На протяжении истории в Иране достойно жили различные религиозные общины и этнические меньшинства. В их числе – иранские армяне, которые представляют собой крупнейшую христианскую общину и культурное меньшинство в Иране. На днях они съехались на главный религиозный форум года. Давайте подробнее поговорим об этом форуме.
Армяно-иранские связи — достаточно редкий феномен отношений двух народов и двух стран на протяжении многих веков. Армения, как и Иран, — один из значительных центров мировой цивилизации, имеющий развитую государственность на протяжении тысячелетий. Она являлась важным звеном международных торговых отношений, будучи частью систему магистралей Шелкового пути, соединявшего Китай и Индию с регионами Центральной Азии и Кавказа, и далее – через Иран, Армению, Месопотамию, Малую Азию, выходившую на Средиземноморье и Европу. Этот факт объясняет активную вовлеченность Армении в базовые глобальные экономические и социально-политические процессы разных эпох мирового развития. Вместе с тем, включение Армении в глобальную торгово-политическую артерию, каковым был Шелковый путь, положительно повлияло на уровень ее развития в самых различных сферах, обусловило функционирование в мировом хозяйстве.
Армянский народ сформировался в непосредственном соседстве с народами Ближнего Востока, с древнейших времен находясь с ними в теснейших взаимоотношениях экономического, политического и культурного порядка. Это обусловило его многовековое знакомство с историей, культурными ценностями, бытом, обычаями соседних народов, что нашло свое многогранное отражение в письменном наследии, оставленном армянскими историками, летописцами, литераторами. Говоря об истоках ирано-армянских взаимоотношений, вспоминают ключевую фразу, имеющую широкое хождение как в Армении, так и в Иране: «Мы близкие народы, нас разъединила лишь религия». Обычно это дополняется констатацией того, что генетические корни двух соседних берут свое начало во тьме веков. Много тысячелетий иранцы и армяне жили в непосредственной близости и история их государственных образований не раз пересекалась, а правящие династии роднились. Крупнейший армянский иранист проф. Г.Асатрян считает в этой связи, что Армения и армяне занимают существенное место в иранской национальной идее. Армянофильство – один из ключевых элементов этой идеи. «Армения в умах иранских патриотов всегда выступала как страна, опутанная неким ореолом «арийской» древности, а армяне, как это ни парадоксально, как носители традиционной исторической ценностной системы домусульманского Ирана». С другой стороны, постулирует Г.Асатрян, армяне традиционно осознают весомую роль Ирана в становлении и укреплении армянской государственности. «В любом случае, знаковое отношение иранцев к армянам и vice versa — нечто большее, чем результат адекватной оценки и понимания действительно серьезной роли другой стороны в геостратегической перспективе собственного народа и государства».