АрцахКрасоты Армении...Туристическая Армения

«КАРАБАХ- СКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ» Сокровища Арцаха .

Монастырь Ерек Манкунк или Ериц Манканц (досл. — Монастырь трёх отроков) находится в 7км от Джраберда в Мартакертском районе Арцаха. Монастырь представляет собой выдающий образец арцахской школы армянской архитектуры периода своего расцвета в 17 веке.

Монастырь был основан при правителях Джраберда (от слов “джур” — вода, “берд” – крепость”), князьях Мелик-Исраелянов, находящихся в соперничестве с, покровительствующими Гандзасарсому монастырю, владетелями Хачена князьями Гасан-Джалалянами.

Наверное, именно это и стало одной из причин возведения столь внушительного и искуссного сооружения. Согласно сохранившимся источникам, церковь была построена во второй половине 17 века, благодаря значительным пожертвованиям католикоса Агванка Симеона и его брата архимандрита Игнатиоса. Строителем храма упомянут зодчий Саргис, отдельная лапидарная надпись которого сохранилась на северной стене апсиды.

Возведенная из беловатых нетесаных камней церковь относится к типу трехнефной купольной базилики с прямоугольными двухэтажными приделами по обе стороны от алтарной апсиды в восточной части. Входы на верхние этажи приделов открываются через апсиду. В боковых стенах полукруглого алтаря имеется семь ниш.  Также сохранилось место купели крещения. Выложенный из камней чистой тески молочного цвета восьмигранный барабан купола держится на четырех массивных колоннах. Свод образован посредством перекрещивающихся изящных арок. Просторное внутреннее помещение освещается при помощи больших окон. Вся поверхность тимпана портала богато орнаментирована. В стенах здания церкви вставлены хачкары, датируемые 1571, 1620, 1745гг.

Отличительной особенностью Церкви и всего монастыря является ассиметрическая конструкция, причем ассиметрия просматривается от базовых архитектурных вплоть до художественных деталей. К примеру, купол церкви расположен не по центру молельного зала, а в значительном смещении к западной части здания. Однако, благодаря расположению единственной двери в южной части церкви, входящему кажется, что купол расположен посередине. Таким образом, элемент ассиметрии в обьемно-пространственной композиции всего комплекса отнюдь не случаен, а является, как минимум, определенным способом создания гармоничного созвучия архитектуры монастыря с окружающей его природой.

О большой значимости монастыря и многолюдности монашеской братии свидетельствуют наличие нескольких многоместных жилых комплексов в восточной и южной сторонах монастырской территориия и многочисленных построек служебного и хозяйственного назначения. Наибольший интерес представляет уникальное в своем роде строение – большой круглый зал, который, по всей видимости, выполнял функцию Патриаршей приемной.

Духовные сокровища Арцаха — Ким Бакши

 

Духовные сокровища Арцаха - Ким БакшиО новой книге рассказывает сам автор. Одна из первых глав озаглавлена «98 ступеней». Пятьдесят с лишним лет назад я приехал впервые в Армению и ступил на эти базальтовые ступени, 98 — ровно столько было от земли до бронзовых дверей Матенадарана, крупнейшего в мире хранилища древних армянских манускриптов. С тех пор я написал шесть книг на эту тему, эта седьмая. Посвящена она Арцаху, Нагорному Карабаху. Но не просто!

О Карабахе написано много – о войне с Азербайджаном, о героизме борцов, о победе. В моей книге речь идет о другом. Как-то никто из литераторов до сих пор не обращал внимания на фундаментальные ценности Арцаха – то, что я называю духовной составляющей. То, что являет силу, я бы сказал, духовную мощь и непобедимость народа.

Это христианская вера и родной язык, двоякое ощущение родины – и как родимого дома, семьи, детей, и как исторического места, где жили многие поколения армян, как армянской земли. Эта книга о духовных сокровищах Арцаха. Она посвящена многочисленным его храмам, и прежде всего главному – кафедралу Гандзасара.

Она посвящена карабахским крепостям – орлиным гнездам на вершинах гор. В центре книги многочисленные манускрипты, созданные на арцахской земле, с их оригинальными миниатюрами. Одно из таких Евангелий хранится в немецком городе Галле. Множество их – в Ереване, в Матенадаране. Для древней рукописи важно не только место, где она была создана, но и место, где она хранилась, спасалась от врагов.

В этом смысле Арцах – уникален. Многие манускрипты, в том числе те, что ныне составляют гордость Матенадарана, на протяжении веков сберегались в недоступных монастырях Нагорного Карабаха. А дело в том, что владетельные князья – мелики – отправляясь в походы, не только освобождали пленников-армян, но отыскивали и спасали древние рукописи, привозили в Арцах, вкладывали в церкви и монастыри, на свои средства «лечили» книги, восстанавливали их. Оказывается, такие всемирно известные манускрипты, как Ахпатское Евангелие, как Таргманчац, пришли в Матенадаран из Арцаха.

Такая же судьба уникального Евангелия Католикоса Вазгена I и Евангелия Вехамайр – матери Католикоса (на нем приносят клятву вступающие во власть президенты Армении). Из этих и многих других подобных фактов я делаю фундаментальный вывод: Арцах, веками сохранявший относительную независимость, на протяжении веков в армянской истории играл роль нынешного Матенадарана, то есть хранилища ценнейших армянских рукописей. В книге мы еще раз покажем замечательные рукописи, расскажем об их судьбе, побываем в тех труднодоступных монастырях, где они хранились.

Еще один новый вывод, который смогут сделать читатели моей книги, связан с историей Киликийского армянского царства, речь идет о правящей династии Гетумидов. Было неизвестно, где их корни. Историки указывали неопределенно – на Востоке. Мы покажем конкретное место, откуда они переселились в Киликию – это Арцах. Мы побываем на их фамильном кладбище, прочтем надписи на хачкарах. А с царями Гетумами связано творчество великого Тороса Рослина и такое сокровище Матенадарана, как Чашоц Гетума Второго. Будучи в недавней поездке в США, я собрал интересные материалы о Торосе Рослине и вообще об армянских манускриптах в американских коллекциях.

Для меня теперь великая культура армянской Киликии, которая в XIII веке стояла на высшем уровне в тогдашнем цивилизованном мире – это не просто Торос Рослин, или царь Гетум II, или Смбат Спарапет, я не могу (и не хочу!) забыть, что они в своих истоках – из Арцаха, их истоки глубоко зарыты под хачкарами Майреджурского монастыря – на окраине далекого села, освобожденного от азеров, которые любой ценой пытаются вернуть себе эту чужую, армянскую землю. Но мы не должны отдавать им Гетума и Рослина! Армяне и так лишились многого… Таков один из главных идейных мотивов моей новой книги.

В заключение я рассказываю интересную историю рукописи, называемой Красное Евангелие Гандзасара. Ее судьба тесно переплелась с судьбой армянского народа. Она много раз попадала в плен, ее продавали, выкупали, затем она оказалась за океаном. Я прилетел в Чикаго, где она хранится в библиотеке Чикагского университета, можно сказать, почти в безвестности. Я провел много дней над этой замечательной, богато иллюстрированной книгой, хранящей многие тайны.

Мне хочется, чтобы правда о Карабахе дошла до всего мира, чтобы люди открыли для себя не просто маленькую, так называемую непризнанную республику, а целый мир, полный духовных сокровищ. Они, в отличие от самой НКР – Нагорно-Карабахской Республики, широко признаны в интеллектуальном мире. В этом можно убедиться, прочитав соответствующие главы в книге. Речь идет о Париже и Национальной библиотеке Франции, о Лондоне и Британской библиотеке, о Лос- Анджелесе, Нью-Йорке, Вашингтоне, Балтиморе. О городе Галле в Германии и т. д.

Книга богато иллюстрирована (более пятисот снимков) фотохудожником Акопом Берберяном, который совершал со мной путешествия по Арцаху и является по существу моим соавтором.

Григор Григорян

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button