью и динамикой, стремясь дифференцировать их характеры и душевные состояния, Торос Рослин отчасти преодолевал традиционную для средневекового искусства условность в трактовке образа человека.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button