МОНАСТЫРЬ ГАНДЗАСАР | СОКРОВИЩА АРЦАХА
Гандзасар (в переводе «гора сокровищ») – великолепный средневековый монастырь, расположенный неподалеку от села Ванк в Нагорном Карабахе (Арцахе). МонастырьГандзасар был основан в X веке и является действующим религиозным центром до наших дней.Монастырь Гандзасар находится в Мартакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, в двух часах езды от г. Степанакерта. Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар, высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк. Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье. Однако, вне всякого сомнения, настоящим сокровищем горы Гандзасар, как и всей Страны Арцахской, является кафедральный Собор Св. Иоанна Крестителя воздвигнутый в тринадцатом веке.
Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя). В дополнение к тому, что Гандзасар является шедевром архитектурного творчества, значимым религиозным символом и очагом национально-освободительного движения, монастырь также известен как центр искусства, теологии и науки (особенно юридической мысли) средневековой Армении. В 13-ом веке в Гандзасаре было написано известное «Красное Евангелие Гандзасара» — большая рукописная книга на 313 страницах пергамента. На сегодняшний день, Евангелие находится в демонстрационном зале музея библиотеки Чикагского Университета (США). В течении своей истории, Гандзасар много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Несмотря на войны и бедствия, армяне Арцаха всегда берегли Гандзасар как символ христианской веры и истории, и в минуты испытаний становились как один на защиту святыни страны Арцахской.
Источник видео: TV Travel Production
Гандзасарский монастырь
Гандзасар (досл. «гора сокровища», Гандзасарский монастырь, Монастырь Гандзасар) —армянский монастырь, выдающийся памятник Армянской культуры, действующий монастырь Армянской апостольской церкви.
Расположен на левом берегу реки Хачен, близ деревни Ванк в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей монастырь, расположен в Мартакертском районе НКР.
История
По армянскому народному преданию, монастырь получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора). Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века.
Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем» Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении. … Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников. Строения Монастыря Гандзасар пострадали в период с 1991-го по 1994-ый г., когда велись военные действия.
Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года.Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).
Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала.
Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью:
Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).
Притвор (Гавит) построен в 1266 году.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества.
В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них, относящегося к 1487 году сказано:
… с давних времен и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой ….
Гадзсарасский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 года) разделён на две епархии: Карабахскую и Шемахинскую.
Из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век).
Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян. В одном из своих писем Есаи Гасан-Джалалян писал:
Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырёх един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского…
Хачен в XIII веке
В XII—XIII веках в Арцахе возвысилось армянское феодальное княжество Хачен с исконно армянским населением. Центр Арцах—Хаченского княжества занимал бассейн рек Хаченагет, Каркар и Трту. В 1214 году сюзеренным князем Хачена становится Гасан-Джалал Дола (1215—1261) — потомок армянских князей поздних Араншахов, один из потомков Сахл Смбатяна (Сахл ибн Сунбат ал-Армани).
Персидский хроник той же эпохи отмечает:
«Хачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана, где проживают армяне. Люди Абхаза называют их падишаха «тагавер»»
Гасан Джалал был сюзеренным князем Хачена и Арцаха (отчасти) и находился в вассальной зависимости от Грузинского царства и армянского княжества Закарянов. В армянских синхронных источниках, а также в эпиграфических надписях, Гасан Джалал наделен высокими титулами — «великий князь Хачена и местностей Арцаха», «самодержный князь князей, владыка Хачена» и т. д..
В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк», однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов. Сам Гасан Джалал титуловался царем, самодержцем.
Самый пышный титул имеется в надписи 1240 года в Гандзасарском монастыре: «Я, смиренный раб Божий Гасан Джалал сын Вахтанга, внук великого Гасана, законный самодержавный царь высокой и великой страны Арцахской, имеющей обширные пределы».
Отец Гасан Джалала Вахтанг II Тангик происходил из князей Араншахов, мать — Хоришах была сестрой знаменитых Иване и Закаре Закарянов. Жена Гасан Джалала Мамкан была из рода сюникского царя Сенекерима. Родственные связи Гасан Джалала с влиятельными домами той эпохи, несомненно характеризуют высокое положение Хачено-Арцахского владетеля.
Архитектура
Центральный собор св. Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с X века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах. В монастырях Гандзасар и Гтичаванк шатер на куполе имеет зонтичную форму, которая первоначально применялась архитекторами города Ани в X веке, и впоследствии широко использовалась во многих других областях Армении.
Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог А. Л. Якобсон писал, что:
«Она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чём заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь.»
Профессор Шарль Диль (1859—1944) из Парижского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества.
Мемориальные памятники
В монастыре был похоронен Гасан Джалал Вахтангян, а также князи Хаченского княжества и епископы их рода. Могила Гасана Джалала расположена в гавите, перед входом в главный зал собора Св. Иоанна Крестителя.
Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них:
Звезда Давида, в центре которой находится изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье, например в Ани.
Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз).
Данный редкий символ — объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц-Дзоре, то есть на тех территориях где правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян.
Вторая сфера — звезда с щестнадцатью лучами — что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До сих пор не известно, что эта сфера означает.
Третья резная фигура олицетворяет в Армении «Солнце» — выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачкаров. Солнце является древним символом армянской дохристианской веры, который сохранился в Армянской церкви чудом.
Рядом с надгробием Гасана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (годы правления — 1676—1700) и Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (годы правления — 1702—1728).
Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы. На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса Ованнеса Гандзасареци (годы правления — 1763—1768) и Саргиса Гандзасареци (годы правления — 1810—1828)—последнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Католикоса.
Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни — 1775—1854) — одного из главных создателей Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви в XIХ-ом веке.
Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами: «Под этим надгробием покоится … принадлежащий к роду Гасана-Джалала Долы». В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса.
Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары. Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Асан Джалала и погибла ещё в младенчестве.
На нижней части этого хачкара выгравирована надпись: «Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени её матери-княгини — дочери Царя Бахка». Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Сюникского царства, юго-западнее Хачена.
Монастырь в наши дни
В результате преднамереной бомбардировки азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации монастырь в ходе Карабахского военного конфликта в 1991—1994 сильно пострадал. 20 января 1993 года монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса и разрушено монашеское здание. В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведется строительство учебного комплекса семинарии.
16 октября 2008 года в Нагорном Карабахе прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные 137 — в монастыре Гандзасар.
11 июля 2010 года исполнилось 770 лет со дня создания монастыря. Руководство и духовенство НКР подготовило к этом случаю большой праздник. Паргев Мартиросян — руководитель Арцахской Епархии ААЦ отслужил литургию в соборе Св. Иоанна Крестителя, в Степанакерте была проведена выставка работ, посвященная Гандзасару, в монастыре и столице НКР Степанакерте выступали культурные коллективы, было приглашено много высоких гостей как из Армении и зарубежных стран.
Согласно принятой в Азербайджане тенденции албанизации армянских памятников Гандзасар называется «албанским» монастырем.
Жизнь в монастыре
На сегодняшний день монастырь действующий. Кроме собора на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, библиотека, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году, а также хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке.