Гандзасар
Монастырь | |
Гандзасар Գանձասար | |
Монастырь Гандзасар | |
Страна | Нагорно-Карабахская Республика |
Район | Мартакертский[2]/Кельбаджарский |
Конфессия | Армянская апостольская церковь |
Епархия | Арцахская |
Архитектурный стиль | Армянская архитектура |
Основатель | Гасан-Джалал Дола |
Первое упоминание | X |
Дата основания | 1216—1238, гавит — 1261 |
Основные даты: 1551, 1781, 1907, 1999 — годы реконструкции (реставрации) монастыря | |
Здания: Собор, Семинария Гандзасара, кельи, гавит, приемная Католикосата Агванка, трапезная | |
Известные насельники | Есаи Гасан-Джалалян |
Настоятель | Паргев (Мартиросян), архиепископ Арцахский |
Состояние | хорошее |
Сайт | Официальный сайт |
Гандзасар на Викискладе |
Гандзаса́р (арм. Գանձասար — досл. «гора сокровища», Гандзасарский монастырь) — армянский монастырь, выдающийся памятник армянской культуры действующий монастырьАрмянской апостольской церкви. Расположен на левом берегу реки Хачен, близ деревни Ванк в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей монастырь, расположен в Мартакертском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Кельбаджарском районе.
Содержание
История
По армянскому народному преданию, монастырь получил своё название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора).
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению»[10][11] на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).
Сведения о строительстве и освещении храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци:
При монастыре, называвшемся Гандзасаром, напротив Хоханаберда, там, где находился их [родовой] склеп, [князь Гасан] построил церковь с прекрасными украшениями — небоподобный храм славы божией, где все время приносили в жертву агнца божьего, искореняющего грехи мира сего. Много лет работали над нею. Когда [работы] пришли к концу, было устроено пышное торжество для освящения церкви. Присутствовал там и католикос агванский [Комм.1] владыка Нерсес вместе со многими епископами, а также великий вардапет Ванакан и множество учителей вместе с ним.
Строительство храма велось с 1216 по 1238 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).
Притвор (Гавит) построен в 1266 году.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви[14]. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них, относящегося к 1487 году сказано: «… с давних времён и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой …»[15].
Гадзсарасский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 года) разделён на две епархии: Карабахскую и Шемахинскую.
Из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян. В одном из своих писем Есаи Гасан-Джалалян писал: Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырёх един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского.