Аревахач (арм. Արևախաչ, т.е. «Солнечный крест») также Кер хач (арм. Կեռ խաչ, т.е. «Кривой крест»), Хач патеразмин (арм. Խաչ պատերազմին, т.е. «Крест войны»), в некоторых источниках также упоминается как Армянская свастика — один из традиционных армянских символов, своеобразный вид свастики. Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно 7000-5000 до н.э.). Главным значением аревахача является Солнце, а отсюда и свет, движение жизни, благополучия, радости, вечности и удачи. Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей (языческий аревахач как и многие другие армянские традиции «влился» в христианство) и домов. Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача — армянской свастики.
Крест, возможно, является самым известным символом христианства, но нигде эта иконография не имеет решающего значения или укоренилась в культуре, как в Армении. Армян часто называют людьми креста и их земли, земля креста.
Куда бы вы ни отправились, тысячи хачкаров, или армянских крестов, пронизывают горную цепь древнейшей христианской нации в мире, обеспечивая редкий взгляд на искусство армянского духовного выражения.
Начиная с 4-го века преобразование армян и установление христианства как государственной религии в 301 году н.э. издали новую эру национального самосознания.
Таким образом, крест был размещен в центре армянской иконописи. Результаты которых оставили много недоумений в свое время до сегодняшнего дня. Когда крестоносцы отваживались забраться в высокогорье Армении, они неизбежно вступили в контакт с армянским крестным почитанием.
Армянское царство Киликии было сильным союзником европейских крестоносцев и считалось бастионом христианского мира на Востоке. Европейские крестоносцы заимствовали ноу-хау, такие как элементы армянского замкового строительства, искусства и церковной архитектуры.
Во время правления Константина I состоялся Первый крестовый поход. Армия западноевропейских христиан двинулась через Армянское нагорье и Киликию, направляясь в Иерусалим.
Армяне в Киликии получили мощных союзников среди франкских крестоносцев, лидер которых Годфри де Буйон принял проект «Иерусалимского креста» из армянской иконописи того времени.
Армянская помощь крестоносцам была описана Папой Григорием XIII в его Ecclesia Romana: «Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли пришли на помощь крестоносцам, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, обеспечение и командование. Армяне помогали воинам с полной храбростью и лояльностью присущей им во время Священных войн».
Дружеские отношения между армянами и крестоносцами были увязаны между собой между ними часто возникали смешанные браки. До того, как стать царем Иерусалима и основать первое государство крестоносцев, которое приняло этот символический крест, брат Годфри Болдуин из Булони был первым герцогом Эдессы (армянской Урхой, Урфа), которым он стал в результате усыновлением в качестве сына армянского принца Тороса из Урха. Болдуин также женился на дочери принца Тороса, которая стала первой Царицей Иерусалима.
Царство Армянской Киликии происходило в княжестве, основанном c. 1080 году династией Рубенидов, ответвлением более крупной семьи Багратидов, которая в разное время занимала престолы Армении и Грузии.
Армянский королевский дом Багратуни (грузинский Багратиони) позже утвердились как правители Иберии (современной Грузии), распространяющие использование Иерусалимского креста в Грузии в XIV веке.
Средневековый монах Томас Кемпис, по вопросу о Кресте, однажды заметил: «На Кресте — спасение; в Кресте — жизнь; на Кресте — защита от наших врагов; в Кресте — вливание небесной сладости; в Кресте — сила духа; на Кресте — радость духа; в Кресте — превосходство добродетели; в Кресте — совершенство святости … ». С 2010 года армянские Хачкары, их символизм и мастерство записаны в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.