История Армении не сводится только к «потерям и уничтожениям». И не ограничивается маленькой территорией между великими империями.
История Армении отмечена «блистательными и богатыми» страницами Киликийского царства, которое расположено в «центре евразийского мира», окруженное франками, греками, сирийцами, арабами и турками. А в середине XIII в. , в силу своего союза с монголами, это было «самое могущественное государство христианского Востока».
Посетив Ливан, чтобы прочесть две лекции во Французском институте Ближнего Востока и Международном центре наук о человеке (IFPO), историк Клод Мутафян представил ливанской газете «L`Orient-Le Jour» свое последнее произведение «Армения Леванта: XI-XIV века», вышедшее в изданиях художественной литературы.
Богато иллюстрированное древними документами, рукописями, монетами, печатями, генеалогическими схемами и географическими картами, двухтомное издание, посвященное средневековой Армении, восстанавливает «лучшие времена» Киликии, чьи ловкие и хитрые «игры политических и матримониальных союзов» позволили ей стать «неотъемлемой фигурой на шахматной доске Леванта».
Используя важные материалы, включающие в себя рассказы путешественников, церковные писания, переводы арабских, сирийских, персидских источников, хроники и документы франкских архивов, а также коллекции надписей колофонов, Мутафян переписал средневековую Армению, которая, по его словам, была изучена «по частям».
Тем не менее, он сказал: «Я понял, что, несмотря на отсутствие территориальной непрерывности, траектории Великой Армении и Киликийского царства остались тесно связаны. Причиной этому послужило сходство языка и религии.
Католикос был признан духовным лидером во всем армянском мире. Что касается правителя, хотя его власть и была ограничена в Киликии, он был признан суверенным в отдаленных провинциях Великой Армении, где армянские князья создали самостоятельные княжества под сюзеренитетом Грузинского царства.
Колофоны являются красноречивым доказательством непрерывной политической солидарности. С другой стороны, рукописи, переходящие из рук в руки, позволяли ученым делать различные предположения, распространяющиеся с удивительной быстротой».
Почему же тогда автор сохранил название книги, несмотря на географическое расположение? Ответ прост: «Именно в Леванте была сконцентрирована независимая армянская власть – государственная и католикосат.»
Уникальная миграция
«Период с одиннадцатого по четырнадцатый век был самым богатым в истории Армении», утверждает Клод Мутафян. Были две Армении — историческая Армения и Киликия, куда дворянские семьи, спасающиеся от турецкого ига в 1064 беженцев, бежали и присоединялись к составляющему большинство армянскому населению, перемещенному в 1045 году Византийской империей, чтобы защитить свою границу с Арабским халифатом.
Но это была не обычная миграция. По мнению автора, «это была уникальная государственная миграция, совершенно новая в истории человечества». Так как, будучи в эмиграции, такие большие армянские семьи, как Рубениды и Хетумиды, имели конкретную цель – воссоздать армянское царство в Леванте».
Располагая широкой береговой линией, Киликия, в настоящее время являющаяся незначимым регионом Турции, была «раем», защищаемым на севере горной цепью Тавра от Малой Азии, и на востоке горной цепью Ману от Сирии.
Расположенная на северо-востоке Средиземного моря, на прямом пути между Европой и Константинополем с одной стороны, Египтом, Ираном, Меккой и Иерусалимом с другой, Киликия является «привилегированным доказательством в истории Евразии».
Главы книги описывают путь дипломатии и армянского мира с приходом крестоносцев до падения царства в эпоху Мамлюков в 1375 году. Автор раскрывает и «тонкие переговоры» Левона I, которому под властью Византии, удалось поднять княжество в ранг царства, благодаря королю Германии Фридриху I Барбароссу.
Также упоминается и о незабываемом Хетуме I, «единственном христианском правителе, который осмелился прийти к соглашению с монголами». Поняв, что никакое сопротивление не остановит этих захватчиков, разгромивших турков в Седаре в 1243 году, царь Хетум I начал опасное путешествие в Монголию, чтобы заключить союз с ханом и спасти королевство. Изобилуя материалами, эта книга затрагивает религиозные, организационные, политические, культурные, гражданские и военные аспекты в период царствования в Великой Армении.
Она также ведет нас по мозаичным следам государств, этническим и культурным признакам, доминирующим в тот период и способствующим написанию истории своей страны. Таким образом, этот важный синтез событий привлечет внимание не только армянского читателя, но и любителей истории крестоносцев, восточных христиан, интересующихся средневековым исламом и историей Монголии.
Пятая колонна
Кроме того, три главы в книге посвящены родословным, «которые были тщательно пересмотрены и позволили исправить ряд заблуждений», сказал автор, отметив супружеские союзы с франками, которые вознесли армянских принцесс «во главу трех латинских государств».
На самом деле, Крестоносцы, основавшие четыре государства в Леванте (графства Эдессы и Триполи, княжество Антиохии и Иерусалимское королевство), искали жен. Но они не могли вступить в союз ни с мусульманками, ни с греческими женщинами из-за раскола между греческой и латинской церковью, ни даже с сирийками, потому что у них не было «благородной структуры». Поэтому оставались только «прелестные армянские принцессы, которые вдруг стали пятой колонной во франкских государствах».
Мутафян приводит в пример Балдуина II, короля Иерусалима, женившегося на армянской принцессе, которая родила ему четырех дочерей: младшая стала монахиней, Алиса вышла замуж за принца Антиохии, Годерна – за Понса, графа Триполи, а старшая, Мелисенда, была королевой Иерусалима на протяжении 30 лет.
Последняя часть произведения посвящена культуре и искусству, которые развивались как в исторической Армении, так и Киликии. Более 200 иллюстраций раскрывают культурное наследие, богатство армянской архитектуры, живописи, «хачкаров», или так называемых «крестов-камней», особенно важных и ценных в армянской культуре. Под влиянием соседних культур, «хачкары» отражают космополитический характер Армении Леванта, в котором чувствуется неотделимый дух армянского мира.
Источник: lorientlejour.com — May MAKAREM
Перевод: Анжела Варгамян — Armenian Global Community