Год назад мэр Якутска отказался убрать свинину из школьных столовых. Его обращение к представителям азербайджанской общине этой республики, славящейся самыми низкими зимними температурами, получило широкий общественный резонанс.
«Мусульмане должны понять, что они должны интегрироваться и научиться жить в Якутске. Они должны понять, что это они должны изменить свой образ жизни, а не якутяне, которые так щедро приветствовали их. Для мусульман, которые не согласны и не чувствуют себя комфортно в Якутии, есть 57 прекрасных мусульманских стран в мире, большинство из них малонаселенные и готовы встретить их распростёртыми объятиями».
Интересно, а как армяне чувствуют себя в столь отдаленных от российской столицы северных окраинах? Что помогает им ассимилироваться в тех регионах, куда не каждый русский поедет?
Обычно армянин у нас ассоциируется со словами «солнце», «гранат», «Арарат», «гостеприимство», «Сарьян» с его фруктовой палитрой. Как ни странно, армянин морозов не боится. В Гюмри, столице Ширакского марза, зимы тоже суровые – их отметка может достигать 30 градусов. Не привыкать к низким температурам было и армянам Западной Армении, особенно тем, кто жил в Ванском вилайете. Бедная растительностью каменистая земля…Часто идет снег, иногда сугробы достигают 2 метров высотой. Иногда даже близкие соседи не могли посещать друг друга.
Суровые климатические условия были одним из факторов сохранения сильной общины.
Армянский музей Москвы уже публиковал главу из книги Раймона Кеворкяна о социально-экономическом положении армян в Османской империи. Повторимся: «Суровый климат и сложный рельеф сумели за многовековой период выковать почти самодостаточное общество, ориентированное на собственное развитие».
Да, были среди армян и изнеженные, из богатых семей. В месяцы Геноцида им пришлось тяжелее другим, если речь шла не о уничтожении, а о надежде на спасение. Ведь многим молодым женщинам в Стамбуле не приходилось ходить дольше часу, а тут – ужасы депортации, возможная смерть.
Но выжить армянскому народу удавалось потому что он никогда не был изнеженным. Хоть занимался земледелием, строительством, ремеслами, а не сидел в кочевом седле.
Именно это и позволило в 1990-е годы большому количеству армян податься на русские Севера. Конечно, жили армяне в Бурятии, Якутии и на Чукотке и раньше. Рассказывает лидер общины в Бурятии Седрак Ананикян: «Но в Бурятию в основном приезжают грузинские армяне из Цалкского района. Я приехал в Бурятию в 1979 году молодым человеком. Здесь с красным дипломом окончил сельскохозяйственный институт, еще студентом женился, по направлению поехал работать в Тарбагатай, и с тех пор там и живу. Почти двадцать лет возглавляю общественную организацию “Армянский культурный центр Республики Бурятия”. Это сегодня армян в Бурятии насчитывается около 5 тысяч человек, мы стали частью республики, а тогда, в 1996 году, отношение к армянам было как к шабашникам, прилетели — улетели. Мы начали организовывать футбольные матчи, создали шикарный ансамбль “Рафаэлло”, купили очень дорогие костюмы, оттачивали мастерство, ансамбль получил звание народного. Когда “Рафаэлло” приезжал на гастроли в другие города, все удивлялись, что мы не из Армении, а из Бурятии. Но потом руководитель ансамбля, очень талантливый человек Ерванд Калачян, занялся поварским ремеслом, и ансамбль на время прекратил свою деятельность.
У нас была первая в Восточной Сибири газета на русском и армянском языках, которая издавалась долгие годы. Мы одни из первых диаспор открыли школу по изучению армянского языка. Сегодня армяне участвуют во всех проводимых в республике мероприятиях».
На днях с большим размахом отметили Трндез армяне Якутии. Разжигание костра, прыжки через него, хороводы и танцы. Здесь мы внесем важное уточнение: скорее всего, именно то, что армяне не забыли своих дохристианских традиций, и помогает налаживать диалог с местными. Ведь для якута Дух огня – очень важный сакральный элемент. Лето в Якутии – три месяца, а в остальные у камелька готовили еду, воспитывали детей, обсуждали новости. Якуты верят, что дети, еще не научившиеся говорить, могут разговаривать с огнем, и иногда в каких-нибудь спорных моментах люди спрашивали у огня через своих малышей и по щелканью огня могли судить о том или ином ответе. Многие исследователи жизни якутов писали, что перед тем как отправиться в дорогу или перед решающим событием, якуты усаживались перед огнем и гадали по его звуку. «Уж сильно затрещал огонь, видно, замышляю нестоящее дело», — говорил человек и отказывался от задуманного дела или дороги.
Сказки про огонь есть у многих народов, у армян – «Огненный конь», у якутов «Огонь от корья жаркий».
Традиционная религия якутов – Айыы- жители Верхнего мира, прародители саха. Культ был не жестоким, человеческих жертв не принимал. Юрунг айыы тойон- глава небес и богов. Он живёт на девятом небе, которое представляется как прекраснейшая страна, где нет зимы, растёт белая трава, подобная крыльям белого лебедя. Он воплощается в образах белого жеребца или орла. С XVIII века большинство якутов стали православными христианами, но свою веру не забывали.
Кстати, христианство тоже может объединять и армян, и автохтонов Севера. В Бурятии был очень известный род Степановых, который принял православие. В Бичурском районе и расположено небольшое кладбище, где покоятся их останки. Они были не из тех бурят, кто, уверовав в Христа менял и национальность.
Общинные связи армян в национальных регионах России более крепкие, чем в центральных.
Вместе прыгали через огонь, ели поджаренные семена пшеницы и сладости армяне и казахи в Костанае. «Было холодно, но весело» — делились позже впечатлениями члены общества «Эребуни» и их казахские друзья.
Татарские СМИ написали о празднике: «Мужчины с маленькими детьми на руках, девушки-певицы в национальных костюмах, придерживая длинные платья, смело летели через огонь, даже женщины постарше прыгали, не боясь опалить меха».
Конечно, ментальность русского и армянина имеет много общих «ключей», а вот в выстраивании коммуникаций с жителями земель с суровым климатом и уникальными традициям, а также где исторически проживают мусульмане, будут свои «трудности перевода». И дорожить армяне такими отношениями будут. И бороться за нейтрализацию каждого конфликтного случая. Так, летом 2017 года, глава армянской общины Якутии Андраник Навоян провел общее собрание членов диаспоры, где был осужден проступок работника обувной мастерской, который поиздевался над бездомным и раскрасил его лицо краской для обуви. Провинившийся сильно рисковал своими «художествами» — его могли подвергнуть остракизму и попросить на выезд из республики.
Но такие инциденты бывают крайне редки, и взаимоуважение не нарушает даже трагические случаи, как убийство в Бурятии двух армян из Иркутска. Вместе армяне, русские, буряты, якуты, татары и чукчи отметят национальный День материнства и красоты 7 апреля.
https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/2/15/—3