Исламская республика Иран — многонациональное и полирелигиозное государство, в котором бок о бок проживает более 30 национальностей и этнических групп. В основном это иранские народы, которые являются неотъемлемой частью иранской этнической карты. Однако на территории страны проживают и представители других национальностей, отличных по происхождению, для которых Иран также стал Родиной. Такой этнической группой являются армяне.
Иранские армяне исторически играли важную роль не только для своей общины и внутри нее, но и стали важным фактором развития и процветания всего Ирана. Они внесли неоценимый вклад в архитектуру, музыку, ювелирное ремесло. Первый иранский кинорежиссер, создатель первой в Иране печатной машине, первая иранская женщина-астроном, пионеры иранской фотографии, первый мэр Тегерана, первый преподаватель Тегеранского государственного университета, первая иранская женщина-альпинист, первый пластический хирург страны — все они по национальности были армянами. Именно поэтому армяне в Иране пользовались особым уважением, и эта традиция продолжается и по сей день. Иранские армяне не сосредоточены в одном городе или провинции — они рассеяны по всей территории страны. Однако среди армянских общин Ирана особое место занимает исфаханская, известная также как Новая Джульфа.
«Город в городе» — квартал Новая Джульфа был основан в 1606 году, когда персидский шах Аббас I переселил в Иран 300 тысяч армян из Восточной Армении. Большая их часть была из Джульфы — города, расположенного на берегу Аракса, руины которого остались на территории современного Азербайджана. Переселив их в свою столицу Исфахан, и будучи хорошо знакомым с навыками и умениями армян, персидский шах имел целью ускорить развитие центра возрождавшейся империи. Для переселенцев была выделена территория на правом берегу реки Заянде-руд, через которую перекинута одна из главных исфаханских достопримечательностей — Си-о-се поль — мост «33 пролета», создателем которого также был армянин. Согласно преданию, когда шаху Аббасу сообщили о том, что армяне начали вырубать деревья на новом месте жительства, он обрадовался, и воскликнул: «Значит, они собираются строить дома!».
Армянские купцы основали там «Армянскую торговую компанию Новой Джульфы», которая занималась не только торговлей, но и выполняла дипломатические поручения в европейских странах и в Российской империи. Благодаря армянским купцам, которых тогда называли «ходжа», в Новой Джульфе были построены десятки церквей, 13 из которых действуют и поныне.
Христианских церквей было в квартале так много, что во избежание недовольства соседей-мусульман, их купола стали строить в стиле, напоминавшем мечети. Убранство армянских исфаханских храмов в целом отличается от того, что можно увидеть в традиционных армянских церквях — их заказчики, упомянутые «ходжа», будучи знакомыми с европейской архитектурной традицией, настояли на том, чтобы стены построек были расписаны библейскими сюжетами, узорами и семантическими орнаментами.
Новая Джульфа была и остается и религиозным центром армян Ирана и Индии. Именно здесь, в храме Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя) восседает глава Исфаханской епархии. Сейчас эту должность занимает епископ Тер-Сипан Кечечеан.
Он осуществляет управление всеми армянскими общинами юга страны (стоит отметить, что армяне Ирана делятся на армян севера и армян юга — каждая из этих групп имеет собственного представителя в парламенте, «меджлисе»), а также является ключевой фигурой, связывающий армянское население с правительством Исламской республики. Всего на территории Ирана исторически сложились три епархии — с центрами в Тебризе, Тегеране и Исфахане.
Храм Святого Всеспасителя — самая известная армянская церковь на территории ИРИ, которая важна не только благодаря своему религиозному значению для армян, но из-за архитектурной составляющей. Храм имеет статус памятника национального наследия Ирана, и уже готовится его включение в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
На территории Сурб Аменапркич расположен музей, экспонаты которого повествуют об истории общины Новой Джульфы. Среди них, например, — волос, на котором микроскопическими буквами выгравирована первая фраза, переведенная на армянский язык, — Ճանաչել զիմաստություն և զխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ — «познать мудрость и наставление, понять изречения разума» (Притч. 1:2). Во дворе храма находится мемориал Геноцида армян, а также копия одного из хачкаров, уничтоженных азербайджанцами на территории старой Джульфы, которую епархия получила ее в подарок от армянских меценатов.
В середине XIX века в Новой Джульфе была основана первая в Иране школа для девочек. Позже на территории квартала открылась и Национальная армянская школа. В 1901 году здесь появилась школа смешанного обучения — Кананьян, где совместно учились мальчики и девочки. Она проработала вплоть до последних лет, и закрылась лишь по причине ветхости здания.
Иранские власти намерены реставрировать данное учебное заведение. Школу основали армянский педагог Геворк Кананьян и его жена Варвара. Здание было возведено в российском архитектурном стиле, и даже стройматериалы для него привозили из России. Портрет Варвары Кананьян до сих пор висит в главном зале закрывшейся школы.
Школа Кананьян некоторое время служила также детдомом и больницей. Прямо на ее территории пекли хлеб для воспитанников, о чем напоминают найденные тониры.
Это свидетельствует о том, что школа и армянская община существовали совершенно самостоятельно, обеспечивая себя всем необходимым, вне зависимости от контактов с иранским правительством. Сегодня армянские дети имеют возможность обучаться в новопостроенной частной школе «Армен».
Хотя основная образовательная программа там — на персидском, ученики имеют возможность посещать дополнительные уроки по армянскому языку и истории.
Усилиями педагогов школы составляются и публикуются учебники. По вопросам обеспечения учащихся литературой содействие общине Новой Джульфы оказывает и Министерство диаспоры республики Армения. Воспитанники школы «Армен» активно участвуют в конкурсах и олимпиадах, как всеиранского, так и международного уровня, и занимают там высокие места.
Сегодня жизнь в Новой Джульфе продолжает кипеть. Община сейчас состоит примерно из 10 тысяч человек. Армянство Ирана — единственная ветвь армянской диаспоры, которая говорит на восточноармянском языке и сохраняет тесные связи с матерью-Арменией. Иранские армяне часто посещают свою историческую Родину, некоторые из них приобретают недвижимость в Ереване, а некоторые обзаводятся там семьями. Более того, многие армянские семьи из Ирана избрали путь репатриации. К сожалению, из-за сложной экономической ситуации в современной ИРИ, такого рода активность диаспоры снизилась, но желание остается неизменным.
Армяне, которые не желают покинуть ставшую родной общину, могут почувствовать себя, как в Армении, в стенах клуба «Арарат».
Армянский культурный клуб «Арарат» был основан в 1944 году. Его филиалы открывались в тех городах Ирана, где проживало армянское население — Тегеран, Исфахан, Тебриз, Урмия, Гердабад, Арак, Шахин-шахр. За годы своей работы клуб подарил Ирану многих известных деятелей культуры и спорта. Одним из самых известных таких деятелей является бывший капитан иранской сборной по футболу и единственный христианин за всю ее историю — Андраник (Андо) Теймурян. Примечательно, что армяне Ирана не забывают и про второе армянское государство — Арцах. В клубе «Арарат» проводятся благотворительные акции помощи непризнанной республике. Кроме того, армяне Новой Джульфы участвуют в арцахской лотерее, и выигрывают призы (часто это бывают традиционные ковры ручной работы). Доходы от этой лотереи также идут на возрождение республики Арцах. Клуб «Арарат» — это не только кружки и спортивные секции, но и кафе, и концертная площадка, где теплыми летними вечерами жители собираются, поют, танцуют и общаются на родном армянском языке.
Армяне Новой Джульфы горды тем, что спустя столетия сохранили свою идентичность, язык и религию. Они убеждены, что Новая Джульфа — «бьющееся сердце армянской диаспоры», должна продолжать свое существование.
Антон Евстратов