АрхеологияВ мире интересного

Могила Ноя в Нахиджеване представляется, как «азербайджанский памятник архитектуры»

Могила Ноя в Нахиджеване представляется, как «азербайджанский памятник архитектуры» Смотрим источники: Н.Тер-Аветисян «Путевые записки паломника» (Тифлис, 1889 г.) «Это низкое, восьмиугольное, выложенное кирпичом строение с плоской крышей, напоминающее залатанные останки большой башни с двумя входами с противоположных сторон. Внутри строение арочное и опирается на тонкую колонну в центре. У этой колонны молятся, зажигают свечи, курят ладан, и именно это место в народе называют «Ноевым ковчегом». Суеверные армяне во время Страстной недели толпами отправлялись на Ноеву могилу и имели обыкновение, после принесения даров и поклонения праху Ноя, приклеивать небольшие камешки к своду пещеры, вымазанной глиной, будучи уверены, что если камешки прилипнут, то их желания и просьбы будут исполнены». На картинке — армянский склеп, где ровно ничего, относящегося к мусульманской традиции, нет в помине — простые стены, вход, как у сельских церквей в Армении. Ни единой арабески или арабской надписи. Видны армяне, сидящие рядом. Сейчас на месте гробницы сооружено… Смотри фото номер 2 Источник фоторафий: wikimedia.org О том, что , по преданию, Ной захоронен в древнем армянском г. Нахичеване, подаренном турко-большевиками впервые созданной в истории республике Азербайджан, не знает, наверное, только ленивый. Одним из первых гробницу Ноя упоминает летописец XIII в. Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвященной географии Армении и соседних стран: «Гробница великого прародителя Ноя находится в Нахичевани, а могила Ноемзар (жены Ноя — прим.автора) — в Маранде.» А одна из легенд, напротив, гласит, что жена Ноя была похоронена в Нахичевани. По другой, сам Ной после весьма продолжительной жизни нашел упокоение в Ливане. Но есть еще и третье предание, которое указывает, что патриарх был захоронен в Нахичевани. Как видим, версий много. На фоне тотального присваивания и уничтожения Азербайджаном культуры армян, персов и объявления всех и вся в регионе азербайджанским, забавно напомнить Баку, что в советские годы бывший тогда директором нахичеванского Музея ковров Ареф Гадымов, посвятивший около 30 лет жизни изучению мест, связанных с Ноем, утверждал, что Ной похоронен в Нахичевани. По его словам, надгробие просуществовало вплоть до середины 1980-х годов, пока его не снесли якобы атеисты. Русский просветитель К.А.Никитин, работавший в нахичеванских школах в 80-ые годы XIXв., оставил подробные материалы о связи Ноя с Нахичеванью и детальные описания его гробницы, находящейся в этом городе. Он в своей работе «Город Нахичевань и Нахичеванский уезд» (1881) так описывает находящуюся здесь могилу и мавзолей пророка Ноя: «Благодаря преданиям и истории, записавшей предания в свои летописи, а также религиозному чувству армян, гробницы Ноя и других членов его семейства сохранились от всесокрушающей руки времени, поддерживаются и восстановляются на столько, чтобы не утратили своего первоначального вида. Ноева гробница находится на южной стороне города, вблизи остатков старой крепости. В настоящем виде она была возобновлена персиянами в VIII столетии, во время их обладания Нахичеванью. Теперь она представляет небольшую часовню, вросшую в землю. Здесь прежде была церковь, впоследствии разрушившаяся, настоящая же часовня – остаток прежней церкви, для которой она служила нижним этажом. Внутренность часовни, в которую нужно спуститься по ступеням, похожа на пещеру, почти круглую, со сводами, поддерживаемыми на средине каменным столбом. Под этим-то столбом, по преданиям армян, покоится прах прародителя Ноя. В пещере нет ни образов, ни украшений; стены выбелены и исписаны на разных языках именами путешественников и богомольцев». Ещё раньше, в 1846г. «Кавказский календарь» отмечал, что гробница Ноя являлась местом, где молились местные армяне. А шотландский путешественник Джон Фостер Фрезер, побывавший в регионе в 20-х годах XX века отмечал, что место считалось у армян святым: «Во время праздников, армяне толпами приходили в часовню, где после поклонения могиле Ноя и принесения даров, имели обычай прикреплять маленькие камешки к своду часовни. Суеверные армяне считали, что если их камешки прилипнут то их желания и просьбы будут исполнены.» Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, некоторые персидские и армянские историки относят основание гробницы к 1539г.до н. э..

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button