Армянская песня, народная песня, является образцом выразительности. Армянские народные песни рассказывают о тех или иных событиях, чувствах, состояниях «своего героя». Армянскую народную песню, невозможно представить вне армянской культуры, вне быта ее народа.
Жанры народной музыки включают в себя трудовые, земледельческие, эпические и исторические, а также многообразные лирические песни. В календарном цикле широко представлены песни девичьего гадания, свадебные песни, а также причитания — вохбы.
Исторические сведения о языческих обрядах древних армян, в частности об искусстве гохтанских певцов, гусанов и випасанов (сказителей) приведены в трудах древенармянских историков V века Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бюзанда (Бюзанд – «Византиец»).
Из песен дохристианской Армении сохранились отрывки стихотворных текстов песен, повествующих об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам, о царе Арташесе и т. д., которые исполнялись под музыкальное сопровождение.
После 301 года, когда Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии, создаются основы для развития музыки армянской христианской церкви.
Огромную роль для развития церковной музыки сыграло создание в 406 году армянского алфавита. В армянских школах-вардапетаранах преподавалась теория музыки, сочинение и пение.
Первоначальными простейшими формами профессиональной монодической или одноголосой музыки (Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) были мелодии псалмов, созданные на основе музыкальной традиции языческого культа.
Позднее развивались кцурды, в дальнейшем ставшие шараканами. Армянская духовная музыка этой эпохи заимствовала интонационный строй крестьянской песни.
Среди первых авторов и учителей духовной музыки были: Месроп Маштоц (IV- V вв.), Саак Партев (IV-V вв.), Иоан Мандакуни (V в.), Комитас (VI-VII вв.) и др.
В V в. систематизируются гласы, в VII в. Барсег Чон составил первый сборник отобранных шараканов – «Чонынтир шаракноц». Из гимнографов VII столетия известен также католикос Саак Дзорапореци.
Вторую систематизацию гласов произвёл Степанос Сюнеци в первой половине VIII столетия. Он ввёл в церковную музыку канон.
Новым достижением в истории древнеармянской музыки становится изобретение в VII-IX веках системы экфонетической (предназначавшейся для чтения нараспев Евангелия, Апостола, Пророчеств и т.д.) и музыкальной нотописи — армянских невмов — хазов.
Она изначально связана с именем Сюнеци. Древнейшая рукопись с хазами относится IX веку. В целом сохранились более 2 тыс. рукописей с хазамаи.
Расцвет народной и профессиональной музыки приходится на X-XIII вв., когда Армения восстанавливает свою независимость. Появляются крупные, мелодически развитые духовные и светские вокальные пьесы лирического, созерцательного, эпического или драматического характера — т.н. таги, образующие профессиональную ветвь монодической музыки, в которой прослеживается влияние гусанской музыки.
Из той эпохи до нас дошли крестьянские песни различных жанров: трудовые (в их числе оровелы — песни пахаря), любовные, песни о природе, эпические, обрядовые, бытовые, сатирические, молодёжные песнепляски и др.
В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг. Наиболее видные авторы тагов — Григор Нарекаци (X в.), Хачатур Таронаци (XII в.) и др. Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического а также лирического-созерцательного характера. Эти произведения своими истоками восходили в гусанское (гусанские айрены), а также крестьянское музыкальное творчество.
Большую роль в развитии древнеармянской музыки сыграл Нерсес Шнорали (XII в.), Поэт и музыкант Нерсес Шнорали (12 в.) окончательно формирует Шараканоц (сборник шараканов) и Патараг (литургия), в которых ярко выявляются параллели с народной музыкой.
В эту же эпоху совершенствуется нотопись, завершается формирование учения о гласах и хазах – «манрусум». Усовершенствованная нотопись позволяла более точно фиксировать мелодию. Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями.
Передовую музыкально-эстетическую мысль той эпохи представляют также философские произведения Ованеса Имастасера (Иоанн Саркаваг, XI-XII вв.) и Ованеса Ерзнкаци (1XIII в.), где обосновывается равенство духовного и светского начал в музыке.
Сохранилось огромное количество объёмистых рукописных томов, содержащих хазовые записи средневековых духовных произведений, а также светских песен и тагов.
Аракел Сюнеци, Акоп Кримеци знакомят нас с музыкальными инструментами своего времени.
Большую ценность представляют сохранившиеся слова исторических песен созданных в армянском царстве Киликии (о пленстве сына царя Хетума I Левона и т. д.).
С XIV века светские таги значительно оттесняют шараканы и другие духовные произведения.
Начиная с XVI века, после раздела Армении между Турцией и Ираном особенно усиливаются социальные мотивы и превалируют песни скорби.
Жанры и характеристика древнеармянской музыки
Гусанская музыка
Гусаны — армянские народные певцы. Древнее гусанское искусство просуществовало до XV—XVI столетия. Их творчество исключительно светское. В дохристианской Армении в эпоху эллинизма гусаны первоначально служили в храме бога Гисанэ.
Гусанская музыка своими истоками восходила к творчеству випасанов древней Армении.
С периода развитого феодализма возникли гусаны и вардзаки. О гусанских песнях сообщают древнеармянские авторы V века Агатангелос, Фавстос Бюзанд, Мовсес Хоренаци, Егише и др
В сопровождении музыкальных инструментов народные певцы – гусаны изполняли песни главным образом на пирах, свадьбах и т.д. После 301 года армянская церковь преследовала гусанов.
Шаракан
Шаракан — духовное песнопение, гимнография. Сохранились большое количество шараканов V—XV веков. Древнеармянская духовная музыка состоит из четырех основных жанров — кцурд (тропарь), кацурд (кондак), канон и таг.
Шараканы представляют из себя синтез древнеармянской культуры, в частности поэзии, музыки и профессионального песнетворчества.
Основной стихотворный размер текстов шараканов сложный четырехстопный ямб (4+4+4+4). Встречаются и другие размеры, среди которых чаще четырехстопный анапест (З+З+З+З).
Шараканы сочинялись как целостные музыкально-поэтические произведения.
Таг
Таги, как и шараканы, также являлись синтезом музыкального и стихотворного искусства. Таги своеобразный жанр профессиональной монодической музыки. Они являлись сравнительно объемными монодиями, которые своим содержанием и мелодией напоминают вокальные и инструментальные арии последующих эпох.
Различаются духовные и светские таги. Первые более объемны, чем светские.
Духовные таги в отличие от шараканов не были каноническими песнями. Во время праздновании и церемонии исполнялись для предания данному событию большей торжественности.
Светский таг наибольшего развития достигaет в творчестве Фрика (XIII в.). Один из наиболее известных светских тагов — «Крунк» (Журавль), создан в позднем Средневековье, сохранилась в текстах XVII века.
Группа музыкантов XVI-XVII века
Один из выдающихся исполнителей тагов являлся Петрос Капанци. Его произведение своими корнями восходит к традициям средневековой армянской музыкальной культуры.
В эту эпоху увеличивается и количество музыкантов и музыкантов-исполнителей. В то же время армянские ученые XVII—XVIII столетии продолжают изучать музыкальное наследие средневековых рукописей и манускриптов.
Видными музыкальными теоретиками того времени были Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци и Мхитар Себастаци.
Вместе с изучением древнеармянской музыки Григор дпир Гапаскалян (автор четырех музыковедческих трудов пытается создать новую систему хазов.
Ашугская музыка
Ашугское искусство, являясь синтезом музыкальной и литературно-поэтической культуры, возникло в середине XVI века. Осоновное развитие ашугского искусства начинается с XVII века.
Видные армянские ашуги XVII—XVIII веков — Эгаз, Гул Арутин, Багер сын Лазаря, и др.
Ашугская музыка основана на многовековых традициях народного творчества.
Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений.
Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной нотацией. Тексты этих песен посвящены любовным, социальным, сатирическим и другим темам.
Несмотря на индивидуальность данного творчества ашугскому искусству присущи и общие черты. Ашугская мелодия более эмоциональна, развернута по форме и гибка по ритму.
Основные музыкальные инструменты ашугов струнно-щипковые — саз и чонгур. Наиболее выдающиеся армянские ашуги XVII—XVIII веков Овнатан Нагаш, Багдасар Дпир и Саят-Нова.
В XVIII столетии искусство ашугов «поглощает» творчество тагасацов.
Крупнейшие армянские ашуги конца XIX-го, начала XX века — Дживани, Ширин, Шерам, Аваси.
Народная музыка
С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами). Наибольшая заслуга в этой области принадлежит Комитасу, издавшему более 2000 народных песен.
В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье.
К началу XX века относится творчество кеманчиста Саши Оганезашвили (Оганян).
Классическая музыка
Амбарцум Лимончян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись.
Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки. В частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки.
Новый подъем музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловенный в том числе национально-освободительными идеями.
Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь. Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества.
Никогайос Ташчян (1878), Венецианские мхитаристы (1882) и др. создают учебники по теории музыки и музыкальной грамоте.
Важным культурным достижением времени становится появление армянской музыкальной периодики. Еще в 1857 году Габриэль Еранян и А. Ованнисян издают музыкальный журнал «Кнар аревелян» («Восточная лира»), который с 1861 года издается под новым названием «Кнар айкакан» («Армянская лира»). С 1879 года выходит журнал «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тнтесяна. Во многих крупных армянских периодических изданиях печатаются статьи по вопросам музыки.
Важную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли Лазаревский институт а также школа Нерсесян и Геворкская семинария, в некоторой степени и училище при отделении Русского музыкального общества в Тифлисе.
С середины XIX века формируется и концертная жизнь. Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты окончившие как русские, так и западные консерватории.
Тогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е. Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова также инструментальная музыка.
С 1860-гг. продолжают создаватся песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.
Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II».
В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг. он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875). Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.
С 1880-гг. в армянской классической музыке начинается новое движение собрания и обработки древних народных песен профессиональными композиторами. Среди этих композиторов были Макар Екмалян, Христафор Кара-Мурза и Никогайос Тигранян.
С этого периода начинает свою деятельность один из наиболее важных деятелей в истории армянской музыки — Комитас, который сыграл ключевую роль в новом возрождении национально-самобытного музыкального стиля. Комитас считается основателем национальной композиторской школы. Его многосторонная деятельность определила путь дальнейшего развития всей армянской музыки последующих эпох.
Национальное музыковедение эпохи, главными представителями которого были Комитас, В. Д. Корганов, Е. Тнтесян, в основном связано с осмыслением народной и средневековой профессиональной музыки, национальных музыкальных традиций и самобытности.
Творчеством Александра Спендиарова начинается новая история армянской симфонии и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.).
Романос Меликян работает в основном в области романса.
Постановкой в 1912 году оперы «Ануш» Армена Тиграняна открывается новое стилистическое направление в армянском музыкальном театре. Произведение основано на народный музыкальный язык.
В том же 1912 году Азат Манукян создает первую армянскую детскую оперу «Конец зла».
В начале XX века начали творческую деятельность Григор Сюни, С. В. Бархударян, A. С. Маилян, А. Г. Тер-Гевондян, Д. А. Казарян, Е. Багдасарян, М. Мирзаян.
Собранием народной музыки занимался также С. А. Меликян, организовавший в 1912 году Армянское музыкальное общество.
В 1919 году в Тифлисе была создана Общество теоретиков армянской музыки.
В этот период бурно развивалось вокальное творчество. На различных сценах России и Европы выступали певцы Надежда Папаян, Тигран Налбандян, Арменак Шахмурадян (солист Гранд оперы), Маргарит Бабаян, Беглар Амирджан, Константин, Ованес, Егине, Нунэ и Мария Коргановы.
Плодотворную музыкальную деятельность развивали пианисты Степан Элмасян, Карл Микули, сестры Адамян, дирижер Александр Асланов (1912—1918 руководил оркестром Мариинского театра), скрипачи Давид Давтян и Ованес (Иван) Налбандян.
Многие армянские композиторы, музыканты, дирижеры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира.
XX век
В конце 1920 года в Республике Армения устанавливается советская власть. В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию.
В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижеров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. Тогда же в Александрополе с участием лучших музыкантов республики были поставлены русские и западноевропейские оперы и оперетты.
Несколько армянских студентов Московской консерватории в 1925 году основали квартет, который позже был назван именем Комитаса.
В 1920-гг. в развитии армянской музыки значительную роль сыгали армянский музыкальный коллектив при Доме культуры Советской Армении в Москве а также музыкальные секции Домов армянского искусства в Тифлисе и Баку.
В 1920-гг. продолжает творческую деятельность Спендиаров — в 1930-ом была поставлена его опера «Алмаст», в этот период композитор пишет «Эриванские этюды» для симфонического оркестра.
В 1921 году А. Тер-Гевондяна пишет оперу «Седа»[20], вокальные циклы создает Р. Меликян («Змрухты» и «Зар-вар»).
Уже с 1927 г. при Ереванской консерватории работает оперный класс, который в 1930 г. была преобразовна в оперную студию. В 1930-гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений. В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония.
Также важное историческое значение имело открытие в 1933 г. Армянского театра оперы и балета, и основание годом раньше Союза композиторов Советской Армении.
В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. Созданные в 1930-х, начале 1940-гг. его 1-я симфония (1934), концерт для фортепиано с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), первый армянский балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940), становятся выдающимися произведениями не только армянской но и мировой музыки.
В 1930-гг. работал композитор А. Степанян, автор сатирической оперы «Храбрый Назар» (пост. 1935), эпической оперы «Сасунци Давид» (соч. 1936).
В оперном жанре работают А.Маилян («Сафа»), А. Айвазян («Тапарникос»), Л. Ходжа-Эйнатов, С. А. Баласанян и др., в балетном жанре А. Тер-Гевондян («Невеста огня», «Анаит»), С. Бархударян («Наринэ») и др.
Армянский рок появился в середине 1960-х, в Армянской ССР. Несмотря на госзапреты, ереванские группы Армянский рок наряду с российскими выступали на всесоюзных рок-фестивалях.