Писатель Анри Труайя — «сын» Толстого, Гюго и армянской истории. Лекция Натальи Пахсарьян
Французскому писателю Анри Труайя, создавшему «франко-русскую вселенную», была посвящена прошедшая в Армянском музее Москвы лекция доктора филологических наук, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Натальи Тиграновны Пахсарьян.
Анри Труайя — псевдоним Леона (Левона) Аслановича Тарасова, его предки по отцу, у которых была фамилия Торос, происходили из черкесских армян, или черкесогаев. Жили они в селе Цхна, возле Нахичевани, а потом переселились в Армавир, занимались торговлей сукном и, кроме того, владели железной дорогой между Армавиром и Туапсе. Сам будущий писатель родился в Москве в 1911 году. «Я русский армянин, воспринявший только русскую культуру», — позднее говорил Анри Труайя, при этом всю жизнь помнивший о своих армянских корнях. Во время Октябрьской революции семья Тарасовых потеряла всё состояние, в 1917-м они покинули Москву. Пройдя тяжелейший путь, Тарасовы в 1920-м обосновались в пригороде Парижа.
Анри Труайя навсегда сохранил чувство ностальгии по России, которое во многом определило тематику его произведений. Писательству Труайя учился, читая классиков русской и французской литературы — Льва Толстого и Гюстава Флобера. Усваивая опыт этих писателей, в результате он выработал свой собственный стиль. Первый роман Труайя «Обманчивый свет» вышел в 1935 году. Именно тогда он, по настоянию издателя, взял свой псевдоним. В 1938-м Анри Труайя стал самым молодым лауреатом Гонкуровской премии, получив её за роман «Паук».
Анри Труайя продолжил традиции реализма в XX веке, опираясь как на своих любимых русских писателей (Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова), так и на французских романистов (Бальзака, Флобера, Мопассана). «Стиль и сюжеты произведений Анри Труайя вовсе не являются эпигонскими или вторичными, он демонстрирует богатую возможность живого развития реалистической литературы и в XX веке», — отметила в своей лекции Наталья Тиграновна.
За свою жизнь Анри Труайя написал около 100 произведений, творчество его отличается жанровым разнообразием (романы, повести, рассказы). Самая интересная часть его литературного наследия — это серия романизированных биографий. Перу Труайя принадлежат биографии таких французских писателей, как Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Поль Верлен, Шарль Бодлер и Оноре де Бальзак. Ещё большее количество таких биографий о русских писателях — Фёдоре Достоевском, Александре Пушкине, Михаиле Лермонтове, Льве Толстом, Николае Гоголе, Антоне Чехове, Максиме Горьком, Марине Цветаевой, Борисе Пастернаке, Иване Гончарове. Есть у Анри Труайя и исторические романы о России, среди которых выделяется пенталогия о декабристах «Свет праведных». Кроме того, им были написаны биографии русских царей — Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, Николая I и Николая II.
В 1976 году Анри Труайя, помня об армянских корнях, рассказал историю своей семьи в книге воспоминаний «Такая длинная дорога». Именно Труайя стал вдохновителем своего друга режиссёра Анри Вернёя (Ашота Малакяна), подтолкнув его к написанию сборника рассказов «Майрик» и созданию двух фильмов о Геноциде армян и жизни армянской диаспоры во Франции на основе воспоминаний о судьбе родных Вернёя — «Майрик» (1991) и «Улица Паради, дом 588» (1992).
Творчество Анри Труайя всегда притягивало интерес читателей. Так, Шарль Азнавур говорил, что прочёл всего Труайя, которого он очень любил. «Это огромный французский писатель ясного и изящного стиля. Без сползания в академизм и без бесполезных стилистических выкрутасов. Но в то же время нужно сказать, что это русский писатель: русский писатель, писавший по-французски. Он был одновременно сыном Толстого и сыном Гюго…» — отзывается об Анри Труайя французский писатель Макс Галло. «Он был и сыном армянской истории», — добавляет к этому Наталья Тиграновна.