Аналитикаоб АрменииОбзор прессыПолитикаПолитики

Формат сопредседательства МГ перечеркнул антиармянские договоры,

Заместитель главы департамента по связам с общественностью МИД России Зайцев заявил на брифинге, что Москва продолжает прилагать усилия для ослабления напряженности между Арменией и Азербайджаном и налаживания диалога.

О каких усилиях идет речь, Москва не уточняет, хотя уже говорила об этом неоднократно. Понятно, что речь не только о контактах, а о неком содержании. Каково содержание этих усилий, учитывая, что после тавушского обострения и Ереван, и Баку существенно ужесточили и без того антагонистичные позиции?

И рассматривает ли Москва как усилие русско-турецкие контакты, которые состоялись на уровне глав МИД и президентов?

Есть ли намерение изменить формат переговоров и мирного урегулирования? Азербайджан и Баку не скрывают недовольства форматом сопредседательства Минской группы. Что думает об этом Россия? Москва была бы не против единоличного мандата, но вряд ли ей это позволят Баку и Анкара.

Но глубинная задача сопредседательства Минской группы состоит не в Арцахском урегулировании и решении армяно-азербайджанской проблемы. Его задача – Армянский вопрос и урегулирование армяно-турецких отношений, вместе с их политико-правовой платформой – русско-турецкими договорами.

Создание формата сопредседательства Минской группы стало первой фиксацией международной легитимности победы и первых шагов Армении против вековых русско-турецких договоров. Три постоянных члена Совета безопасности ООН – США, Франция и Россия – стали сопредседателями формата по обсуждению новой региональной военно-политической и безопасностной системы. По большому счету, сопредседательство МГ заменило собой русско-турецкие договоры на Кавказе, которые до этого и определяли расклад и принципыы безопасности на Кавказе.

Формат сопредседательства Минской группы – это де-факто договор о новых принципах новой системы, заключенный между тремя членами СБ ООН и Арменией, включая Арцах.

Россия в этой ситуации оказалась в наиболее двусмысленной ситуации, будучи стороной как этого формата, так и антиармянских договоров с Турцией. Есть еще третий договор – с Арменией, о военно-политическом союзе. Этот третий договор может гармонизировать с «договором» Минской группы, но вступает в противоречие с русско-турецкими договорами, если Армения начнет говорить о своих правах. России в этом случае придется определяться. Откажется ли она от формата МГ и договора с Арменией в пользу русско-турецкого договора, или отречется от русско-турецких договоров, которым в 2021 году исполнится 100 лет?

Хотя выбор уже не за Россией, поскольку она может только в одностороннем порядке отказаться от формата сопредседательства Минской группы, без Франции и США. А у них нет намерения отрекаться, поэтому отказ России от этого формата будет означать отказ от роли на Кавказе.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button