Аналитика

Армения правильно сделала — с Алиевым вести переговоры бессмысленно: Александров

Если вы уступите агрессору, в конечном итоге ваша страна однажды распадется

Интервью доктора политических наук Михаила Александрова армянской газете «Грапарак» 16 января 2024 года

10 января Алиев в интервью азербайджанским СМИ предъявил Армении ряд новых условий и ультиматумов. Слушая его, понимаешь, что Алиев совершенно не заинтересован в мирном процессе и ведёт переговоры с позиции угрозы. Мы поговорили с известным российским аналитиком, доктором политических наук Михаилом Александровым.

— Слушая Пашиняна, казалось, что переговоры с Алиевым идут нормально, но на самом деле между армянской и азербайджанской сторонами нет согласия, Алиев выдвигает новые требования, он снова говорит о Мегринском коридоре, о том, что демаркация должна быть проведена по картам 70-х гг., но более раннего периода. Что это значит?

— Ну, определенные договоренности, конечно, были. Разве они не подписали декларацию в Брюсселе или в Праге? Ранее Алиев или его представители подписывали некоторые документы. Например, они согласовали и одобрили Мадридские принципы, но в последний момент Алиев отказался их подписать. Ещё до известных событий – блокады Лачинского коридора и агрессии против Нагорного Карабаха, я говорил, что никакое соглашение с Азербайджаном не сработает. Алиев не выполняет свои обязательства. Азербайджан и Турция являются такими странами, которые постоянно нарушают договорённости. А надеяться, как надеялся Пашинян, на подписание мирного договора или на то, что всё уладится, если Нагорный Карабах вернётся в состав Азербайджана, – наивные мечты.

— И что, будет война?

— Я понимаю, что людям в Армении нужен мир, что никто не хочет воевать, но ситуация такова, что если ты живешь среди таких соседей, ты должен быть сильным, вооружённым до зубов, твоя страна должна быть милитаризована, как, например, Северная Корея. Может быть, не в такой степени, но близко к этому. Только тогда вы сможете иметь относительную безопасность. А Пашинян либо неопытен, либо возможно наслушался западных сказок о том, что «вы подпишете договор с Азербайджаном и всё будет нормально». Вот подписали декларацию, и что? Мы увидели, что Азербайджан добился своих целей в Нагорном Карабахе, и сразу же выдвинул новые условия. Он будет выдвигать их и дальше, он будет делать это бесконечно. Но нельзя уступать агрессору. Если вы уступите агрессору, в конечном итоге ваша страна однажды исчезнет, как Чехословакия в 1938 году. Была страна, — и нет.

— Какие союзники у нас могут быть сейчас? Россия больше не наш союзник?

— К сожалению, с Россией не сложилось. Я не знаю, что побудило российское руководство переориентироваться на сторону Азербайджана. Это произошло, по моему глубокому убеждению, во времена правления Сержа Саргсяна, когда нашим президентом был Медведев. Тогда был подписан первый крупный контракт на поставку оружия в Азербайджан. Возможно, России что-то не понравилось в действиях Армении. Тогда я сделал предположение, что Армения не сильно поддержала нас в войне против Грузии. Затем Серж Саргсян вручил Саакашвили медаль. Конечно, это был чисто символический акт – осаждённой Армении нужно было сохранить отношения с Грузией. Но в Москве это было воспринято негативно. Затем Ереван вел переговоры о подписании ассоциации с Евросоюзом.

Позже Армения резко изменила свою позицию и вступила в ЕАЭС. Тогда российская политика должна была снова повернуться к Армении, но этого не произошло. Либо азербайджанское лобби сыграло свою роль, либо у российского руководства были некоторые подозрения в отношении Армении.

Москва должна понять, что поддерживая Азербайджан, Россия никогда не достигнет своих целей в Закавказье. Россия никогда не будет союзником Азербайджана. Азербайджан является союзником Турции, а Турция является членом НАТО. Никак не могут этого понять в России. И какие бы у нас ни были сложности в отношениях с Арменией, все равно Армения является более близкой к нам страной, где дислоцируются наши вооружённые силы.

—  В Армении есть и крупные российские предприятия.

— Это уже экономика. С экономической точки зрения отношения России с Азербайджаном могут быть более выгодными, чем с Арменией, и многие используют этот аргумент: что Азербайджан – большая страна, относительно экономически развитая, производитель нефти, имеет транзитный потенциал, нам выгодно сотрудничать с ним. Но мы забываем о главном – безопасности. Экспансия пантюркизма, которая уже достигает Средней Азии, а затем пойдет на Северный Кавказ, в Поволжье и Сибирь, представляет собой очень серьёзную угрозу для России. Это может быть рождением второй Татаро-Монгольской Орды. Мы находились под её игом около 200 лет. Теперь это может повториться, если наши руководители совершат глупости типа, скажем, продавливания так называемого«Зангезурского коридора». Это опасно не только для Армении, но и для России.

— Алиев прямо сказал, что российские войска должны контролировать «Мегринский коридор». Боится ли он остаться один в условиях эскалации, идущей с Ближнего Востока, или есть новые соглашения с Россией? Какова позиция России?

— В соглашении от 9 ноября 2020 года, подписанном после 44-дневной войны, все чётко написано: что Нагорный Карабах остаётся под контролем российских миротворцев, что должно быть свободное передвижение через Лачинский коридор. Азербайджан все это нарушил. Также был пункт о Мегринском маршруте. Зачем же сейчас Армении соглашаться на этот маршрут, если Азербайджан нарушил все, что мог? Это было бы глупо, тем более что Армении это не нужно. России этот коридор тоже не нужен. Он нужен Азербайджану и Турции. Почему Россия должна поддерживать его открытие?

Заявление от 9 ноября являлось пакетным соглашением и маршрут через Мегри был уступкой Азербайджану, мол, будет коридор, который соединит Нахичевань с Азербайджаном. А Армения в свою очередь будет связана с Нагорным Карабахом по Лачинскому коридору. Азербайджанцы согласились на Лачинский коридор, армяне – на Мегринский маршрут. Тогда было решено, что за перемещением грузов будет следить ФСБ РФ. Потому что та же ФСБ охраняет границу с Ираном и Турцией. Другими словами, по сути, ничего не изменилось бы. Никакого нарушения суверенитета Армении не было бы. Но сейчас ситуация другая. Все пункты соглашения нарушены. И почему Армения в этом случае должна предоставить Азербайджану «Зангезурский коридор»?

И Алиев сейчас угрожает Армении по поводу этого «коридора». Его почти ничего не сдерживает. Он может рассчитывает взять весь Зангезур. Если бы не позиция Ирана, он, наверное, уже начал бы военные действия, потому что Москва вообще ничего не хочет делать.

— Алиев снова ищет повода для войны перед президентскими выборами, не боится ли он недовольства своего народа? Они не хотят там воевать.

— Не знаю, чего они хотят, но их вдохновляет победа 2020-ого года, а теперь и аннексия Нагорного Карабаха. Там есть триумфалистские настроения, и не исключено, что они пойдут на новую войну, тем более, что Армения так легко пошла на уступки. Вы слышали интервью Константина Сивкова, в котором он говорит, что в 2020 году азербайджанские силы были на грани истощения? Не нужно было тогда соглашаться на мир, нужно было бороться до конца. И что теперь? Теперь второй этап войны пройдёт в худших для Армении условиях.

Необходимо усилить вооружённые силы, поставить общественную жизнь на военные рельсы, управление, экономику – всё должно быть изменено. Все сказки вокруг мирной повестки – это самообман руководства Армении. В то же время я не исключаю, что это тактика, направленная на то, чтобы тянуть время.

— Например, чтобы найти новых военных партнеров среди других противников Азербайджана и Турции, работать над заключением военного соглашения с Ираном? Почему они не делают этого?

— Потому что Запад не хочет, чтобы Армения образовала союз с Ираном. В этом случае отношения с Западом резко ухудшатся. Пашинян находится в непростой ситуации.

— Лучше ли сдать Армению?

— Он лавирует, старается не обострять, удержать ситуацию. С одной стороны, он уверяет Азербайджан, что движется по повестке мира, старается не давать повода для начала войны. Это время, возможно, используется для укрепления вооружённых сил. Но мы видим, что Россия затягивает поставки оружия в Армению. Это можно объяснить тем, что у нас сейчас нет лишнего оружия. Запад также не активно поставляет оружие в Армению. Франция пообещала небольшие символические поставки. Индия дала хорошие гаубицы и РСЗО, но этого недостаточно. Купить у Ирана можно, но Пашинян боится гнева Запада, что они применят санкции против Армении и начнут поддерживать Азербайджан.

А Запад играет в игры – он союзник Армении только на словах. Они, например, выступают за создание условий для возвращения беженцев в Нагорный Карабах. И что они сделали для этого? Применили ли они к Алиеву хоть одну санкцию? Запад дурачит Армению, держит её на крючке, показывая, что плохие русские вас обманули, а мы, мол, помогаем. Но как ничего не сделали для помощи Армении в 1920 году, так и сейчас делать не будут.

Иран — реальный союзник. Но Иран – очень непростая страна. Они на оказание прямой военной помощи Армении своими вооружёнными силами, вряд ли, пойдут. У них нет ни с кем соглашения о взаимопомощи. Они даже Сирии помогают на основе неких устных договоренностей. Но у них нет соглашения о взаимной обороне с Сирией, если, скажем, американцы нападут. То же самое и с Арменией. Хотя армянская дипломатия должна предпринять шаги в этом направлении.

— Наоборот, когда Иран предложил помощь, мы не сделали ни шагу.

— Армения могла бы пойти на провокационный шаг, заявить что, мол, мы начинаем военное сотрудничество с Ираном. Запад начал бы возмущаться. Тогда Ереван мог бы спросить: а вы нам что предлагаете? Вы готовы ввести войска в Армению для защиты от Азербайджана, подписать договор о взаимной обороне? Они скажут нет, сейчас не готовы. Тогда вы объясните, что у вас нет другого выбора, кроме как заручиться военной помощью Ирана.

— Согласится ли Пашинян на условия Алиева?

— Уже сейчас ясно, что такое согласие – путь односторонних уступок. Если он согласится, то ему придется продолжать идти на уступки. Пашинян уже заявил, что Азербайджан сделал шаг назад от достигнутых договорённостей. Но в то же время он подчеркнул, что продолжит реализовывать мирную повестку. Прозвучало противоречиво. Но мне кажется, он уже понял, что договориться с Алиевым не получится.

Интервью брала Сюзан Симонян

«ГрапаракDaily»

https://hraparak.am/post/80790c25af98b0dfc32e6ed5ed3f8391

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button