АналитикаАрхитектура АрменииВсе о самом интересном..ЗанимательноеИнтересные фактыКрасоты Армении...КультураМонастыри . Церкви Арменииоб АрменииПо страницам историиХристианство

Загадка фресок монастыря Дадиванк.

Недавно вышла в свет очень ценная с исторической точки зрения книга «Дадиванк. Возрожденное чудо», посвященная долгой и славной духовно-культурной миссии монастыря Дадиванк, его возрождению и реконструкции в наши дни. Издание представлено на трех языках — армянском, русском и английском.

Руководитель проекта — учредитель Международного благотворительного фонда «Виктория» Гаянэ Георгян рассказывает, что книга «Дадиванк» с благословения архиепископа Паргева Мартиросяна начала свое путешествие с Арцаха, где прошла ее первая презентация, и, обойдя ряд стран, вернется туда же — в монастырь Дадиванк.

Дадиванк (другое название — Хутаванк) — один из древнейших армянских монастырей (согласно преданию, был основан в I веке), расположен в районе Карвачар в Арцахе (Нагорный Карабах).

Как гласит предание, он был основан на месте, где в I веке пал мученической смертью один из учеников апостола Фаддея — Дади. Дадиванк достиг расцвета в XIII-XIV веках. В его стенах создавались рукописи, он служил резиденцией епископов, княжеской гробницей и местом народного паломничества. Соборную церковь Дадиванка — Св. Катогике — построила в 1214 году в память о своем усопшем муже, князе Вахтанге, и двух сыновьях княгиня Атерка Арзу Хатун.

В 1921 году, в период советизации, Нагорный Карабах стал разменной монетой в игре большевиков, которые в попытке найти общий язык с Турцией, покровительницей азербайджанцев, отдали земли, заселенные армянами, новосозданному государству — Азербайджану. Монастырь Дадиванк пришел в запустение, хуже того, был превращен в хлев. И только в 1993 году, когда территория была освобождена и снова перешла к армянам, в храм вернулось Божье Слово.

Монастырь является собственностью Арцахской епархии Армянской апостольской церкви. С 1997 года он был большей частью восстановлен силами благотворителей и организации, занимающейся изучением армянской архитектуры (RAA). Но работы продолжаются по сей день. В 2014-2015 годах специалисты из Италии — архитектор-реставратор, доктор Ара Зарян и специалист по реставрации стенных росписей, доктор Кристин Ламуре — обратили внимание на фрески, сохранившиеся на северной и южной стенах церкви Святой Катогике.

Из-за тусклости и слоя копоти фрески были плохо видны, поэтому сложно было сказать, какие библейские сцены там изображены. Ара и Кристин взялись за сложную и ответственную работу. Сегодня фрески можно увидеть в максимально целостном виде, что дает возможность для их разностороннего изучения.

©Елена Шуваева-Петросян

Фрески Дадиванка примечательны своей тематикой: на одном из изображений показана житийная сцена интронизации Николая Чудотворца, на другом — мученическая смерть Святого Стефана. «Николай Чудотворец, широко почитаемый в России, считается одним из наиболее «доступных» к человеку святых, к нему обращаются чаще всего, — рассуждает Гаянэ Георгян. — Но что интересно, в Армении он никогда не был таким популярным, поэтому изображение его на армянской фреске можно отнести к единичным и уникальным».

«Вопрос о причине создания фресок в Дадиванке мог бы и не возникнуть, если бы они были похожи на уже существовавшие до XIII века известные армянские фрески, — пишет в книге доктор исторических наук профессор Карен Матевосян, обращая внимание на выбор сюжетов — житийные изображения святых Стефана и Николая, в особенности изображение Святого Николая, которое не встречалось ни в более ранние, ни в поздние периоды на фресках церквей, конфессионально принадлежавших Армянской церкви. — Здесь заслуживает внимания мнение искусствоведа Лидии Дурново, которая считает, что появление такого редкого образа должно было иметь особые причины.

Сохранились сведения о любопытном событии, произошедшем на территории Дадиванкской епархии в середине XIII века, позволяющие выдвинуть гипотезу». Карен Матевосян ссылается на один из отрывков труда историка Киракоса Гандзакеци (1203-1271), составляющий отдельную главу под названием «О Давиде-обольстителе». В 1250 году, а время тогда была нестабильное — после набегов монголов люди ждали конца света и каждое непривычное явление воспринимали как небесное знамение, пошла молва о том, что в Хачене (часть Арцаха, где и располагается Дадиванк) «прошел град и вместе с ним с неба упали рыбы длиною в пядь».

В это же время в деревне Цар, относящейся к Дадиванской епархии, появляется некий Давид-врачеватель, Давид Цареци, называющий себя «чудотворцем». Люди, уставшие от испытаний и тягот, начинают верить в его святость и следуют за ним. Существует версия, что фреска с изображением Николая Чудотворца на стене в монастыре Дадиванка была создана, чтобы показать, что у церкви уже есть свой признанный Святой, получивший свой дар от Христа, — настоящий Чудотворец. «По всей вероятности, неслучайно и то, что в Дадиванке изображена житийная сцена рукоположения Святого Николая, где с одной стороны Христос протягивает ему Библию, а с другой — святая Дева Мария передает ему омофор, — считает Карен Матевосян. — Эта известная иконографическая сцена — свидетельство неоспоримого авторитета Святого Николая. Однако удивительно появление в этой сцене образа архангела Михаила, не встречающегося в указанной иконографии на известных нам фресках и иконах, распространенных сотнями в византийском, русском и европейском искусстве, и являющегося единственным в своем роде.

Архангел Михаил, один из величайших святых церкви, глава святого воинства ангелов, выступает здесь не только в сугубо образном обличии, но и с речью, обращенной именно к Николаю, написанной в верхней части фрески: «Я — Михаил, всегда храню тебя, и твой сотрудник с детства» (затем следует год создания фрески — 1297)». Очищая стены от копоти, реставраторы Ара и Кристин обнаружили на стене, ведущей от алтаря к северной ризнице, написанную красной краской сокращенную запись имени «Давид» (согласно палеографии — XIII-XIV века). «Трудно настаивать, что это имеет отношение к Давиду Цареци и что это дело рук людей, вспоминавших его, но в то же время этого нельзя исключать», — говорит Карен Матевосян.

На другой фреске представлена сцена побивания камнями Святого Стефана Первомученика. В верхней части изображения представлен Христос, обращающий свою руку в сторону ангелов. Между ними сделана надпись назидательного характера: «Смотрите, как бренная сущность страдает из-за меня».

©Елена Шуваева-Петросян

Фрески Дадиванка первым описал архиепископ Месроп Тер-Мовсисян (Магистрос) в 1911 году после посещения монастыря, который являлся крупнейшим владением первопрестольного Святого Эчмиадзина в Арцахе.

Из-за того, что фрески были видны частично, иконографические темы были прочтены неверно: архиепископ Месроп принял сцену мученичества Святого Стефана за сцену рождества Христова, а в композиции с Николаем Чудотворцем не был разгадан основной сюжет. То, что на фресках изображены именно Святой Стефан и Святой Николай, установила искусствовед, исследователь искусства средневековой Армении Лидия Дурново.

Изображение Николая Чудотворца в Дадиванке можно считать если не единственным (церквей, носящих имя Святого Николая, в разное время и в разных областях исторической Армении было по меньшей мере 29: в Высокой Армении, Тарон-Туруберане, также в Малой Армении, в окрестностях Себастии, были две церкви, упоминавшиеся еще с XII века), то точно единственно сохранившимся.

До наших дней уцелела, правда, в плачевном состоянии, церковь Святого Николая Чудотворца Русской Православной церкви в селе Амракиц Лорийской области Армении. Церковь была построена в 1846 году для православных верующих села Николаевка (ныне село Амракиц). Искусствовед Авет Аветисян рассказывает, что в четырнадцати рукописях, хранящихся в Матенадаране, есть миниатюры, изображающие Святого Николая. Самая ранняя из этих рукописей — Чашоц (Лекционарий) царя Хетума — относится к 1286 году. Знаменитая в армянском искусстве станковая икона Чудотворца находится в музее Алека и Мари Манукян (Гандзатун) Святого Первопрестольного Эчмиадзина.

©Елена Шуваева-Петросян

«Первое посещение церкви Святой Богородицы (Катогике) монастыря Дадиванк в 2014 году заставило нас о многом серьезно задуматься, поскольку состояние стенных росписей на внутренних южной и северной стенах было плачевным, — рассказывают реставраторы Ара Зарян и Кристин Ламуре. — Сопровождавший нас персонал не смог представить нам иконографию росписи, ее тематику, а также дату ее создания.

В ходе проведенных нами на месте предварительных исследований и опытов выяснилось, что подробное изучение росписи на южной стене станет возможным только после того, как с нее удалят столетиями оседавший чужеродный слой, копоть, пыль, грязь, следы от горевших свечей, частицы краски и угля». Специалисты приступили к работе в августе 2014 года. После сборки лесов (некоторые конструкции были собраны из деревянных досок высотой в 13 метров) начались работы очистке копоти и наполнению трещины, проходившей по росписи сверху вниз и имевшей в разных частях разную ширину. Реставраторы разбили работу на два подхода и вернулись в Арцах в 2015 году.

К тому времени отцом-настоятелем Дадиванка был назначен гандзасарский иерей отец Ованес Ованесян — как говорят Ара и Кристин, «крепкий как скала и преданный своему делу священник, добровольно участвовавший во всех мероприятиях и всегда находивший помощников для выполнения той или иной работы». Очень интересный факт, Кристин работала над фресками в разных храмах во многих странах, но именно в Дадиванке ей захотелось покреститься, что она и сделала в феврале 2018 года после презентации книги «Дадиванк. Возрожденное чудо», а Ара стал ее крестным отцом.

«Книга «Дадиванк. Возрожденное чудо» — первый проект Международного благотворительного фонда «Виктория», так сказать, первая ласточка, — рассказывает Гаянэ Георгян. — Фонд был создан для того, чтобы напомнить широкой общественности о важности сохранения и изучения всемирного исторического и культурного наследия, чувствительного к природным, политическим, военным и иным катаклизмам. Мы считаем, что не должно существовать территориальных и национальных границ в деле сохранения культурных ценностей, так как уверены, что именно толерантность и взаимное уважение между разными религиями и культурами являются основой мира и международной стабильности».

Предводитель Арцахской епархии ААЦ архиепископ Паргев Мартиросян благословил инициативу фонда «Виктория» по созданию и публикации книги, содержащей подробное исследование и профессиональный анализ фресок Дадиванка и одновременно представляющего образ в армянском искусстве одного из великих вселенских патриархов — святого Николая Чудотворца. «Пусть Бог хранит мир на армянской земле, с ее арцахским краем, богатым святыми церквями, занимающими достойное место в сокровищнице мирового искусства», — сказал он, добавив, что Арцах, славящийся своими святынями, может быть привлекателен для развития паломнического туризма.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button