АналитикаАрцахВоенные действияРОССИЯ

БЕЙДУЛЛА МАНАФ : АДСКИЙ СТАТУС КАРАБАХА? Соглашение по Карабаху: кто от него выиграл, кто проиграл и что будет дальше.

Соглашение по Карабаху: кто от него выиграл, кто проиграл и что будет дальше

Конфигурация сил на Кавказе в результате последних договоренностей изменилась. Уже нельзя говорить о сохранении статус-кво, как было после столкновений в 2016 году. И вопрос не только в изменениях контроля над территориями. Фактически можно говорить, что Азербайджан, предоставляя возможность разместить российских миротворцев на своей территории, оказывается дальше от ЕС и еще ближе к РФ. Другой вопрос, не изменит ли это и российско-армянские отношения.

Последние 10 лет, в независимости от правительства в Ереване, постоянно подчеркивалось, что Армения не готова к близким отношениям с ЕС, соглашению об ассоциации и т.п. именно потому, что она крайне зависима от российской помощи в сфере безопасности, и только это удерживает ее от войны с Азербайджаном. По факту же Москва не встала на армянскую сторону в 2020-м ни во время летних пограничных столкновений, ни во время боевых действий в последние два месяца. Не была оказана помощь и в рамках пресловутой ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности). Соответственно, можно ожидать в ближайшие месяцы, что многие в Армении поднимут вопрос — а стоит единолично отказываться от сотрудничества с западными странами?

Более того, как во время Львовского форума по безопасности отметил бывший заместитель секретаря Совета нацбезопасности Грузии Бату Кутелия, Армения теоретически получила «золотую карту», чтобы пересмотреть присутствие российских военных баз на своей территории и избавиться от них, поскольку поддержание безопасности российскими военными, в соответствии с соглашением, перемещается на территорию Нагорного Карабаха. Но вряд ли такой сценарий станет реалистичным, поскольку даже самые проевропейски настроенные силы в Ереване не являются столь антироссийскими. К тому же сохраняется затяжной политический конфликт с Турцией.

Основные вопросы, которые ставят перед собой эксперты: почему удалось договориться именно сейчас и не было ли это фактическим принуждением Армении принять невыгодные условия, поскольку Россия, Турция и Азербайджан договорились за ее спиной?

Почему именно сейчас — ответ не является однозначным и очевидным. В пользу этого сыграли несколько факторов: занятие стратегического и важного для Азербайджана города Шуша, видимое истощение сил, близость к занятию главного города НКР — Степанакерта, плохая экономическая и эпидемиологическая ситуация в обеих странах, приближение погодных условий, при которых в этом регионе невозможно воевать. Список можно продолжать.

Что касается второго вопроса, не стало ли это сговором Москвы, Баку и Анкары, то последнюю, как показали события следующего дня, уже можно вычеркивать из списка победителей. А отдельные заявления российского руководства свидетельствуют, что турецкое участие было крайне важным во время боевых действий, но не стало таковым в мирном процессе.

Кто в проигрыше?

Первый ответ — Минская группа ОБСЕ, которая много лет возглавлялась США, Францией и Россией. Последняя и раньше часто выступала с сепаратными мирными предложениями и выходила на отдельные переговоры со сторонами конфликта. Но в 2020 году понадобилось несколько дней с начала боевых действий, чтобы было сделано хотя бы первое заявление. Далее Париж и Вашингтон фактически отсутствовали. Соответственно, можно говорить, что этот формат окончательно потерял свою релевантность для урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Второй проигрыш — у ОДКБ. Организация, которую так рекламирует Россия и членом которой является Армения, также не только не оказала помощь стране-члену (формальная причина — военные действия не велись на территории Армении), но и сначала даже не могла собраться для рассмотрения вопроса. Как следствие, и так небольшое доверие других союзников РФ к этой организации вряд ли будет легко восстановлено, а расчет на российскую помощь будет определенным образом пересмотрен.

Важным вопросом остается, усилила ли Турция свои позиции на Кавказе, или проиграла из-за соглашения, которое подписали без ее участия. И в целом — удовлетворится ли Турция текущим положением вещей? Поскольку, согласившись на переговоры, в итоге она не стала полноценным их участником, а также миротворцем.

Еще недавно, когда речь шла о миротворцах, звучали предложения о совместном россйиско-турецком присутствии, но в тексте соглашении турецкие миротворцы не прописаны. В то время как президент Эрдоган заявляет, что Турция будет наблюдать за соблюдением соглашения (даже отмечалось, что будет создан специальный центр вместе с россиянами), а президент Азербайджана Ильхам Алиев говорит о размещении турецких представителей, официальные лица как в Ереване, так и в Москве отрицают их участие.

Соответственно, остается вопрос, лукавит ли азербайджанский лидер, который в результате получил поддержку обеих стран, противостоящих друг другу в регионе. А возможно, Москва переиграла как Баку, так и Анкару, а соответственно, эта мирная сделка может снова долго не продержаться.

Что касается Азербайджана и Армении, то ни одна из этих стран пока не является в выигрыше или проигрыше, поскольку финальный статус Нагорного Карабаха остался вне условий соглашения, а дальнейшие действия, как российских миротворцев, так и жителей этих территорий могут значительно изменить ситуацию уже весной.

Что будет дальше

Различные интерпретации соглашения уже начались. И это касается не только турецкого присутствия. Некоторые СМИ уже сообщают о различии текста, который был опубликован сразу после заключения соглашения, и той версии, которую предоставила РФ позже. Поэтому последующие недели стоит следить за тем, как будет каждая сторона интерпретировать положения соглашения.

Те условия и диспозиции сил, которые зафиксированы ночным соглашением Еревана и Баку, не являются окончательным решением конфликтной ситуации. Соглашение временно остановило войну и гибель людей, но ни в коем случае не дало ответа на основные вопросы, из-за которых конфликт продолжался последние 30 лет. Более того: оно только усложнило расклад сил.

Во-первых, если Россия продолжит вытеснять Турцию из мирного процесса, то это может привести к асимметричному ответу Анкары и значительному обострению уже российско-турецких отношений.

Во-вторых, остается вопрос, как, куда и каким образом будут возвращаться беженцы на территорию Нагорного Карабаха и азербайджанских отвоеванных районов, которые почти 30 лет находились под армянским контролем, но вне НКР. Азербайджанцы из Шуши и оккупированных территории за пределами НКР, которые оставили дома 30 лет назад, уже готовы возвращаться, а это может повлиять и на политику безопасности, и на демографическую ситуацию.

В-третьих, вряд ли стороны вернутся к базовым Мадридским принципам по урегулированию конфликта, которые оставались более или менее актуальными с 2007 года. Соответственно, мирный переговорный процесс начнется фактически с нуля, при совершенно иной ситуации на местах, других посредниках и задействованных сторонах.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button