После войны в Степанакерте открылась первая школа с видной надписью у входа «Спасибо России». В руках детей портреты Путина. Российские СМИ с размахом освещали это событие.
Ситуация вокруг Бердзора неопределенная — осталось два дня, и людям не говорят, останется ли он под контролем армян или нет, оставаться им в городе или нет. Президент Арцаха звонит и говорит, чтобы остались, но ходят слухи, что город сдадут. Все понятно — решения принимают русские, а они, как показал опыт «делимитации», все оставляют на последний момент, вернее, ничего конкретного не делают, и жители вынужденно покидают села. Это продуманная тактика, чтобы потом свалить вину на армян.
В Бердзоре, однако, говорят, что администрация города может быть азербайджанской, но армяне могут остаться. Это российский опыт «интернационала». Один из российских солдат, например, говорит, что армяне должны остаться, чтобы магазины и другие объекты работали, и им проще там нести службу.
Почему Бердзор столь символичен. 200 лет назад «благословенный сапог» впервые появился в Карабахе, где были полунезависимые армянские меликства. Россия установила в Шуши власть мусульман, после чего спустя 30 лет между мусульманским правителем Шуши и центром меликской власти Тогом происходила война. В итоге, при поддержке России, с помощью интриг, террора и прочего в Карабахе была упразднена армянская власть.
С тех пор Карабах 200 лет воевал против России, опосредованно, конечно — против ставших их инструментом прикаспийских турок, а порой и напрямую — в конце 1998-х и начале 1990-х, когда в Карабахе русские войска осуществляли карательные операции. Ход первой Карабахской войны изменился после того, как Россия покинула регион. Причем, русские заботливо умалчивают о фактах вандализма азербайджанцев при выводе войск из Кировабада и других районов, когда убивали русских солдат. Тех самых, что осуществляли операцию Кольцо, в результате которой были деарменизированы Северный и Равнинный Карабах и армянские населенные пункты от Казаха до Евлаха.
Война 2020 года против Карабаха в блоке Москва-Баку-Анкара-Тель-Авив не должна оставить иллюзий. Россия строит в Карабахе военную базу, для чего необходимо минимальное армянское население, которое должно быть благодарно спасителю. Но карабахцы понимают, что школа в Степанакерте открылась благодаря воевавшему на четыре фронта солдату и ценой тысяч жертв, и они еще скажут свое слово.