Авторская программаИнтересные фактыИстория

Вадим Арутюнов: Армения без армян Колумбия.

nashaarmenia.info в Telegram։ https://t.me/nashaarmenia
и на YouTube։  Наша Армения — YouTube

Армения без армян. На земном шаре восемь городов с названием Армения

На земном шаре восемь городов с названием Армения. Все они находятся в Латинской Америке. Три из них — Армения, Армения Нуэво и Армения Бонито — в Гондурасе, по одной Армении в Сальвадоре, Гватемеле, Никарагуа и Белизе. Однако самая крупная Армения, с населением свыше 260 тыс. человек, расположена в Колумбии. В наших широтах многие слышали о колумбийской Армении, но мало кто бывал. Я решил восполнить этот пробел и отправился туда из жаркого Техаса. Тем более, июнь. Это значит, что в Армении сейчас зима.

Пять часов полета, и после 40-градусного Хьюстона я оказался в колумбийской столице Боготе, где зима только набирает свои обороты, а термометр показывает 12 градусов тепла. В Южном полушарии началась зима. Правда, не такая, какой мы ее видим в России и сопредельных странах. Зима в Боготе что-то вроде нашей поздней осени. Это когда дождливо, ветрено и вообще хочется подольше поспать. Но я не собирался эти дни проводить в унылой Боготе. Мой курс лежал на юго-запад страны, поближе к экватору. И вот мой гейт, где нас, пассажиров, уже ожидал 319-й эйрбас, направлявшийся в Армению.

НАТУРАЛ В АРМЕНИИ

50 минут лету — и я в кофейной столице Колумбии департамента Киндио — Армении. В аэропорту El Eden («Райский») надпись на испанском: Bienvenidos a ciudad de los milagros — Armenia (Добро пожаловать в город чудес Армению!). Сами «армяне», местные жители, тоже оказались людьми чудесными: в аэропорту не было ни одного обменного пункта. А чтобы добраться до города, нужны колумбийские песо. С долларами в Колумбии связываться не хотят. И это не только в Армении, но и по всей Колумбии. Таксисты возрастные принимали меня то за уругвайца, то за панамца… Так и говорили: «Это вы там у себя в Панаме будете долларами расплачиваться, а здесь только песо». В ответ я улыбался и постоянно повторял: «Я армянин. Из России». Один из бомбил так и вовсе не полез за словом в карман, ответил: «Если ты армянин из России, тогда я римлянин из Армении». До меня дошло, что мои слова «я армянин из России» таксисты восприняли по-своему. Дескать, я местный (из города Армения), но живу в России. Короче говоря, они меня неправильно поняли, да и я не пытался вносить конкретику. Подошел к более молодому таксисту, предложил довезти меня до ближайшего обменного пункта, где бы я мог разменять свои «зеленые» на песо. На том и сошлись! Молодой человек сделал все, что от него зависело. Я расплатился с ним, оставив хорошие чаевые.

Перед поездкой в Колумбию меня многие наставляли об осторожности. Мол, криминальная страна, грабители и прочее. Все так. Но это не про Армению. Жители этого города вполне жизнерадостные люди. Природа удивительная. Пробыв здесь несколько дней, понял, что среди местных «армян» я один натуральный. В Колумбии живут еще такие же натуральные армяне, колумбийские, но все они, как правило, в крупных городах — Боготе, Медельине, Кали, Картахене и Барранкилье. Всего их, вместе взятых. по последней переписи не так много – около 300 человек. В городе Армения есть один армянин Шаген Халебян, женатый на колумбийке Катрин Ньюманн, но они появляются здесь во время сбора урожая кофе, а живут в Лос-Анджелесе.

— Меня, возможно, как и тебя, сначала привлекло название города. Поэтому я оказался здесь в 2013 году, — вспоминает Шаген. — Я влюбился в Армению. Неописуемая природа. Сам видишь. Кофе потрясающий. Я решил заняться своим бизнесом. Выкупил несколько гектаров земли с кофейными деревьями и начал производить собственный кофе особой зажарки, как у нас на исторической родине — в Республике Армения. Там кофе не выращивают, но традиции кофемании у армян исходят с давних времен, уносят на многие столетия назад. И неудивительно, что законодателями кофейной продукции в Европе были армяне — Ованес Диадато в Вене (1685 г.),
Паскаль в Париже (1672 г.) и в том же году Малибан в Праге.

В Армении все местные кофейные плантаторы совмещают свой бизнес с индустрией туризма. Но Шаген и Катрин ограничились только плантациями, т. к. большую часть жизни проводят в Соединенных Штатах. Вообще, на первых взгляд создается впечатление, что в Армении турбизнесом занимаются все. Буквально на каждом шагу можно встретить офис для туристов. А все потому, что Армения — один из самых чистых и красивых городов Колумбии. Вы не встретите в нем крупных строений, а главными его достопримечательностями считаются два знаменитых музея — музей исчезнувшей индейской культуры Quimbaya (в нем хранятся археологические образцы древней индейской культуры) и музей кофе. Также здесь находятся несколько университетов, главные из которых — Университеты La Gran Colombia и Del Quindio.

На улицах много молодежи. «Знаете ли вы что-нибудь о стране Армения?», — спросил я у некоторых из них. Одни не слышали о таковой и были удивлены, другие знают, но не более того, что «есть такая страна где-то в Передней Азии». Однако встречались и те, что лучше знакомы с Арменией. Некоторые из молодых «армян» рассказали, что это первое христианское государство, находится в Азии и что у армянского народа трагическая судьба, познавшая геноцид.

— Очень бы хотелось побывать в Армении, — поделился со мной 20-летний местный житель. — У нас город Армения, а там целая страна Армения. Было бы прикольно побывать. Но Армения далеко и дорого. Мне на свою стипендию дальше Боготы сложно уехать. Поэтому пока буду наслаждаться нашей Арменией.

«И все же, как получилось, что в далекой Колумбии возникла своя Армения?», — спросите вы и наверняка кинетесь искать ответ в справочниках. Не торопитесь! Уверяю вас, справочники вас введут в заблуждение. Истина уже рядом. И я вам ее поведаю.
КАК АРМЕНИЯ СТАЛА АРМЕНИЕЙ?
На месте нынешнего города Армения находился небольшой населенный пункт Вилья Ольгин, который с годами становился больше из-за прибывавших сюда рабочих-сборщиков кофе. 4 июня 1887 года президентом Колумбии вновь стал писатель, журналист, юрист и политический деятель Рафаэль Нуньес Моледо. В начале 1880-х он уже занимал этот пост и пользовался уважением среди населения. Талантливый президент даже стал автором гимна Колумбии. Кстати, Рафаэль Нуньес упоминается в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовь во время холеры». В период своего второго срока правления Нуньес боролся за фундаментальную перестройку политической структуры страны, которая закончилась принятием и введением в действие новой Конституции Республики Колумбия, известной как Конституция 1886 года. Моледо был человеком всесторонне одаренным, любил историю, географию. В те годы большинство населенных пунктов Колумбии именовались либо в честь прежних президентов и политических деятелей, как Вилья Ольгин, либо труднопроизносимыми индейскими названиями. Любитель истории Моледо решил внести в топонимику страны новые краски — дать колумбийским городам, краям и населенным пунктам наименования древних городов и стран. Именно поэтому в топонимике современной Колумбии можно встретить не только Армению, но и Антиохию, Элладу, Аквитанию, Пальмиру, Александрию, Фландрию и пр. Топонимический наказ Моледо вступил в силу в 1888 году. А в 1889 году на карте мира появилась еще одна Армения — колумбийская. Надо сказать, ей повезло больше. Из-за удобного расположения и кофейной промышленности Армения стала самым большим городом среди остальных переименованных городов. Поэтому спешу сообщить, что колумбийская Армения никакого отношения не имеет ни к резне армян в Османской Турции, которая произошла через пять лет после того, как Армения назвалась Арменией, ни, соответственно, к Геноциду армян 1915 года. Хотя именно эти два события чаще всего приводят нерадивые источники, путаясь в показаниях и утверждая, что город назван в честь погибших в Геноциде армян.
СТРАННАЯ ТОЛМА
Как и сама мать-Армения, ее колумбийская дочь гористая. Армения окружена лесами, водопадами, реками. Только вместо знаменитых армянских абрикосов, персиков и алычи колумбийская Армения наполнена бананами, гуавой и маракуйей. Из-за благоприятного климата Армения снабжает всю страну свежими фруктами круглый год. Город частенько именуют не только кофейной столицей Колумбии, но и ее «фруктовой тарелкой». Не обделена Армения и садовой флорой. Особенно в центральной части, утопающей в цветах в скверах и парках.

Разнообразные орхидеи, георгины, розы благоухают с ухоженных клумб, а экзотические птицы, многих из которых мы привыкли видеть в клетках, свободно порхают над ними. Но это город. Самое удивительное за городом. В долине Кокора. Там и только там произрастают самые высокие в мире пальмы. Мне не терпелось увидеть их. И вот, утром, «заморив червячка» куском сыра с кукурузной лепешкой, я взял старый американский «Виллис», популярный в Колумбии, и отправился на нем в Кокору. Чем дальше мой «железный ветеран» нес меня от Армении, тем больше передо мной открывались виды. Пейзажи Южной Америки — они особые, пестрые и растительностью, и фауной. В эти минуты сожалел, что не подготовился и не знал названия птиц, попадавшихся мне по пути в Кокору. Каждую хотелось запечатлеть. Но «дичь» поднималась ввысь или пряталась в ветвях пышных деревьев каждый раз, как я выходил из машины. В таком темпе 70 км с хорошими дорогами я одолел за 2,5 часа. К 10-ти часам местного времени я прибыл в крохотный городок Саленто — очень уютный, с разноцветными домиками и аутентичным населением. Как и сто лет назад, мужчины этого городка выглядят как настоящие кабальеро — в широкополых шляпах и на конях. А женщины… Донны так донны — полногруды, черноволосы и обязательно в шали, покрывающей голые плечи. Я решил сделать небольшой привал перед Кокорой, попить кофеек и запастись водой. Вошел в первую попавшую забегаловку, где меня встретила пожилая и очень крупная донна с самокруткой в зубах. Не вынимая ее изо рта, женщина пыхнула дымком, отчего даже прищурилась, и как бы между делом спросила низким голосом:

— Сеньор желает позавтракать?
— Да, было бы неплохо, — ответил я. —
Мне бы кофе и бутерброд. Желательно мясной.
Донна молча погасила самокрутку в деревянной пепельнице и пошла к стойке готовить заказ.
— Куда следуете? В Армению или в Кокору? — поинтересовалась она снова между делом.
— В Кокору. Еду из Армении.
— Первый раз едете? — не унималась женщина.
— Да. Много слышал о Кокоре, но никогда не бывал.
— Тогда рекомендую вам хорошо подкрепиться. От чистого воздуха долины Кокора вы быстро проголодаетесь. Могу предложить вам Huila y Tolima.
— Какая толма? — удивился я.
— Не толма, а толима. Huila y tolima, —
повторила женщина и спросила. — Вы что, не колумбиец?
— Нет, — ответил я, не вдаваясь в подробности.
— Понятно. Панамец, наверное, — заключила женщина.
Где-то я это уже слышал о себе, — подумалось мне. — Ну да ладно! Панамец так панамец!
— Ну что? Будете брать?
Любопытства ради, я сдался:
— Давайте. Уговорили

Женщина наконец-то улыбнулась. Раскрутила на деньги, что называется. Да и мне было интересно, о какой такой толиме идет речь. О том, что президент Моледо назвал свои города в честь древних стран, мне рассказали в музее Армении. Неужели и национальные блюда древних стран перенял? Пусть даже и с прилагательным Huila. Пока я думу думал, мой заказ был готов. Старая колумбийка поставила передо мной поднос с кофе, бутербродом и той самой huila y tolima. Последняя оказалась обычным куском запеченой отбивной, обернутой в кукурузные листья. «Да уж, — подумал я.

— Теперь я понимаю, почему эта толима так называется». Впрочем, сытно, вкусно. Если не фантазировать.

Отведав то, что Бог послал в лице донны, я наполнил бутылки водой и отправился в Кокору. Осталось проехать всего 20 минут, чтобы оказаться в раю.
ПАЛЬМОВЫЕ НЕБОСКРЕБЫ
Побывать в колумбийской Армении и не выехать в долину Кокора? Нет. Я бы не простил себе. Это удивительное место называют еще «пальмовой долиной», и, как я уже говорил выше, здесь произрастают самые высокие пальмы в мире — восковые. Долгое время они служили людям источником воска для свечек, использовались в церемониях. Теперь это Национальный парк, входящий в состав природного парка Колумбии Los Nevados, который охватывает четыре департамента и составляет более 60 тысяч квадратных километров. Высота произрастающих здесь пальм достигает 80 метров. Их верхушки расположены среди облаков, от чего стройные гиганты выглядят еще более величественно. Живут восковые пальмы до 120 лет. Листья у них темно-зеленые с сероватым оттенком, ствол цилиндрический, гладкий, светлый и покрыт воском. До изобретения электричества пальмовый воск использовался в производстве мыла и свечей. Внешняя часть ствола использовалась для строительства домов и систем водоснабжения, а плоды для кормления домашнего скота. Поэтому, если оглянуться назад лет на сто, то вся Армения была построена из стволов этих пальм. И не только Армения, но и все близлежащие города Колумбии. Люди использовали ресурсы пальм так часто и нещадно, что их количество стало быстро сокращаться. Колумбийское правительство было вынуждено принять меры для сохранения оставшихся деревьев. В 1985 году даже вышел указ о том, что человек, срезавший воск с пальмы, будет приговорен к казни. Глядя на такое чудо, поймал себя на мысли, что впервые в жизни согласен с таким жестким законом. Иначе бы ни я, ни все те, кто придет нам на смену, никогда бы не увидели эти нерукотворные произведения божьего промысла.

Оставив позади около трех миль, я добрался до реки Киндио, в честь которой и названа провинция Армении. Горная река с быстрым течением была настолько прозрачной, что я отчетливо видел дно. Над рекой — старый висячий мост. Думаю, он еще долго прослужит путникам. Я пересек его и встретил группу наездников в широкополых шляпах. Это пастухи направлялись в деревню на сиесту. Они поприветствовали меня, спросили:

— Из Армении?
— Да, — ответил я
— Что-то вас, городских, сегодня слишком много здесь. Не распугайте носух, — сказал один из них.
Я недоуменно ответил:
— Носух? Да мне нет дела до носух.
Я приехал побродить.

Пожелав мне удачи, пастухи направились к висячему мосту. А я, пройдя еще метров пятьдесят, встретил группу молодых колумбийцев, раскинувшихся на пикнике. Судя по прикиду, это были городские. Они и рассказали мне, что Кокора буквально кишит носухами и колибри. Местные жители считают их своим достоянием. Подкармливают, строго следят за их безопасностью.
— Разве здесь имеются дикие животные? — поинтересовался я.

— Да. Человек, — ответил самый старший из ребят. — Из Боготы приезжают всяко-разные отморозки, вылавливают носух и увозят на рынки столицы. Шкурки носух пользуются спросом у индейцев. Они изготавливают из них воротнички. Говорят, от дурного глаза помогает. А есть племена, которые и мясо используют. Это рядом, в провинции Tolima. Они готовят из мяса носух huila…

Я с ужасом округлил глаза:
— Что? Huila? Нет, не может быть. Как? Черт! Я съел носуху?
Тут вся компашка из шести человек посмотрела на меня с удивлением.
— Ты съел носуху? Где? — поинтересовалась единственная среди них девушка.
— В кафе у одной старухи в Саленто.
— Но как ты понял, что тебя накормили носухой? — спросил мой прежний собеседник.
— Она сама сказала. Я хорошо помню название этого блюдо — huila y tolima.
И тут все рассмеялись так, что на некоторых их них кашель напал.

Я смотрел на них и чувствовал себя объектом насмешки. Даже немного обиделся. Один из ребят, видимо, заметил это, перестал смеяться и под гогот остальных обратился ко мне:
— Послушай, парень, скорее всего, ты ел свинину. Торговля носухами уголовно-наказуемое занятие в нашей стране. Никто не станет открыто торговать мясом носух. Еще и в кафе первым встречным. Huila — это блюдо из мяса. Любого мяса, — пояснил мне молодой человек. — А Tolima это название соседней с Киндио области. Их huila отличается только размером. Она больше и пикантнее.

Теперь настала очередь смеяться мне. Ребята, конечно, не поняли, что вызвало мой смех. Наверняка подумали, что смеюсь я над своей неосведомленностью в местной кулинарии.

Страсть как захотелось увидеть носух, но до них нужно было топать еще миль пять. Не меньше. Молодые люди уговорили меня остаться с ними. Угостили печеным бататом. Правда, я его еле осилил. Плод с видом картофеля и вкусом сладкой вареной моркови пришелся мне не по вкусу. Но об этом я не сказал, чтобы не обидеть своих новых приятелей. Без удовольствия отправлял в рот кусочек за кусочком, трапезничал и слушал своего собеседника о флоре и фауне Кокоры. В это время кто-то из ребят закричал:

— Кондор! Кондор! Смотрите, целое семейство кондоров над нами.

Я поднял голову и увидел огромных птиц. Их было штук пять. Они кружились над нами, словно разглядели в нас падаль. Я достал свой андроид и начал снимать. Позже узнал, что мне крупно повезло. Дело в том, что эти птицы обитают вдоль периметра Анд — от мыса Горн в самой южной оконечности Южной Америки в Чили до Лос Невадос в Колумбии, где заканчиваются Анды и где я находился в этот момент, наблюдая за кондорами. Иначе говоря, я был на самой северной границе ареала этих пернатых. И это значит, что, условно говоря, Армения — конечная точка обитания кондоров.

Я был рад, что встретил на своем пути эту веселую компанию молодых колумбийцев. Вот только имена их не запомнил. Вместе мы добрались до деревни, где поджидал меня мой «Виллис». Двоих даже «подбросил» до Армении, т.к. им нужно было поздно вечером вылетать в Медельин. В память о знакомстве молодой человек достал из своего рюкзака кепку с изображением колумбийского триколора и подарил мне.

— А знаешь, что флаг Колумбии — самый многострадальный среди других латиноамериканских флагов? — спросил я у парня.

— Почему ты так считаешь? — удивился он.

— Есть в Азии страна Азербайджан. В этой стране по несколько раз в год сжигают колумбийский флаг.
Мой приятель еще больше удивился. Я решил снова достать свой старый добрый андроид и показать ему видеонарезки из Азербайджана, а заодно и пояснил:
— У вас есть город Армения. А Азербайджан граничит со страной Армения. Обе страны конфликтуют. Политика армянофобии в Азербайджане затуманивает людям головы, и они вместо армянского сжигают колумбийский флаг, т.к. армянский и колумбийский триколоры очень похожи.

Конечно, по пути в Армению я многое рассказал своим новым приятелям и о войне Армении с Азербайджаном за Арцах, и о творящемся беспределе в политике Азербайджана. Ребята внимательно слушали меня, задавали встречные вопросы… Их интерес к Армении, — той, которая настоящая, — только возрастал. Им захотелось побывать в этой стране и, подобно мне, написать очерк о далекой и многострадальной старушке Армении, о которой в колумбийской Армении слышали, но мало кто бывал.
Вадим АРУТЮНОВ
Колумбия, Армения

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button