Армянское архиепископство с центром во Львове
Административно-каноническое учреждение Армянской Апостольской Церкви с центром во Львове организовано примерно в 1361 или 1367 годах. Но известно точно, что 15 января 1367 года польский король Казимир III Великий выпустил привилей, в котором обозначил право армянского владыки Григориса основать свою резиденцию во Львове.
Булла армянского католикоса Месропа о назначении архиепископа Григориса датирована 1364 годом и была издана в городе Сисе – столице католикосата Киликийского армянского государства. Точно не известно, был ли Григорис первым армянским владыкой во Львове, так как существует информация об архиепископе Ованесе (Яне), который вроде бы жил во Львове ранее.
Юрисдикция львовского владыки Григориса охватывала армянские поселения на территории Галицко-Волынской державы, Польши, а также Молдавии и Валахии. После Львова наибольшие церковные центры армян были в Луцке, Владимире-Волынском и Каменце-Подольском. Самые близкие в территориальном плане епископские кафедры существовали в Сучаве (Буковина) и в Крыму.
Архиепископ Григорис построил свой дворец близ кафедральной церкви, которая была основана в 1363 году на Армянской улице. Резиденция армянских архиепископов располагалась на этом месте до конца Второй мировой войны. Кстати, армянский архиепископ был первым церковным владыкой, поселившимся во Львове — православный и католический епископы перенесли свои резиденции во Львов значительно позже.
Новую архиепархию поделили на округа во главе с архипресвитерами (авакересами), функции которых исполняли настоятели крупных приходов. Львовского авакереса считали помощником архиепископа. При некоторых приходах действовали мужские и женские монастыри (ванки), в основном придерживавшиеся уставов Святого Василия, либо Святого Антония, а также школы, госпитали и религиозные братства. Приходские священники также опекали армянские кладбища.
Деятельность армянских владык и священников была частично ограничена светскими предтавителями общин и совета старейшин. Традиционно в архиепархии Армянской Церкви священников избирали представители общины, а в ряде случаев вся община.
Церковное имущество и все доходы церкви находились под контролем совета старейшин, которых еще называли «ереспоханами», и они настаивали, что имеют право выбирать и архиепископа, которого потом утверждал католикос.
Совет назначал ответственных распорядителей церковного имущества — «провизоров». Епископы и священники получали от совета соответствующую плату. Своих земель или поместий архиепархия не имела и в материальном отношении полностью зависела от общины.
Между львовскими архиепископами и руководителями армянской общины происходили постоянные конфликты, поэтому отношения между ними были достаточно напряженными.
В таких условиях клир все чаще поддерживал планы изменений в церковных отношениях, в частности идею подчинения Риму. Идея унии не была местной львовской тенденцией, такое же движение происходило во всей Армянской Апостольской Церкви на территориях Киликии, где для сближения с Римом существовали важные политические мотивы и причины.
Уния с Римом, которую в XVII веке принял львовский архиепископ Николай Торосович, вызвала протесты среди многих армян, раскол в церкви и городской общине.
В 1689 году приемник Торосовича, Вартан Гунанян, созвал синод армянского клира, который окончательно разорвал все связи с Эчмиадзинским престолом и организационно оформил структуры армяно-католической церкви на территории Речи Посполитой.
Тогда же были сделаны первые шаги по латинизации армянского обряда, которые открыли путь к полонизации местных армян.
С другой стороны, после унии социальный и экономический статус армянского духовенства заметно изменился. До 1630 года они материально практически полностью зависела от мирян, содержавших духовенство.
С принятием унии архиепископство постепенно получает в собственность движимое и недвижимое имущество. Так, во Львове, например, появляются юридики армянского митрополита:
1) деканальная – на объединенных в конце XVI века землях армянских церквей львовского предместья Подзамче и других земельных наделов армянской церкви (Яновка, позже – Бискупщина);
2) юридика на землях, принадлежавших армянскому монастырскому комплексу «Святой Богородицы, исполняющей просьбы» и церкви св. Анны (к западу от церкви св. Онуфрия). Каждая юридика имела отдельный провизорский суд, находившийся в ведении совета старейшин.
Важной частью Армяно-католической церкви во Львове стали католический орден монахов – театинцов (основан в 1664 году в Италии) и монастырь армянских бенедиктинок (основан в 1691 году 15-тью армянскими монахинями во главе с Рипсиме Спендовской, просуществовал во Львове до 1946 года, в настоящее время действует в Польше). Они сыграли большую роль в введении литургических изменений и в воспитании новых поколений армянских священников.
Во время правления Якуба Стефана Августиновича (1752-1783) и Якуба Валериана Тумановича (1783-1798) в жизни и деятельности армянской митрополии произошли большие изменения, связанные с переходом Галиции под власть Габсбургов и вхождением в 1772 году галицийских земель в состав габсбургской империи после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-Литовского государства).
В 1795 году армянские приходы на Волыни и в Восточной Подолии вошли в состав Российской империи, а потому связи с ними практически полностью прекратились. Еще раньше, в 1690 году, от львовского архиепископства отпали приходы в Трансильвании.
Вследствие церковной реформы императора Иосифа II были ликвидированы армянские приходы в Язловце, Золочеве, Замостье и Обертыне, а также закрыты церкви Святого Якова и Святого Креста во Львове.
В составе архиепископства осталось 8 приходов: во Львове, в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), Лисце, Тисменице, Кутах, Снятине, Городенце и Бережанах.
В них насчитывалось 2723 верующих и 14 священников. Монастырь армянских бенедиктинок и школа при нем не были ликвидированы только потому, что император Иосиф II посетил их лично и похвалил высокий уровень обучения.
Декретом от 16 января 1785 года львовский губернатор утвердил статус публичной школы для девочек при монастыре.
В 1782 году в Армяно-Католической Церкви был введен новый гриогорианский календарь (до того армяно-католики Львова пользовались особым армянским календарем).
Последовавшие в XIX веке новые церковные реформы подвергли армянский обряд еще большей латинизации. В 1830-50 годах заметно увеличилось число священников (до 27) и верующих — до 5220 особ.
Еще в 1803 году был организован армянский капитул. В 1839 году был создан новый приход в Сучаве, в 1840 году — в Черновцах, а сама территория Буковины была официально включена в состав львовской архиепархии.
В 1902 году новым архиепископом стал Юзеф Теодорович, который руководил архиепископством до 1938 года. С 1905 года он начал перестройку, ремонт и новую отделку львовской кафедральной святыни.
Кроме дел своей паствы, архиепископ Юзеф Теодорович также активно интересовался политикой. Конфликт с папским нунцием А. Ратти (позже ставшим Папой Римским Пием XI) положил конец политической карьере Юзефа Теодоровича, придерживавшегося пропольских позиций). Папа приказал архиепископу сосредоточиться на церковной деятельности.
После смерти Юзефа Теодоровича 4 декабря 1938 года генеральным викарием архиепархии был избран отец Дионисий Каэтанович, который был наиболее вероятным кандидатом в новые архиепископы, но утверждению его Ватиканом на этом пост помешала Вторая мировая война.
В 1939 году в армяно-католической архиепархии наличествовало 8 приходов, поделенных на три деканата, 20 священников и 5300 верующих. В монастыре бенедиктинок было 10 монахинь и 1 послушница.
При архиепархии действовали Архиепархиальное общество армян (глава — Ян Антоневич), банк Mons Pius (директор Виктор Квапинский) и бурса имени Ю. Торосевича (директор Збигнев Бобер). Во время Второй войны вследствие арестов и преследований погибли или умерли 6 священников. Отец Павел Кирмизян в 1939 году выехал в Рим.
В 1945 году Советская власть решила полностью ликвидировать Армяно-Католическую Церковь. В августе были арестованы священник К. Ромашкан, диакон С.Дробот, а в ноябре того же года — генеральный викарий Д.Каэтанович и канцлер курии В. Квапинский. Армянский кафедральный собор во Львове был закрыт. Другие армянские священники выехали в Польшу.
Последним на территории архепископства оставался только С.Менугевич, который проживал в Кутах, где и умер в 1956 году забытый всеми. В 1946 году военный трибунал во Львове осудил К. Ромашкана к 15 годам заключения, а Д. Каэтановича и В. Квапинского — к 10 годам каждого. Генеральный викарий Д. Каэтанович скончался в лагере в Абезе близ Воркуты в 1954 году. Последними из Львова выехали в 1946 году в Польшу монахини-бенедиктинки.
В 1945-46 годах с территории Западной Украины выехали почти все верующие армяно-католического обряда. Несколько десятков человек, оставшиеся во Львове, перешли в римо-католический обряд.
О дальнейшей истории – в следующих публикациях. Отдельно расскажу о Соборе . . .