Добрый день, дорогие зрители! Сегодня мы поговорим о двух замечательных арабских путешественниках X века — ал-Истахри и Абу Дулафе. Эти выдающиеся географы и исследователи оставили после себя ценные описания территорий, культур и народов своего времени, которые до сих пор остаются важными историческими источниками. Мы рассмотрим их труды, поговорим о том, что именно они писали о таких регионах, как Армения, Арран и Азарбайджан, и обсудим, какие выводы можно сделать на основе их свидетельств. Оставайтесь с нами, будет интересно! Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммед ал-Фариси ал-Истахри — первый представитель классической арабской географической школы, чьё сочинение дошло до нас. Известно, что он жил в первой половине X века. Около 340/951 года ал-Истахри написал своё географическое сочинение «Китаб масалик ал-мамалик» («Книга путей стран»), которое отличается высокой степенью осведомлённости и тщательностью описаний. Абу Дулаф — арабский поэт и путешественник X века, который путешествовал по территории современной Армении, Ирана, Средней Азии, Казахстана, Восточного Туркестана, Индии и т.д.. Свои впечатления он изложил в двух Рисалях («Записках»). Ал-Истахри, описывая Армению и Арран (то есть Албанию) и Азарбайджан (Атропатена), приводит очень интересные данные. Он пишет: «В Дебиле, крупном городе в плодородном регионе, находится резиденция правительства Армении, а в Бердаа — резиденция правительства Аррана. Там производится кермес — красная краска, используемая для окраски шерсти.» Язык в Иране, Арране и Армении арабский и персидский, кроме Двина и его окрестных регионов, где говорят на армянском языке. Он также называет Дебил значительным и крупным городом, который превосходит по величии даже Ардебиль. И здесь возникает вопрос: почему в сочинении ал-Истахри нет упоминаний об азербайджанском языке и азербайджанцах? Возможно, потому что в X веке азербайджанский народ и язык ещё не существовали. Или же может, по логике некоторых историков вроде Фариды Мамедовой и Зии Буниятова, армянские цари Багратиды могли собрать всю казну, чтобы дать взятку ал-Истахри? Или, что ещё фантастичнее, армяне могли похитить текст ал-Истахри и изменить его? Более того, данные Абу Дулафа, ещё одного арабского поэта и географа X века, подтверждают упоминания армянских названий. В своих записках он описывает путешествие через Вайоц Дзор, Капан и Хачен, территории, которые в X веке были частью исторической Армении. Хачен, впоследствии известный как Хаченское княжество, включал значительную часть земель Арцаха. возникает неудобный вопрос: сколько взяток могли заплатить армяне арабским географам в X веке, чтобы те «исказили» историю и писали о наличии армянской культуры, языка и топонимов в Армении и Арцахе?
Надо подумать…