Авторская программаВеликие государства прошлогоИнтересные фактыИсторические персоныИстория

Армяне, грузины, нахи являются прямыми наследниками империи Урарту.

Меня давно интересует этот вопрос. Кто их этих древних народов стал
первичным этническим элементом в формировании всех народов Кавказа. Но при этом я знаю, что коренными народами Кавказа не являются многие современные народы – азербайджанцы, армяне, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, трухмены,
турки-месхетинцы, осетины, талыши, курды, таты, ассирийцы, езиды.

К коренным (автохонным) народам Кавказа относятся следующие группы
народов:

1. Картвельские народы. Это грузины, сваны, мегрелы, лазы.
2. Абхазо-адыгские народы. Это абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы,
черкесы, шапсуги, убыхи.
3. Нахские народы – чеченцы, ингуши, кистинцы, бацбийцы.
4. Дагестанские народы – аварцы, агулы, андийцы, арчинцы, ахвахцы,
багулалы, бежтинцы, ботлихцы, будухи, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы,
даргинцы, дидойцы, кайтагцы, каратинцы, крызы, кубачинцы, лакцы,
лезгины, рутульцы, табасараны, тиндинцы, удины, хваршины, хинагугцы,
чамалинцы, цахуры.

И все таки, какие мы имеем сведения об этих древних народах
(хурриты и нахи)?

Хурри́ты — древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н.э.. и принадлежавший к неизвестной языковой группе. Они известны с 3-го тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии и
по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии жили вперемежку с
семитами. В 16-13 векаъ до н.э. хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство. В 13-м веке до н. э. они захватили
государство Хайаса на Армянском нагорье (в те времена это нагорье имело другое название). В 1-м тыс. до н.э. хурриты жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья.

На сегодняшний день нет точных сведений о
происхождении хурритов. Известно, что хурриты, наряду с аккадийцами и
урартами, принадлежали к арменоидной группе популяций, и происходили с Армянского нагорья, а возможно, изначально из Закавказья, но уже с
середины III тысячелетия до х.э. распространились и к востоку от р.
Тигр, и в Северной Месопотамии, и в областях, расположенных к западу от Евфрата, в частности в Северной Сирии, куда они с древнейших времен проникали мирным путем. По поводу хурритского языка существует консенсус учёных о непосредственной его связи с урартским
языком. Родственные связи хурритского языка остаются невыясненными, по мнению С.А.Старостина он находится в отдалённом родстве с современными северокавказскими (вайнахским
языком) языками. Начиная с конца 2-го тыс. до н.э. и до
4 – 2 века до н.э. хурриты наряду с урартами и некоторыми другими
народностями участвовали в процессе сложения армянского этноса.

Нахи – это название древнего народа, объединяющего предков всех
вайнахских и дагестанских народов. Часто это название связывают с именем Ной (в Библии),в Коране это имя звучит как Нох. Часто многие историки связывают происхождение нахов именно с Нохом.
Так ли это? Я в этом сильно сомневаюсь, так как считаю, что Библия
изначально была написана как книга о древней
истории израильского народа. Книга была написана примерно в 13-11 веках до н.э. А древний нахский народ уже к этому
времени давно существовал. Кроме этого Библия была написана на основе более древних шумерских легенд. Если в шумерских легендах Утнапишти спасся от потопа, то в Библии это имя было сознательно заменено на имя Ной. Ведь Библия прославляла только
израильский народ (и всю его историю). Коран много заимствовал из
Библии – так Ной превратился в Ноха.

Но все таки есть сведения о том, что народ с названием нахи все
таки существовал. И этот народ населял обширную
территорию Кавказа (а не только северо-восточную его часть). Даже
название города Нахичевань говорит о том, что древнейшими жителями этого города были нахи.

Видимо нахи были древними жителями всего Кавказа.
Считается, что урарты (жители Урарту) были хурритами. Но где проходила грань между нахами и хурритами? Многие ученые считают, что нахские языки (имея в виду вайнахов и бацбийцев) ближе всех стоят к хуррито-урартским языкам.

Более того, реконструкция древнейшей истории нахов невозможна без интеграции обширных знаний, накопленных мировой ориенталистикой. Не следует также забывать, что
Кавказ с древнейших времен был составной и весьма важной частью того обширного региона, который с эпохи неолита был
известен как основной источник обсидиана, медных, свинцовых, железных руд, необходимых для производства орудий труда и военного снаряжения. С начала письменной истории человечества Кавказ, вместе с прилегающими к нему с юга районами Малой Азии (восточной Анатолии), известен как центр металлургии древнего мира.

В российской науке до 60-х годов этого века не признавалась ключевая
роль хурритов в инициации куро-араксской культуры
неолита. Уровень материальной и духовной жизни племен — носителей этой культуры — оказался значительно выше, чем он представлялся еще сравнительно недавно. Материалы поселений по-новому обрисовали хозяйственную базу древних южно-кавказских племен с ведущей ролью скотоводства, складывающегося уже в конце этого периода в отгонную форму. Неожиданно высоким оказался и уровень
металлопроизводства, остатки которого были обнаружены повсеместно. Было установлено, что уже в этот отдаленный период оно находилось на стадии «сознательной» металлургии, когда были освоены такие сложные процессы, как выплавка металла из руды, совместная плавка различных металлов, отливка широкого ассортимента изделий в формах, дальнейшая их обработка.

Как было сказано выше, наиболее ранним местом обитания хурритов в Передней Азии считаются верховья Тигра и его
восточных притоков Верхний и Нижний Заб, Диала и Диауэхи. Первые
замеченные в клинописных текстах из Ниппура — религиозного центра Шумера — слова помечены детерминативом, совпадающим с аккадским названием страны Субарту, при этом термин «Субарей» в древних клинописных текстах выступает как синоним слова
«хуррит». Их земли к северу от Шумера были населены еще с эпохи
мезолита.

Для подтверждения родства нахских и хуррито-урартских языков полезно обратиться к мифологии нахов и хурритов. Так,
мотивы рождения героя из камня (Сеска-Солса в ингушской и Улликумми в Хурритской мифологиях) и богоборчества (Куркх-Пхьармат и Кумарве,
соответственно, в ингушской и хурритской мифологиях), а также всемирного потопа имеют бесспорные параллели в обеих мифологиях. Много света на этимологию древнейшего хурритского, и даже шумерского корня mat может пролить сравнение его с нахским
корнем мат/матт. Большой знаток ингушского языка, писатель Али
Хашагульгов говорил мне, что в старину ингуши при встрече обращались
друг к другу: «Матмаккхал мичад шун?» Максимально адекватный перевод этого вопроса на русский язык будет
выглядеть примерно так: «Где ваши корни (родина, родной край)?»

Все прочитанное выше нам понятно, но есть еще один важнейший факт в истории народов Кавказа, который особенно сильно касается истории нахов. Во всех исследованиях этой истории многие историки
ошибочно (или сознательно) не замечают историю еще одного древнего
народа – субарейцев.

Нахи являются потомками населения, обитавшего в районе Шумера (р.
Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют
Шемаар(Шемара), далее Нахчуван, Кагызман,
Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают
на Ленинаканский (Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых
кланах Чеберлоя, таких, как Хой («хъо» — стража, дозор) (г. Хой в
Иране). Все эти попытки изучения происхождения чеченцев приводят на
территорию Плодородного полумесяца (это территория, включающая Древний Египет, Ближний Восток и междуречье Тигра и Евфрата). По этой теории древние нахи жили на землях самых древних
цивилизаций Передней Азии. И это опять-таки схоже с чеченской легендой об исходе из Шемара.

Но какой же народ ушел с территории Шемара? Какой народ жил там до прихода туда шумеров (они пришли туда с юга – с легендарной страны
Дильмун). Именно шумеры принесли новое название в Междуречье – Шумер (это измененное название страны Шам, Шаммар, которое было раньше названием обширной территории северо-востока
Аравии). До сих пор на севере Омана существует гора Шам (как память о
древней стране Шам).

Древним народом, жившим в Междуречье до прихода шумеров были субарейцы. Именно они после прихода шумеров ушли на север и там после 4500 г.до н.э. появилась страна Субарту (страна субареев). Именно субареи и местные племена хурритов стали основой для создания государства Урарту.

Таким образом урарты являются не только потомками хурритов,
но и потомками субарейцев (напомню, что субарейцы как народ
сформировались примерно 35 тысяч лет назад на основе переселенцев
потомков атлантов). Этот народ занимал промежуточное место между
древнейшими народами (тоже потомками атлантов) – аккадийцами Ближнего Востока и туранцами Восточной Азии. Но этот народ
современные ученые долго еще признавать не будут, так как современная историческая наука еще не признает существования Атлантиды.

Что в итоге можно сказать? Возможно, что нахи являются прямыми потомками субарейцев (прошу не путать это название
с ариями). Ведь некоторые исследователи считают, что субарейцы ушли на север не только на территорию будущего государства Урарту (Южный
Кавказ), но много их ушло значительно севернее – на Северный Кавказ –
вплоть до северо-западного Кавказа (Абхазия, Краснодар). Там существовала очень развитая Ушуйская культура. Племена этой культуры торговали не только с Древней Грецией,
но и с Финикией.

На эту тему (история народов Кавказа) можно много рассказывать (в ней много тайн и интересных фактов), но в современной исторической науке пока господствует упрощенная этническая
история, основанная на упрощенно дарвинистской
и материалистической основе (человек произошел от обезьян, которую я
считаю сознательной глупостью).

В итоге этой своей небольшой статьи я скажу следующее. Хурриты
являются древнейшим населением не только всего Кавказа
и Северного Междуречья, но вероятно и Малой Азии. С появлением на
территории Кавказа субарейцев (переселенцев с Месопотамии), появися
новый народ – нахи (жители всего Кавказа). Хурриты остались на
территории только Южного Кавказа и севере Междуречья. Далее история
нахов пошла самостоятельно и эта история начинается
во времена Куро-Аракского неолита (с 5-го тыс.до н.э.). Разделение нахов
на другие народы – это был длительный процесс, о котором надо писать большую статью. Но кто заинтересуется этой темой – такие статьи найдет в моей группе (хотя они уже немного устарели).
(Ваха Саралиев)

В IX веке до н.э. формируется государство Урарту, которое впервые объединяет все Армянское нагорье под властью одного царя. В первой половине VIII века до н.э. Урарту было самым мощным государством Древнего Востока, сверхдержавой своего времени, которой страшились Ассирия и другие соседние царства. Столицей государства был город Тушпа (современный Ван), по имени которого Урарту часто называют Ванским царством.

О высокоразвитой культуре Урарту свидетельствует существование развитой письменности (вариант вавилоно-ассирийской клинописи), высокий уровень земледелия, скотоводства и металлургии, строительства крепостей-городов, военного дела и т.п. На территории современной Армении самыми значительными урартскими крепостями-городами были Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили. Эребуни был основан в 782 году до н.э. урартским царем Аргишти I на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Тейшебаини также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), он был основан Русой II (685–645) — последним великим царем Урарту. Аргиштихинили расположен близ современного города Армавир.

Язык клинообразных надписей Урарту — так называемый урартский язык, родственный другому древнеписьменному языку региона, хурритскому (они входят в северо-восточнокавказскую языковую семью) — не является армянским (входит в индоевропейскую языковую семью), хотя в армянском языке есть заимствования, свидетельствующие о раннем соседстве двух народов. Это дает повод для многочисленных гипотез о происхождении и ранней идентификации армян, поскольку языковая преемственность, помимо физической и культурной, является важным фактором в формировании народа.

Памятники изобразительного искусства и археологические находки дают практически один и тот же антропологический тип жителей Северной Месопотамии, Армянского нагорья и Восточной Малой Азии в течение последних пяти тысяч лет. Очевидна и культурная преемственность жителей Армянского нагорья разных эпох. Проблематичным в этногенезе армян остается вопрос ранней идентификации носителей армянского языка — протоармян, а поскольку армянский входит в индоевропейскую группу языков, то теории о происхождении армян прямо или косвенно связаны с гипотезами о прародине индоевропейцев, делая армян, соответственно, древними пришельцами или автохтонами.

Теории о происхождении армян строятся на идентификации исторического прототипа самоназвания hay. Большинство из них могут быть разбиты на две группы: одна возводит этноним hay к названию Хатти, другая — к Хайаса. Хатти — название Хеттского государства, территория которого после падения Хатти перешла к его бывшим восточным окраинам. По современному варианту первой теории, протоармяне идентифицируются с племенем мушков, которые, согласно ассирийским анналам, в XII веке до н.э. захватили несколько районов на юго-западе Армянского нагорья. Сами мушки предполагаются балканским племенем, которое переняло название Хатти. Это название в их языке и перешло в hay. Эта теория широко известна благодаря высокому авторитету ее автора — И. Дьяконова, но главным образом среди историков общего профиля.

Ученые же, специально занимающиеся вопросами этногенеза, в частности этногенеза армян, больше склоняются ко второй теории в ее разных вариантах. Впрочем, и первая теория предполагает достаточно древнее присутствие протоармян на Армянском нагорье (с XII века до н.э.), а согласно обеим теориям, протоармяне составляли значительный пласт в населении Урарту, после падения которого (VII–VI века до н.э.) протоармяне стали главным этническим элементом страны.

Статьи по Теме

3 Comments

  1. НЕ УСПЕЛИ ЕЩЕ ИЗБЫВИТЬСЯ ОТ ОДНИХ «ДРЕВНЕЙШИХ» -КАВКАЗКИХ ТАТАР- С 1936 г. АЗЕРОВ И ТУРКОВ ТАК ТЕПЕРЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ ЕЩЕ ОДНА ЧУМА-НАХСКАЯ ПРЕТЕНДУЕТ НА АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ. ПРИЧЕМ С ТАКИМ АРГУМЕНТОМ КАК НАПРИМЕР -«НАХИЧЕВАН» ИЛИ «НАХИЧЕВАНЬ» ЧТО ЕСТЬ РУССКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ- «НАХИДЖЕВАН». Т.Е. ЭТОТ СКАЖЕМ ТАК ЧУДАК ДАЖЕ НЕ ЗНАЕТ ЧТО НАХИЧЕВАНЬ В РЕАЛЬНОСТИ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ АРМЯНСКИХ СЛОВ-«НАХ» Т.Е. «ДО» ИЛИ «ПРЕ» И «ИДЖЕВАН» Т.Е. «ПРИБЫТИЕ». Т.Е. МЕСТО КУДА ПРИБЫЛ НОЙ ДО ОСТАНОВКЕ НА ГОРЕ АРАРАТ. ТАК КАК НАХИДЖЕВАН ЭТО ПРЕДГОРЬЕ-ПОДНОЖИЕ ГОРЫ АРАРАТ. ИНАЧЕ СЛЕДУЯ ЭТОЙ ЛОГИКЕ ПОЛУЧИТСЯ ЧТО НАХИ ИЗ ДОНА. ВЕДЬ ЕСТЬ ЖЕ «НАХИЧЕВАНЬ НА ДОНУ». ПРАВДА ПОЧЕМУ ТО ОПЯТЬ ОСНОВАННАЯ И НАСЕЛЕННАЯ АРМЯНАМИ. А ЧТО КАСАЕТСЯ Т.НЗ. «УРАРТУ» И «УРАРТИЙЦАМ» И «УРАРТСКОГО ЯЗЫКА». ТАК ЭТО СЛЕДСТВИЕ ТРЮКА НЕ БЕЗИЗВЕСТНОГО ПИОТРОВСКОГО. КОТОРЫЙ ВМЕСТО «АЙРАРАТ» -ВЗЯЛ И ПЕРЕВЕЛ КАК «УРАРТУ». ПОТО МУ КАК ЕСЛИ ОНИ НЕ АРМЯНЕ ТО ХОТЬ КТО ТО ДОЛЖЕН СУМЕТЬ ОДНОЗНАЧНО ДОКАЗАТЬ ОТКУДА ОНИ ВДРУГ ПРИБЫЛИ А ГЛАВНОЕ КУДА ТАК БЛИН БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗЛИ. ВЕДЬ НАСЛЕДНИКИ ТАКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ МОГЛИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЗЯТЬ И РАСТВОРИТЬСЯ БЕССЛЕДНО. ВЕДЬ СОХРАНИЛИСЬ ЖЕ АССИРИЙЦЫ-ПО НАШЕМУ АЙСОРЫ И СОХРАНИЛИ СВОЙ ЯЗЫК. И ПО ТОМ ВСЯ ЭТА ДУРЬ УЖЕ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА ПО ТОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ УЖЕ НЕ РАЗ И НЕ ДВА В ВЕДУЩИХ ЛАБОРОТОРИЯХ МИРА ТОЧЬНО И НЕ ОСПОРИМО ДОКАЗАННО ПО ДНК ЧТО АРМЯНЕ НА АРМЯНСКОМ НАГОРЬЕ СУЩЕСТВУЮТ И ПРИ ТОМ БОЛЕЕ ПОРАЗИТЕЛЬНО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНИВЩИЙСЬ КАК МИНИМУМ 6000 ЛЕТ. ТАК ЧТО ВСЕ ЭТИ ФАНТАЗИИ В НАШЕ ВРЕМЯ УЖЕ НЕ СТОЯТ НИЧЕГО-ПРОТИВ ДНК ВСЕ ОТДЫХАЮТ.

  2. И ЧТО БЫ ЗАКРЫИТ ЭТУ ТЕМУ ПРОСТО СКАЖУ — УЖЕ БЕССПОРНЫ ДВЕ ВЕЩИ-ЧТО ИМЕННО АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАРОДИНОЙ ВСЕХ АРИЙЦЕВ И АРМЯНЕ САМЫЙ ЧТО НИ НА ЕСТЬ КОРЕННОЙ МЕСТНЫЙ НАРОД НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ. И В ОТЛИЧИИ ОТ ДРУГИХ АРИЙСКИХ ПЛЕМЕН ЕГО НИ КОГДА НЕ ПОКИДАЛ А ЗАЩИЩАЛ, ЗАЩИЩАЕТ И ВЕРНЕТ СЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕ ЧТО ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПО ПРАВУ ПЕРВОРОДСТВА. НУ А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ АРИЙЦЫ ПО ВСЕМУ МИРУ БЕУСЛОВНО ЯВЛЯЮТСЯ НАМ АРМЯНАМ НАРОДЫ РОДСТВЕННЫЕ.

    1. Дорогой Ваик. Какое отношение народ хаэ имеет к слову Армения или армяне?
      Вы себя называете хаэ и страну хаэстан. Причем здесь ассирийцы или урартийцы и вы хаэ? Непонятно как можете вы быть арийцами или иметь отношение к этим древним народам и что вам принадлежить по праву первородства?
      К сожалению я нигде не встречал название народа по названию хаэ ?
      Подскажи пожалуйста первоисточнике где можно прочитать про ваш народ хаэ.
      Я все это пишу это из соображение исторической истины и без всяких оскорблений.
      Мне все это не понятно , помоги разобратся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button