Западная АрменияСтраницы истории

Падение Эрзрума — 27 февраля в истории Армении

Вне Строк

27 февраля 1918 года турки заняли Эрзурум (Карин). Армянские воинские части без какого-либо серьезного сопротивления отступили. Всего за три месяца (февраль-апрель) противнику удалось захватить всю Западную Армению.

В 1917 году в России произошел переворот, и русская армия начала отступление из Западной Армении и Южного Кавказа, оставляя защиту территории на только-только  начавшую формироваться армянскую армию. До революции вся территория западной Армении находилась под контролем царской армии, а турки терпели поражение на всех фронтах, приближая этим конец Османской империи.

Поэтому лучшего подарка для Турции, чем ленинский переворот, придумать было невозможно. Вся ответственность за защиту армянских западных земель легла на хрупкие плечи Армянской армии, и представители нации всячески пытались убедить своих грузинских и татарских соседей сосредоточиться на совместной обороне региона от возможных нападений турок.

К сожалению, в сфере, называемой «политика», мы были похожи на затерянный в океане корабль, на котором не было недостатка в неопытных и безграмотных кадров.

Вот, что оставила царская армия при отступлении  1917 года: около трех тысяч пушек, столько же пулеметов, около миллиона снарядов, один миллиард патронов, сто тысяч ружей, предназначенное для ста тысяч солдат летнее и зимнее обмундирование, продовольствие на два года для такого же числа солдат , около 17 тысяч лошадей, большее количество транспорта как легкового, так и грузового и др.

Мы были не способны самоорганизоваться, не смогли стать хозяевами этого огромного русского наследства, и за редким исключением оно попало в руки турецких войск, малочисленных по сравнению с нами, но имеющих силу воли, и перешедших в наступление.

10 февраля 1918 года турки практически без сопротивления захватили Трапезунд (Տրապիզոն) и продолжили продвижение на Южный Кавказ. В условиях анти армянского татаро-грузинского сотрудничества, оккупация Западной Армении становилась легким делом. Армянские общественно-политические организации вместо того, чтобы организоваться, еще более размежевались, разрушая этим оборону родины.

Андраник был в то время в Эрзруме и послал Армянскому национальному совету в Тифлисе следующую телеграмму.

«Хаос, в полном смысле этого слова. Отишелидзе ( командир всего фронта, зять командира турецкой армии Вехиб-паши) приказывает, Нац. совет приказывает, уполномоченный союза городов Агамалян приказывает, кто раньше встает, тот и приказывает.

Не приказывающих нет, чтобы я мог ими командовать. В Эрзруме есть 4 тысячи регулярной пехоты и столько же не регулярной, 500 всадников регулярной армии и столько же нерегулярной. Есть десятки пушек в хорошем состоянии.

У турок сейчас не достаточно солдат, офицеров и профессионалов. Турецкий склад оружия ограничен, а запас продовольствия нулевой.  Но у турок есть одна вещь, которой нет у нас. И эта вещь — дисциплина.

Один из защитников фронта под командованием полковника Торгома Мигран Турикян (Միհրան Թուրիկյան) в своих воспоминаниях («Քղիի ճակատի դեպքերը», Պէյրութ, 1926թ., էջ 68-69), рассказывая о состоянии дел в Эрзруме, пишет: «Было темно, когда я вошел в город, и что я увидел, боже мой… Улицы Карина были полны молодыми людьми в военной форме. Было трудно понять, эти люди были толпой без главаря и без руля или это были армяне-дезертиры.

И это в том случае, когда на расстоянии шага грохотали вражеские пушки, под которые мало кто мог подставить свою грудь. В действительности в Карине нет силы, которая может навести порядок среди этих дезертиров и отправить их на фронт…»

Автор книги «Андраник» А. Терзибашян (Ա. Թէրզիպաշյան) в своей книги, возвращаясь к тем же событиям, рассказывает: » Солдаты кричали, что это не наша страна, мы должны вернуться в нашу страну, а турецкие армяне пусть сами защищают свои границы».

Андраник несколько пробовал на собственном примере поднять боевой дух армянских солдат. Один раз с саблей в руке пытался повести за собой солдат, однако за ним не последовали. А когда он налетел на одного из отступавших, тот направил на него ружье. По другому поводу дезертир — солдат даже выстрелил в сторону Андраника, но к счастью  промахнулся.

За день до падения Эрзрума Андраник по хорошо продуманному плану пошел в атаку, но только атака началась, как пришла весть, что опытный армянский полковник Бежанбеков предательски отступил, не предупредив никого, и без единого выстрела.

Андранику удалось вернуть отступивших, открыв огонь по не починившимся. «Если не будете воевать здесь, в других местах тоже не будете воевать,»-кричал он. Не желающие воевать под стенами Эрзрума были солдаты первого и четвертого полка, которые вновь дезертировали через несколько часов и были убиты по дороге домой, попав в ущелье под турецкий огонь…»

«Расскажите потомкам, что я один, и остаюсь один под стенами Карина»,- стонал 53-летний герой.

Рассказывая про падение Карина, Симон Врацян писал: «27 февраля 1918 года самым позорным образом пал Эрзрум… В эти дни в Тифлисе появился типаж людей, защищавших фронт с чашкой чая. Всевозможные комитеты, советы, союзы, группы и роты, постоянно к чему-то призывающие. В эти дни в Тифлисе их было больше, чем военных частей на самом фронте от Вана до Ерзнка».

» В этих условиях, даже если сам Наполеон Бонапарт встал во главе армянской армии, по всей вероятности не смог стать спасителем, защитить армянский город-крепость, ни Эрзрум, ни Карс,» — позже должен быть заявить Микаэл Варандян.

После падения Эрзрума, Андраник со своими верными, закаленными в боях гайдуками, командующими маленькими отрядами, защищая тыл убегающего в панике народа, взял направление на Сарыкамыш (Սարիղամիշ) и Карс. Огромное наследство царской армии досталось перешедшим в наступление турецким войскам.

12(25) апреля враг захватил Карс, а через месяц в мае 1918 года без сопротивления вошел в Александрополь. Армянская армия отступала беспорядочно в направлении Джавахка, Еревана, Хамамлу (Համամլու-Раздан)-Каракилиса (Մեծ Ղարաքիլիսա) -Дилижан. Многим тогда казалось, что в истории Армении будет поставлена кровавая точка.

Первый грохот пушек в Сардарапате вызвал большую панику среди армянского населения Еревана и Араратской долины. Все дороги к отступлению были отрезаны татаро-турецкими войсками и курдскими отрядами. 21 мая османская армия вошла в Сардарапат…

Arshaluis Zurabyan Перевод Вне Строк

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button