АналитикаАрцахПолитика

Семен Багдасаров: Арцах уже никогда не вернется в состав Азербайджана.

По мнению политолога Виталия Третьякова, если провести своего рода соревнование между российскими и армянскими политологами, армяне одержали бы безусловную победу. Прежде всего знанием до мельчайших деталей сути вопроса, умением логически и творчески мыслить, формулировать вопрос в доступной и понятной манере. В связи с событиями на Ближнем Востоке особо востребованы в России эксперты-востоковеды. И здесь безусловное лидерство принадлежит Семену Багдасарову, полковнику в отставке, директору Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии.

Несколько импульсивный и эмоциональный, он привлекает внимание широкой аудитории широтой знаний Ближнего Востока. К его мнению прислушиваются в МИДе РФ, просят готовить аналитические записки в Министерстве обороны России, он постоянный гость комиссий и советов по международным делам. Специалист высокого класса, к мнению которого не только прислушиваются, но и требуют дать соответствующий прогноз или мнение. Откровенно говоря, был несколько обескуражен, когда на конференции Союза армян России он заявил, что Армения неправомерно называется … Арменией. Нынешняя Армения составляет всего лишь 7% от тех территорий, которыми в свое время располагала и оставила на них свои исторические памятники. Багдасаров считает Арменией Киликию, Эрзерум, Ван, Карс, Арцах, Нахичеван… Правильнее было бы называть нынешнюю Армению «Восточная Армения». Не менее интересно узнать его мнение, как известного российского политолога о вопросах, касающихся Армении и Арцаха. Поскольку с биографией Семена Аркадьевича можно ознакомиться в интернете, представляю нашу беседу с ним.

— Ваше видение ситуации в Сирии…

— Обстановка тяжелая. К сожалению, псевдосоюзник России Турция, вооружает оппозицию, которая упорно сопротивляется и переходит в контратаки в Идлибе, в Ильхаме, откуда ведет обстрелы российской авиабазы Хмеймим. Сирийская проблема для решения потребует очень много времени.

— Как воспринимают в России присутствие контингента армянских военных саперов в Сирии, который недавно получил пополнение?

— Глубоко положительно. Во всяком случае руководство Министерства Обороны России очень радо и относится к решению Армении с признательностью и уважением. Ведь ни одна другая страна, даже члены ОДКБ не принимают участия в военных операциях в Сирии вместе с российскими войсками. А для России даже маленькая помощь союзной страны не только материальная, но и мощная моральная поддержка. Это дает возможность говорить о присутствии в Сирии кроме Ирана и Турции, международного контингента, как это делают США и Запад. Официально, на бумаге, CША в Сирии поддерживают 60 стран мира! И получается, что хоть и говорят о дефиците доверия к Армении со стороны России, объективно, на деле Армения самый верный союзник России. Армения проводит и гуманитарные акции, оказывает медицинскую помощь местному населению. Нужно, чтобы армянские военные специалисты активнее включились в процесс подготовки и обучения кадров для Сирийской армии из числа ополченцев — армян, ассирийцев, греков, которые самоорганизовались в отдельные отряды и обороняют свои районы. Организовать их, научить подчиняться дисциплине. Тем более, что блестящий опыт перехода от стихийного ополчения и добровольческого движения к созданию регулярной армии Армения приобрела в ходе Карабахской войны еще с начала 1990-х годов. Надо работать не только в Алеппо, где сосредоточен армянский контингент, а еще и в городе Камышли, половину которого контролируют отряды курдов, половину сирийская правительственная армия. Там очень много армян и ассирийцев, — такой же древний народ, как и армяне, близкий нам народ, который доверяет армянам, хочет сотрудничать и помогать. Обучение их ведению боевых действий было бы хорошим вкладом в установлении мира на сирийской земле.

Как показала практика, армянские саперы демонстрируют очень высокий уровень профессионализма. Насколько я знаю, там был всего один случай гибели сапера на мине. При проведении разминирования с участием саперов — это очень высокий показатель, в других армиях потери бывают в несколько раз выше. Сотрудничество с российской армией армянских военных проявляется не только в процессе разминирования, но и в обнаружении и изучении новых видов мин, взрывчатых веществ, систем взрывателей. Это очень важно, поскольку Азербайджан закупает очень много оружия и боеприпасов за рубежом. И знать их технические характеристики, — это большое подспорье в случае конфликта. Обретенный в Сирии опыт армянских саперов будет очень востребован в случае начала войны в Арцахе. Так что присутствие армянских военных в Сирии это не только помощь соотечественникам, проживающим в Сирии, но и реальная школа в условиях боевых действий.

— Недовольство присутствием армянских военных в Сирии выражают США, Турция…

— Конечно, будут выражать недовольство, что армянские военные присутствуют в Сирии не по линии Госдепа США, а по прямому приглашению правительства Сирии. У армянского военного контингента есть железобетонные аргументы — защита соотечественников, родных и близких. Только в Алеппо до войны проживало 150 тысяч армян. Сирия — страна, которая приютила армянских беженцев, спасшихся от турецкого геноцида. И помогать Сирии — это еще и исторический долг Армении. Поэтому любое недовольство против армянского контингента всего лишь эмоции, обращать внимание на которые не стоит. Что собственно и делает Армения. Чем больше чертыхается Эрдоган из-за армянского контингента в Сирии, тем лучше, — значит, все делается правильно. Для него как заноза угроза международного признания геноцида. Тогда Турции придется заплатить репарации армянам, компенсировать разграбленное имущество. По самым скромным подсчетам это примерно 200 миллиардов долларов.

— Так или иначе задеваем тему Арцаха. Каковы ваши прогнозы по урегулированию конфликта?

— Арцах, Нагорный Карабах уже никогда не вернется в состав Азербайджана. Если они хотят войны, я много раз говорил, это будет стратегической ошибкой с военной точки зрения. Нападающий всегда несет на порядок больше потерь, чем обороняющийся. Да у них людей больше, техники больше, денег больше. Но они не могут решить проблему, склонить Арцах к тому, чтобы он вошел в состав Азербайджана. Да и Армения и Арцах в своей военной доктрине предусматривают ведение военных действий на территории Азербайджана. Такими возможностями Армения и Арцах располагают. А это может привести к взаимному уничтожению. Я хорошо знаю театр военных действий, поскольку служил в Кировабаде. Слабость азербайджанской армии — высокая склонность к панике. Достаточно будет провести пару акций устрашения, паника может захватить всю армию. Территория — горы и леса, способствует проведению диверсионных операций. Они могут деморализовать тылы противника и дать возможность для наступления. Потом лицом к лицу они никогда не будут воевать. Только зная о своем многократном превосходстве. Да и сегодня на передовую как правило посылают служить представителей не титульной нации — талышей, лезгин.

Если теоретически представить, что Арцах согласился войти в состав Азербайджана, то в нынешних исторических условиях это будет означать, что в правительстве, парламенте должны будут быть выделены квоты для представителей Арцаха, принят закон о статусе армянского языка, вероисповедании и многое другое, что предусмотрено международным правом. Судя по настроениям в руководстве и азербайджанском обществе до этого очень и очень далеко. Надо будет десятилетиями, начиная со школьной парты учить людей уважать права других наций. Для Азербайджана это непосильная задача.

Да и в Арцахе уже выросло поколение, которое никогда не жило под патронатом Азербайджана. И вряд ли захочет жить. Поэтому на сегодняшний день лучше замороженный конфликт, чем горячая война. К сожалению, в Азербайджане не умеют достойно проигрывать и постоянно угрожают решить вопрос военной силой. Пусть угрожают. Вся история армян — это жизнь в условиях постоянных угроз. Нам не привыкать.

— И тем не менее угроза возобновления военных действий не уменьшается…

— В этом во многом виновата сама Армения. Прошлое руководство Армении проявляло нерешительность во время локальных инцидентов. В случае начала боевых действий надо переходить к наступлению. Достаточно будет укрепиться на перевале, ведущем в Гянджу. Кстати, армянские танки стояли на перевале в свое время, армия готова была взять город Кировабад, Гянджу, — второй по величине город Азербайджана. Но тогдашнее руководство Армении пошло на поводу международного сообщества, которое было против. При удобном случае эту ошибку надо будет исправить. Не надо забывать, что именно это обстоятельство 1994 году склонило руководство Азербайджана заключить соглашение о прекращении огня.

— Сегодня Арцах — состоявшееся государство, могущее дать фору даже самым развитым…

— Это тоже одна из причин того, что Арцах объективно не может войти в состав Азербайджана. Я давно не был в Карабахе и не знаю в деталях ситуацию. Но та информация, которая имеется, достаточна, чтобы делать выводы. Меня беспокоит то, что плохо идет заселение освобожденных территорий. Надо интенсивнее работать, искать способы привлечения людей. В условиях постоянной угрозы возобновления военных действий необходимо постоянно развивать экономику, привлекать инвестиции, склонять вкладывать в экономику Арцаха богатых зарубежных армян, предлагать им участие в выгодных проектах. Надо активизировать миграционную политику. Все кто хочет, должен получать возможность обустроиться в Арцахе.

— В Азербайджане появились политики, которые считают, что надо признать независимость Арцаха и перейти к экономическому сотрудничеству с ним…

— Если есть такие, то молодцы. Значит все-таки не все потеряно. Только боюсь, что их будут преследовать и обвинять в предательстве при нынешних властях. А то, что есть трезвые головы и умы, вселяет надежду, что компромисс между Арахом и Азербайджаном будет найден.

— С недавних пор руководство Армении при поддержке Арцаха на переговорах в рамках минской группы ОБСЕ озвучивает идею участия Арцаха в переговорном процессе. Этому сопротивляется азербайджанская сторона. Верен ли такой подход?

— Вы бы согласились, чтобы вопросы как вам жить, что делать и кому подчиняться решались без вас? Поэтому вопрос участия Арцаха в переговорном процессе правилен и логичен. Без его участия любые решения, которые не устраивают Арцах, будут с его стороны игнорироваться, что может и приведет к новым конфликтам. Беда в том, что, создав мифы, в Азербайджане истово верят в них. Они убеждены, что войну в Карабахе вела Армения, что освобожденные территории, с которых велся обстрел населенных пунктов Арцаха, это оккупация, что переехавшие в Азербайджан карабахские азербайджанцы — беженцы. И многое другое. Что референдум о независимости, проведенный в Арцахе — фикция и подтасовка. И попытка переубедить их будет бесполезной.

Но они уважают силу и готовы ей подчиняться. Поэтому Армении и Арцаху надо быть сильными и экономически развитыми. Тогда многие вопросы будут решены сами по себе. Один из путей экономического рывка — участие диаспоры в передаче и внедрении передовых технологий мирового уровня в Армении и Арцахе. Лет через 30 нефть и газ иссякнут в Азербайджане. И тогда наступит время Армении и Арцаха. К этому надо готовиться. Самое главное — у нас есть желание развиваться, интеллект, который скоро станет самым востребованным в мире товаром.

Эдвард Сахинов, http://russia-artsakh.ru/

 

 

 

 

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button