Авторская программаАрмянеВ мире интересногоВсе о самом интересном..Интересные фактыИсторические персоныИсторияоб АрменииПо страницам историиХристианство

Армяне в Центральной Азии. Озеро Иссык-Куль. Рассказывает Владимир Плоских.

Нашумевшая история озера Иссык-Куль, чьи воды скрыли Армянский монастырь XIII в. Искатели приключений, ученые и даже агенты КГБ на протяжении 150 лет пытались выйти на след исторических сокровищ древности. Интервью вице-президента АН Киргизии В.М. Плоских для фильма «Андин. Хроники армянских путешествий» 2014 г.

Тайна средневекового армянского монастыря на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии не дает покоя исследователям. Первое упоминание об этом монастыре отмечено XIV веком, но потом следы теряются. Об иссык-кульском армянском монастыре рассказывает известный картограф-исследователь Рубен АТОЯН. Уроженец Ванадзора, он окончил Московский институт геодезии и картографии. Кандидат технических наук. Создал более ста крупноформатных картографических работ: атласов, различных карт, а также десятки панорамных карт разных городов, регионов, островов и др.

Окончание. Начало в номере “НВ” от 05.09.13.

Христианство никогда не доминировало в здешнем регионе, однако уже в IV веке местные христианские общины были довольно многочисленными, и город Мерв (современный город Мары в Туркменистане) получил статус митрополии.
В своем труде “Золотая дорога до Самарканда” современный исследователь Вилфред Блант пишет об этом древнем городе: “Христианская община состояла здесь, как и в большинстве центральноазиатских стран, из сирийских якобитов, сирийских мелкитов и армян из Армянской Апостольской церкви. С V века здесь был важный центр несторианства, и с VIII по XV века город имел своего митрополита”.
Армяне впервые появились в Центральной Азии в составе парфянской, а затем и персидской армий. В конце VI века шах назначил Смбата Багратуни командовать войском, направленным в страну кушанов. Затем армянский полководец стал наместником завоеванной области. Армянские купцы издавна перевозили товары по Великому Шелковому пути. На городище старого Термеза археологами обнаружен храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры VII-VIII вв. Тогда же сюда проник ислам.
Частые упоминания современниками армян в этом обширном регионе начинаются с начала монгольских завоеваний в XIII веке, когда за короткий срок значительная часть Азии оказалась под единой властью. Христиане пользовались особым расположением монгольских ханов, на сей счет есть многочисленные свидетельства.
О большой христианской общине на Востоке мы узнаем из письма главнокомандующего киликийской армией Смбата Спарапета кипрскому королю Лузиньяну. В 1247 г. Смбат проезжал Сантекванту (Самарканд), когда ехал в Каракорум во главе дипломатической миссии Киликийского армянского государства для переговоров с Гуюк-ханом. В своем письме он пишет: “… Я сам заходил в их церкви и видел там изображение Иисуса Христа и трех царей, принесших ему золото, мирру и фимиам. Этими царями народности были обращены в новую веру, и благодаря им хан и его ближние совсем недавно стали христианами настолько, что перед своим двором они имеют церкви и колокола, в которые они звонят, ударяя в них деревянными палками, и, идя к хану, их повелителю, они обязаны раньше зайти в церковь поклониться Иисусу Христу, прежде чем приветствовать императора”.
Сообщения о крещении великих ханов повторяются у самых разных средневековых авторов — об этом свидетельствуют и Марко Поло, и католические монахи-дипломаты. Член киликийской царской династии Хетум (Гайтон) в своей книге “Цвет историй Востока”, написанной на старофранцузском языке в городе Пуатье, сообщает о крещении хана Мунке (Мангу) армянским епископом во время пребывания в ханской ставке своего тезки и дяди, царя Хетума I.
При описании двора сына Бату Сартака близ Итиля (Волги) францисканец Вильям Рубрук упоминает армянских священников, которые знали по-турецки и по-арабски, и священников-несториан. При дворе Мангу-хана “толмачами были армяне из Великой Армении”, был и “великий секретарь, христианин из несториан, по совету которого делается почти все”.
Христианские церкви Рубрук встречал как по дороге, так и в ставке великого хана. “Я увидел дом, над которым был крестик. Тогда, сильно обрадовавшись и предполагая, что там находится что-нибудь христианское, я вошел с уверенностью и нашел алтарь, убранный поистине красиво. Перед алтарем сидел один армянский монах…”
Рубрук пишет о посещениях церкви великим ханом, его старшей женой и детьми, об излечении ханской жены священниками. Подробно говорит о драгоценном кресте, привезенном “одним армянином” из Иерусалима и подаренном Мангу-хану. Рубрук также сообщает, что несториане и армяне в ставке хана действовали сообща, ходили в одну и ту же церковь, правда, посты соблюдали по-разному.
При Чингисхане и его преемниках Угедее и Мункэ Монгольская империя достигла неслыханных размеров, распростершись от Китая до Западной Европы. В XIII веке Центральная Азия и Дальний Восток впервые в истории открылись для европейских путешественников. Европейцы оценили выгоды торговли с монголами, а также стремились использовать мощь монгольской армии против своих мусульманских противников на Ближнем Востоке.

Вещественными доказательствами существования христианских общин возле Иссык-Куля служат многочисленные археологические находки. На побережье озера, возле христианской церкви и кладбища на городище Ак-Бешим, на городищах Бурана и Краснореченска были найдены могильные камни “кайраки” с эпитафиями, бронзовые и нефритовые нательные кресты, терракотовые плакетки и керамические сосуды с христианской символикой — например, покрытая синей глазурью ваза с изображением двенадцати апостолов.
В 80-х годах XIX века Н.Пантусовым, чиновником по особым поручениям при губернаторе Семиреченской области на Пишпекском (совр. Бишкек) кладбище были обнаружены более шестисот могильных камней с христианской символикой. Профессор Д.Хвольсон и академик В.Радлов определили надписи на камнях как эпитафии христиан несторианского толка. Существование близ Иссык-Куля армянской общины косвенно подтвердила двуязычная армяно-сирийская надгробная надпись на камне, найденном Пантусовым на том же кладбище в 1892 году и в следующем году высланном в Санкт-Петербург по поручению Императорской Археологической комиссии. Специальную статью посвятил этой надписи Н.Я.Марр. В переводе с армянского она гласит: “Христос Иисус, Господь Бог. Владыка Иован (Иоанн) армянский епископ летоисчисления армянского 772 написана эта память”. Вертикальная сирийская надпись на том же камне переводится так: “Это есть могила Иоанна, епископа армянского”. Марр делает вывод: “То обстоятельство, что на Пишпекском кладбище, как оказывается, был погребен армянский епископ Иоанн и память о нем увековечена армянской надписью, датированной от 772 армянской эры (= 1323 по Р.Х.), дает основание предполагать, что в памятнике мы имеем указание на более или менее значительную армянскую колонию, а не на единичную личность, заброшенную судьбой в такую даль от Родины…”

Где же искать армянский монастырь — вероятное место нахождения важнейшей общехристианской реликвии? Некоторые пытались найти ответ в старинном местном предании о сокровищах: “…В 1218 г. Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном. Монахи христианского монастыря в Суябе и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан. За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ…”
До сих пор большинство ученых склоняется к мнению, что монастырь ушел под воду озера Иссык-Куль. В прибрежной полосе озера, в разных местах на глубине не более десяти метров археологами найдены строения, датируемые от рубежа новой эры до XV столетия, обнаружены многочисленные предметы старины.
Интерес к подводным памятникам Иссык-Куля возник почти два столетия назад. О развалинах, хорошо видимых под водой, упоминают купец Исаев в своей записке от 1857 года, путешественник и исследователь М. В. Певцов в дневнике “Путешествие в Кашгарию и Кун-Лунь”.
В советские годы озеро Иссык-Куль стало закрытой территорией для иностранцев, а собственных средств на дорогостоящие подводные поиски не было. В середине 60-х годов с большим трудом Кыргызская Академия наук приобрела акваланги, и археолог Д.Винник вел исследования на северном берегу озера. Были найдены руины больших построек из обожженных кирпичей. Затем, в 80-х годах эстафета, перешла к В.М.Плоских и В.П.Мокрынину. Первый из них, ныне академик, вице-президент Национальной Академии наук Кыргызстана посвятил многие годы монастырю с каталонской карты: “У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте”.
В ходе методичных подводных исследований археологи с аквалангами обнаружили, помимо названных, остатки еще семи античных и средневековых поселений. Но ничего похожего на развалины монастыря обнаружить не удалось.
Возможно, искать его надо близ Сикуля, название которого напоминает искаженное Иссык-Куль (вспомним надпись на карте). Тем более что в предании говорится о горах близ озера, а все остальные древние поселения находятся на равнинной местности.
Несколько лет назад в средства массовой информации поступило краткое сообщение от руководителя экспедиции Кыргызско-Российского Славянского университета академика Владимира Плоских об открытии армянского монастыря в Тюпском районе близ деревни Кюрментю и одноименного старинного города. Монастырь оказался подземным. Он находится внутри большого глиняного холма на бывшем острове, превратившемся в полуостров Светлый из-за падения уровня воды в Иссык-Куле. Узкий лаз, ведущий в подземелье, постепенно расширяется, образуя обширное помещение, от которого в разные стороны ответвляются на двух уровнях около 30 монашеских келий. Планировка напоминает средневековые пещерные монастыри и монашеские пустыни Армении, есть признаки сходства и с церковью, остатки которой сохранились на городище Ак-Бешим близ Токмака.
Остается ожидать дальнейших новостей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть первое сенсационное сообщение.
Рубен АТОЯН
Журнал “Анив”

С сокращениями.

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button