АналитикаАрцахВоенные действияПолитикаПолитикиРОССИЯ

Россия с 1997 года вела с Турцией переговоры по Арцахской проблеме в обход ОБСЕ.

Наш посредник – преступник: Россия с 1997 года вела с Турцией переговоры по Арцахской проблеме в обход ОБСЕ

Собеседник Lragir.am – координатор Ассамблеи беженцев из Азербайджанской ССР Мариам Авакян.

Госпожа Авакян, жители Арцаха обратились к правительству Армении с требованием о предоставлении статуса беженца, но ответа нет и нет. Какую политику следует проводить в этом направлении?

Правительству следует разобраться, во-первых, в том, являются ли насильственно перемещенные из Арцаха лица гражданами Армении. Мне сказали, да, это граждане Армении. Если граждане, значит, они внутренне перемещенные лица. Если не граждане, то, согласно ООН, насильственно перемещенные лица должны в социально-экономическом плане получить статус беженцев. То есть, им должна быть доступна установленная ООН социально-экономическая помощь. Но в политическом плане они не беженцы. Теперь арцахцы требуют статуса беженцев. Мне все равно, наделят ли их статусом беженцев или внутренне перемещенных лиц, оба эти статуса могут помочь в решении политических задач. А задача одна – возвращение.

Я всегда напоминаю о пункте 7 заявления от 9 ноября. Наши горе-политоги усматривают в этом пункте возможность возвращения азербайджанцев в 7 районов и не говорят о возвращении армян в Гадрут и Шуши. Когда весной 2021 года мы с насильственно перемещенными арцахцами встречались в парламенте с сотрудниками МИД и депутатами, вспыхнула дискуссия. Я утверждала, что заявление 9 ноября – это документ о перемирии. Вы не найдете международных организаций, которые утверждали бы, будто заявление 9 ноября – это документ об урегулировании конфликта. Все говорят, что это соглашение о перемирии, и Минская группа должна возобновить свою работу. А если это документ о перемирии, значит, он затрагивает устранение последствий войны 2020 года. А по итогам этой войны образовались только армянские беженцы и внутренне перемещенные лица.

В 2010 году ОБСЕ зафиксировало, что в Карвачаре и Кашатаге проживало как минимум 14 тыс. армянских беженцев из Азербайджана. Это они являются беженцами – те, кому осенью 2020 года пришлось снова бежать. А внутренне перемещенные лица –это гадрутцы, шушинцы, кашатагцы, карвачарцы, жители Джракана и Варанды. Тут может возникнуть вопрос – почему тогда Каштаг и Карвачар сдали без единого выстрела?

Ответ один – потому что страна-посредник является преступником. Страна-посредник, которая 9 ноября навязала нам заявление, с 1997 года проводит с Турцией альтернативные переговоры по арцахскому урегулированию, имея даже договор об этом. То есть, они еще в 1997 году решили, что будут действовать в обход Минской группы ОБСЕ. Наши власти приняли «план Лаврова» под дулом пистолета. Страна-посредник вместе с Турцией игнорировали формат Минской группы и осуществили в обход ОБСЕ «план Лаврова». Теперь, если мы позволим реализацию 7-го пункта так, как представляют себе его политики, или как Ильхам и Путин будут нам диктовать, это станет позором.

В конце прошлого года Никол Пашинян заявил о вероятности возвращения проживавших в Арцахе азербайджанцев.

Удивительно, но правду о конфликте за эти 30 лет заявил только один человек – в октябре 2020 года Путин сказал, что конфликт начался с Сумгаита. Если б Никол и прежнее руководство Армении говорили о Сумгаите, то они должны были сказать, что это был геноцидальный курс, и армянские беженцы появились в результате геноцида. Тогда конфликт получил бы иное содержание: если б в 1988 году народ Арцаха не стал самообороняться, то народ не только Арцаха, но и всей Армении подвергся бы геноциду. Вопрос о 7 районах можно трактовать по-разному: Азербайджан покинули более 800 тыс. армян, где они должны были жить? Может, в этих 7 районах?

Думаю, должна быть следующая схема. Мы должны говорить о 7-м пункте заявления 9 ноября как документа о перемирии. Мы должны следовать тезисам международного сообщества о том, что заявление было принято для установления перемирия, и если мы позволим азербайджанцам вернуться, значит, мы нивелируем Минскую группу, свернем урегулирование и одобрим агрессию Ильхама, указав, что все конфликты в мире должны решаться силой. Наши политики должны заявить, что два пункта заявления 9 ноября – о Кашатагском и Карвачарском районах – были преступлением со стороны посредника. Релизоваванный под угрозой силы «план Лаврова», который растаптывает репутацию Минской группы, станет прецедентном для силового решения конфликтов. Надо предотвратить этот порочный ход. Статус-кво должен быть восстановлен, армянские беженцы, которые жили в Карвачаре, Кашатаге, должны вернуться. Только после восстановления статус-кво можно говорить об урегулировании. А преступников следует карать, выяснить, кто архитектор войны, а это явно видно. Кроме того, нужно уточнить роль Турции и террористов.

А если возвращение беженцев, то только армянских беженцев и перемещенных лиц. Даже если арцахцам будет предоставлен статус внутреннее перемещенных лиц, живущие в Ереване гадрутцы будут считаться внутренне перемещенными лицами, то они все равно должны вернуться в Гадрут. Власти Армении должны четко поставить задачу и решать ее, но я пока не вижу предпосылок для этого, что вызывает крайнюю озабоченность. Ведь может повториться пораженческая политика армянских властей, которая проводилась в отношении армянских беженцев из Азербайджанской ССР.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button