Имеет ли Якутская культура общие черты с армянской или шумерской?! На эти вопросы отвечает исследователь Юрий Саргсян
Армянская мифология или Дицабануцюн (арм. Հայկական դիցաբանութիւն) — основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии, и до сих пор сохраняются в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения к поколению традиций и исконных устоев её самобытности[источник не указан 2904 дня]. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов[1].
Пантеон армянских богов (дицов), формировавшийся во времена зарождения протоармян, унаследовал и, на начальном этапе своего существования, сохранял основные элементы религиозных предствлений протоиндоевропейских племен, населявших Армянское нагорье. Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась армянским жречеством как сакральная. Первоначальным культом поклонения являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне, называющие себя ареворди (арм. — чада Солнца). С древнейших времен Солнечная религиозная символика занимала особое место в армянской религиозности, существуя вне времени и вне истории её развития.
Также среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские корни, можно назвать культ орла и льва, почитание Неба. В основу многих древнеармянских мифов легли в модифицированном виде мотивы ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с IX в. до н. э. — между государством Биайна (Урарту) и Ассирией.
С течением времени армянский пантеон обновляется, в нём появляются новые божества, имеющие собственно армянское, а не праиндоевропейское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы и главой пантеона выступает Айк — прототип легендарного Айка-Лучника.
Также, по мнению Алишана, верховным дицом армянского пантеона считался и Ванатур, которого позже заменил Арамазд. Последний же хоть и появился под воздействием зороастризма (ср. Ахура-Мазда), но частично сохранил и исконно армянские черты).
Аналогичным образом исконно армянскую дицуи плодородия и материнства Нар заменила Анаит.
В эллинистическую эпоху (III—I вв. до н. э.) древнеармянские дицы сравнивались с античными богами